Журнал выдачи сиз, образец

Порядок выдачи средств индивидуальной защиты на производстве

Процедура выдачи работникам предприятия средств индивидуальной защиты регламентируется Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными приказом Минздравсоцразвития №290н от 1 июня 2009 года. Согласно этому документу, все работники, чей труд связан с опасными или вредными условиями, которые могут причинить вред здоровью, должны быть обеспечены бесплатно индивидуальными средствами защиты. Но для работодателя, в чьи обязанности входит обеспечение работников этими СИЗ, их приобретение становится заметной статьей расходов.

Поэтому выдача средств защиты осуществляется в соответствии с отраслевыми типовыми нормами или с типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей эконом, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития РФ № 541н от 1.10.2008г. Перечень и нормы выдачи СИЗ установлены также Приказом Минздравсоцразвития РФ №541н. Законодательство не запрещает устанавливать собственные нормы выдачи СИЗ, но они должны быть обоснованы в ходе проведения аттестации рабочих мест и утверждены локальным нормативным актом – Положением о выдаче СИЗ.

Смотрите вебинар на тему «Обеспечение работников организации средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами»:

О том, какие защитные средства положены каждому из работников, работодатель должен довести до их сведения при подписании трудового договора. Межотраслевыми правилами утверждена форма личной карточки учета выдачи СИЗ, в которой фиксируются все полученные работником средства индивидуальной защиты и их возврат. Эта карточка может вестись как в бумажном виде, так и в электронном. Также сведения о полученных СИЗ могут дублироваться в таком документе, как Журнал учета выдачи СИЗ.

Как правильно организовать учет выдачи СИЗ

Учет СИЗ необходим как в интересах работников, так и в интересах работодателя. Для работников он является гарантией того, что они будут своевременно обеспечены необходимыми средствами защиты, а для работодателя учет СИЗ поможет избежать лишних расходов, обеспечить безопасность производства и доказать, что обязательства по охране труда выполняются. Основным документом, в котором отражается использование СИЗ, является личная карточка. В ней содержатся сведения о работнике: его фамилия и инициалы; наименование структурного подразделения; пол, возраст, размеры одежды, обуви, головного убора, перчаток и пр. Перечень выдачи СИЗ приведен в карточке как таблица, в графах которой указывается наименование СИЗ, выданное на год их количество, срок носки, а также типовые нормы, на основании которых выданы средства защиты.

На обороте карты, если она ведется в бумажной форме, указывается номер сертификата соответствия СИЗ; дата и количество выданных СИЗ, подтвержденные подписью работника, а также дату и количество СИЗ, возвращенных работником с его подтверждающей подписью. Лицо, ответственное за выдачу и прием СИЗ также ставит свои подписи на обороте карточки. На обороте карточки также указываются сведения о степени износа защитного средства, как при его получении, так и при возврате.

Если личная карточка ведется в электронном виде, вместо подписей заносится номер и дата Ведомости учета выдачи СИЗ или же номер записи, которая вносится в Журнал учета выдачи СИЗ. И в Ведомости, и в Журнале работник ставит свою личную подпись, которая и является подтверждением того, что положенные средства защиты были им получены. Учет выдачи СИЗ в специальном журнале является рекомендуемым, но если личные карточки ведутся в электронном виде, этот документ необходимо оформить обязательно. Для учета сроков эксплуатации средств защиты, их технического состояния и исправности, также ведется отдельный журнал. В этом журнале контролируются установленные для каждого СИЗ сроки проведения проверки.

Оперативный учет выдачи СИЗ необходим для контроля их пригодности для дальнейшей эксплуатации. После окончания установленных нормативами сроков носки, спецодежда должна быть возвращена и, если это необходимо и возможно она опять может быть приведена в пригодное состояние после стирки, чистки, деактивации, дезинфекции и т.п. Возврат СИЗ предусматривается и в тех случаях, когда работник увольняется или переводится на новое место работы, не предусматривающее использование ранее выданных средств защиты.

На предприятии должен быть организован и учет СИЗ общего пользования, которые называются «дежурными». Дежурные СИЗ выдаются не конкретным работникам, они предназначены для определенного рабочего места. Ими пользуются те работники, которые выполняют ту работу, безопасность которой обеспечивают данные СИЗ. Дежурные СИЗ выдаются руководителям подразделений или смен, которые и являются ответственными за их использование и хранение. Эти СИЗ хранятся в кладовых подразделений и выдаются сотрудникам только на время выполнения работ. Сведения о дежурных СИЗ вносятся в отдельные карточки, на которых ставится соответствующая пометка. Тем работникам, которые постоянно выполняют совмещаемые работы, выдаются дополнительные СИЗ, которые также должны быть учтены и в личной карточке, и в журнале выдачи.

