Журнал учета счетов фактур

Особенности документа и образец журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур

Журнал учета счетов-фактур имеет унифицированную, обязательную к использованию форму, утвержденную на законодательном уровне. Функция по заполнению журнала обычно возлагается на специалиста отдела бухгалтерии.

Данный документ состоит из стандартной «шапки» и двух разделов.

Заполнение первой страницы формы

В «шапку» вносится:

  • наименование организации;
  • ее ИНН, КПП;
  • квартал, за который сдается отчетность по счетам-фактурам.

Далее в первый раздел журнала включаются сведения о выданных счетах-фактурах.

Некоторые организации – банковские, кредитные учреждения, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, ПИФы и т.д.- заполняют только этот отрезок журнала. При этом если выдача счетов-фактур вообще не производилась, данный раздел можно оставлять незаполненным.

Информация в первую часть вписывается, исходя из даты выставления каждого счета-фактуры, по хронологии. При этом учитываются все бланки, в том числе корректировочные и исправленные, вне зависимости от того, оформлены они в печатном виде (в компьютере) или в «живом».

После формирования счета-фактуры в журнал следует внести:

  • дату, код выполненной операции, число-месяц-год и номер заполнения бланка;
  • при необходимости реквизиты всех правленых и корректировочных документов;
  • название покупателя, его ИНН, КПП;
  • информацию о посреднической деятельности;
  • денежную единицу, в которой осуществляется платеж по счету-фактуре;
  • размер стоимости товарно-материальных ценностей, услуг, работ, в том числе НДС;
  • данные о разнице с корректировочными документами (если таковые были).

Заполнение второй страницы формы

Вторая часть документа отведена под информацию о полученных счетах-фактурах. Данные сюда включаются также строго по порядку, вне зависимости от того, в какой форме они пришли – в бумажной или электронной. Сведения сюда вносятся аналогично первому разделу.

Изменения в форме журнала учета счетов-фактур

Обращаем внимание, что с 01.10.2017 Постановлением Правительства от 19.08.2017 № 981 внесены изменения как в форму журнала учета счетов-фактур, так и в порядок его заполнения.

В форме журнала учета полученных счетов-фактур изменений нет, а вот бланк журнала учета выданных счетов-фактур претерпел изменения. К слову, если раньше сводное наименование граф 10-12 было «Сведения о посреднической деятельности, указываемые комиссионером (агентом), застройщиком или техническим заказчиком», то теперь – «Сведения из счетов-фактур, полученных от продавцов». И если раньше эти графы заполнялись только комиссионерами (агентами) при ведении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, то сейчас в графах 10-12 указываются сведения из счетов-фактур (таможенных деклараций, заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов), полученных комиссионером (агентом), экспедитором, застройщиком или заказчиком, выполняющим функции застройщика, от продавца (продавцов), а также сведения из счетов-фактур, составленных указанными лицами при исполнении ими обязанностей налогового агента при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговом органе.

Кто обязан вести

В настоящий момент налогоплательщики НДС не обязаны вести журнал учета счетов-фактур, так как все регистрационные данные платежных документов, отражаемые в налоговом регистре, также предоставляются в книгах покупок и продаж (п. 3 ст. 169 НК РФ).

Таким образом, список лиц, предоставляющих журнал учета счетов-фактур 2019, кто сдает документ в территориальные ИФНС, ограничивается посредниками агентов, субагентов, комиссионеров, субкомиссионеров, а также застройщиков, использующих в процессе работы различных подрядчиков. Обязаны вести журнал ЖСФ и экспедиторы, которые оказывают услуги, привлекая при этом третьих лиц (ПП РФ № 1137 в ред. от 01.10.2017).

При этом некоторые лица имеют право не формировать журнал учета счетов-фактур полученных и выставленных счетов при соблюдении следующих условий:

  • продажа товаров, работ или услуг организациям-нерезидентам РФ (п. 5 ст. 161 НК РФ);
  • реализация продукции учреждениям, не являющимся налогоплательщиками НДС, для которых можно эти документы не формировать (пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ);
  • включение в состав расходов стоимости приобретенных от своего имени товаров, работ или услуг в соответствии с условиями заключенного соглашения.

>Бланк журнала учета счетов-фактур

Основные правила заполнения

Регламент заполнения журнала закреплен в ПП РФ № 1137. Регистр заполняется лицами, обязанными его предоставлять, ежеквартально и подается в ИФНС в период до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Документ оформляется в электронном виде и после подписания усиленной квалифицированной электронной подписью передается в налоговую инспекцию через специальное программное обеспечение. Однако по желанию организации регистр можно вести и в бумажном виде.

Все информационные данные, которые вносятся в журнал, должны строго соответствовать сведениям бухгалтерского учета и отчетности, в том числе и по всем формируемым журналам-ордерам. В одной из статей мы рассказывали о том, как оформлять журналы-ордера бухгалтерского учета по счетам, скачать образцы вы сможете бесплатно.

Форма состоит из вводной таблицы (для внесения организационной информации) и двух частей:

  • 1-я часть — регистрация выданных;
  • 2-я часть — регистрация полученных счетов-фактур.

В вводной части указывается полное (краткое) наименование организации, ее ИНН и(или) КПП и отчетный период.

В первом и втором разделах записываются сведения о полученных и выданных платежных документах, в том числе корректировочных и исправленных, в хронологическом порядке.

По каждому счету-фактуре вносятся следующие сведения:

  • реквизиты (номер, дата документов);
  • реквизиты исправлений и корректировок (при наличии);
  • наименование, ИНН, КПП покупателя;
  • данные о посредничестве;
  • денежная единица операции;
  • стоимость товаров, работ и услуг, а также величина НДС;
  • при наличии — разница с корректировкой.

Каждой операции присваивается соответствующий код. После завершения отчетного периода — квартала — регистр распечатывается, его подписывает руководитель, а все страницы нумеруются и прошиваются. Документ хранится не менее четырех лет с момента внесения последней записи.