Правила ведения и ответственные лица

В законодательстве нет четкого указания по оформлению, а также хранению книги. Однако на практике учетный журнал ведут специалисты из отдела охраны труда либо руководители подразделений. Такое решение обусловлено областью применения.

Первая запись должна появиться с началом использования различных средств защиты, к которым относят:

  • Костюмы изолирующие, скафандры.
  • Противогазы, респираторы, различные шлемы и каски.
  • Специальную одежду.
  • Устройства оградительные, изолирующие, автоматического управления, предохранительные.

Это далеко не полный перечень. Весь список с уточнениями есть в ГОСТе 12.4.011-89. Каждый элемент необходимо осматривать, чтобы исключить дефекты и убедиться в чистоте перед использованием. Дополнительно не реже 1 раза в 6 месяцев проводится проверка всех средств защиты. Ее результаты заносят в соответствующую графу.

Допускается эксплуатация СИЗ в исправном состоянии и с маркировкой. Для этого изготавливают штамп, чтобы проставлять номер средства и дату следующей проверки.

Некоторые нюансы выдачи и использования СИЗ вы можете узнать из следующего видео:

Как заполняется журнал инструктажа по технике безопасности — читайте в этой статье.

Как грамотно издать приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность — смотрите .

Порядок заполнения

Журнал содержит десятки страниц с разделами. Унифицированной формы нет, но отталкиваясь от требований профильных ведомств, следует включить такие сведения:

  • Инвентарный номер.
  • Наименование.
  • Дата испытаний, в том числе произведенных и последующих.
  • Время осмотра.
  • Данные об ответственном лице.
  • Дата выдачи для использования.
  • Место хранения (нахождения).

Здесь вы можете бесплатно скачатьбланкдокумента изаполненный образец

Можно сделать дополнительные колонки под примечания и другие сведения. Иногда наименование пишут над таблицей. Такой вариант приемлем, если на предприятии или в отделе большое количество однотипных средств защиты. Инвентарный номер присваивается в бухгалтерии. Проверку делают в лабораториях и получают протоколы испытаний.

Как и все журналы, он оформляется по стандартному образцу. Его страницы прошнуровывают нитью, проставляют номера, закрепляя печатью организации количество листов на обратной стороне последнего из них.

При выдаче средств заводится индивидуальная карточка, данные в ней и в книге не должны отличаться. На титульном листе обязательно указывают название предприятия в полной или официально принятой сокращенной форме. Там же обозначают дату начала ведения документа. По окончанию его сдают в архив. Впрочем, оформление может корректироваться в зависимости от правил внутреннего делопроизводства.

Что относится к СИЗ

Для того чтобы избежать спорных моментов, в трудовом законодательстве (а конкретнее – в 209 статье) четко прописано, что относится к средствам индивидуальной защиты. Например, к этой категории относятся противогазы, защитные перчатки, очки, пояса, другая специализированная одежда и обувь. Основной критерий – это защитная функция.

Защищать можно разные человеческие органы. По этому признаку СИЗ и классифицируются. Так, бывают защитные средства для глаз, кожи, головы целиком, органов дыхания. Отдельно выделяют приспособления от падения с высоты (страховки).

Также выделяют фильтрующие и изолирующие средства индивидуальной защиты. Первые фильтруют поступающие в легкие и к коже воздушные массы, вторые предохраняют от воздействий электрического тока, химических веществ, повышенной или пониженной температуры и пр.

Не стоит забывать, что к СИЗ также могут относиться смывающие, обезвреживающие средства и иные жидкости. Есть комплексные виды защиты: комбинезоны различной комплектации и назначения. Полный перечень средств защиты на производстве можно найти в ГОСТ 12.4.011-89.

Элементы журнала учета выдачи СИЗ

Документ достаточно прост. Бланк его состоит из двух листов: обложки и основной табличной части. На обложке должно быть:

  • Название документа. Оно печатается в центре листа. Без номера.
  • Наименование организации, в которой он ведется. При необходимости – структурного подразделения (если журналов несколько).
  • Какого числа журнал начат и закончен. Вторая дата обычно проставляется постфактум. Заполнение внутренней части документа возможно (и производится) без проставленной даты окончания.


Второй лист журнала учета выдачи СИЗ является образцом для заполнения последующих. В нем находятся следующие графы для заполнения:

  • Порядковый номер. В документе принята сквозная нумерация.
  • Название защитного средства (перчатки, каска, очки, костюм и пр.).
  • Дата выдачи.
  • Срок службы конкретного изделия. Его можно посмотреть в прилагаемых документах при покупке.
  • ФИО получателя СИЗ.
  • Подпись работника, который получил предмет.
  • Фамилия и подпись того, кто произвел выдачу.
  • Примечание. В этой графе чаще всего указывают основание для выдачи. Им может являться приказ руководителя учреждения либо какое-либо положение о выдаче. Номера и даты этих документов вносятся в последнюю колонку журнала.