Виды налогов и сборов

Сборы, взимаемые с физических лиц

В зависимости от взимающего и использующего их органа они бывают:

  • федеральными;
  • региональными;
  • местными.

Рассмотрим подробнее примеры таких платежей.

Подоходный налог с физического лица (НДФЛ)

Федеральный платеж. Его можно смело отнести к основному сбору, который физическое лицо должно уплачивать с любого вида полученного им в течение года дохода.

Срок уплаты установлен законодательством, а для расчета применяется метод нарастающего итога и учет ранее оплаченных сумм.

Заработную плату работник получает уже с учетом удержанного сбора (обязанность по его уплате возлагается на работодателя). Если гражданин в течение года выполнял другие трудовые и приравненные к ним обязанности где-то в другой организации, не имеющей отношения к основному месту работы, то он должен подать в налоговую инспекцию соответствующую декларацию.

К плательщикам относят граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. Если в течение 1 календарного года человек провел более 183 дней в РФ, то он должен оплатить налог в соответствии с любым источником дохода вне зависимости от пределов государства, а если менее 183 дней, то только с дохода, полученного в России.

Объектом налогообложения называют величину совокупного дохода, полученного в течение 1 календарного года, а именно: денежная и натуральная форма, а также материальная выгода.

Начисление налога осуществляет налоговый орган в соответствии с поданными декларациями. Внесение авансовых платежей производится до 15 мая, 15 августа и 15 ноября в виде равных долей от 75% суммы налогового обязательства (основанием является предоставленная декларация).

Произвести доплату за отчетный период (год) необходимо в течение 1 месяца с того момента, как было получено платежное извещение от государственного органа.

Налог на имущество граждан

Относится к категории местных. Объектом является: жилье (дом, квартира), любая постройка (сарай, мастерская, навес), моторная лодка, вертолет, самолет и какие-либо другие транспортные средства (кроме автомобиля, мотоцикла и т. п.).

Оплата производится 1 раз в год в соответствии с оценочными данными бюро, производящего техническую инвентаризацию. Начисление платежа на какое-либо строение производится следующим образом: инвентаризационная стоимость * 0,1%, а если инвентаризационная оценка не осуществлялась, то при расчете учитывается сумма обязательной государственной страховки. Оплачивать сумму можно в равных частях: до 15 сентября и до 15 ноября.

Транспортный налог

Плательщиком автомобильного сбора (один из видов региональных платежей) является любой человек, в собственности которого имеется автомобиль, мотоцикл, автобус или любая другая самоходная машина, обутая в шины.

Посчитать взнос может и сам налогоплательщик: для этого понадобится мощность двигателя и минимальный размер оплаты труда в отношении единицы мощности. Оплачивать его следует ежегодно перед прохождением техосмотра.

Налог на дарение

Объектом налогообложения является любое подаренное или унаследованное имущество. Если имеет место процедура наследования, то оплачивать сбор нужно только в том случае, если стоимость имущества больше, чем 850 МРОТ (минимальная месячная оплата труда), а если дарения, то если цена больше 80 МРОТ.

Обязанность по уплате ложится на гражданина, наследующего или принимающего в дар то или иное имущество.

Земельный налог

Объектом налогообложения может быть: сельскохозяйственное угодье, земельный участок, предоставленный гражданину для того, чтобы он мог завести личное подсобное хозяйство, садоводческий кооператив или земля, необходимая для строительства жилья, гаража или дачи.

На сумму земельного сбора влияет площадь участка и утвержденная ставка. Для сельскохозяйственного участка предусматривается ставка от 0,1 до 2%, а для земли, на которой построено жилье — 3% или не менее 60 руб. за 1 кв.м.

Всю сумму платежа можно разделить на 2 части и оплатить до 15 сентября и до 15 ноября.

Сборы для ИП

Для предпринимателя предусмотрено несколько видов систем налогообложения — ОСНО, ЕСХН, УСН, ЕНВД, ПСН. Самая большая популярность досталась упрощенной системе налогообложения (УСН) и единому налогу на вмененный доход (ЕНВД). Каждый из этих видов таит в себе ряд достоинств, способных снизить налоговую нагрузку предпринимателя, а также упростить ведение налогового и бухгалтерского учета.

Каждый вид налогообложения отличается от другого сроками уплаты, формами отчетности и прочими особенностями. Для выбора оптимального вида, подходящего тому или иному предпринимателю, нужно тщательно оценить будущую деятельность, а также рассчитать примерную величину дохода и расхода.

УСН

Для того чтобы применять УСН, предприниматель должен соблюдать ограничение, касающееся численности принятых работников. Дополнительными требованиями являются остаточная стоимость основных средств и величина дохода. В качестве объекта налогообложения можно использовать как доход (6% — налоговая ставка), так и разницу между доходом и расходом (15%).

Переход можно осуществить с 1 января любого года, а вновь зарегистрированному предпринимателю разрешено сразу применять УСН (если он подал заявление в течение 30 дней).

ЕНВД

Здесь расчет отталкивается не от реального дохода бизнесмена, а от предполагаемого. В Налоговом кодексе РФ приведен полный перечень видов деятельности, на которые распространяет свое действие ЕНВД.

Если бизнесмен занимается сразу несколькими видами, то ему необходимо обеспечить ведение раздельного учета в отношении имущества, обязательств и направлений деятельности. Ведение раздельного учета необходимо и в том случае, если «вменёнка» совмещается с другим видом налогообложения.

ОСНО

Индивидуальные предприниматели, для которых свойственен большой оборот денежной массы, должны пользоваться основной системой налогообложения, которая одновременно таит в себе и сложность, и гибкость.

Большинство ИП, применяющих ОСН, обязаны уплачивать в бюджет налог на доход физического лица, НДС и страховые взносы в ряд государственных внебюджетных фондов. Любой другой вид сбора подлежит оплате, если имеет место быть объект налогообложения.

ПСН

Если предприниматель занимается теми видами деятельности, на которые распространяется патентная система налогообложения, то он вправе полностью перейти на нее или использовать параллельно с другой системой.

Налоговая ставка для данного налога составляет 6% от потенциального дохода (установлением этой величины занимается каждый субъект РФ).

Налоговым периодом является 1 календарный год, а если применение патента осуществлялось менее 12 месяцев, то сумма платежа меняется в зависимости от срока его использования.

Страховые взносы

Кроме того, ИП оплачивает фиксированные платежи в ПФР и ФФОМС. Если доход равен менее, чем 300 тыс. руб. в год, то расчет платежа следует производить следующим образом:

ПФР=МРОТ*СТ*КМ, где

  • МРОТ — величина минимального размера оплаты труда (для 2016 года — 6204 руб.; хотя с 1 июля сумма увеличилась до 7500 рублей, расчет идет по старому показателю);
  • СТ — размер страхового тарифа (26%);
  • КМ — календарные месяцы.

ПФР=6204*0,26*12 = 19356,48 руб.

Величина взноса, подлежащего уплате в ФФОМС в 2016 году, при сумме дохода менее 300 тыс. руб.:

ФФОМС = МРОТ*СТ*КМ (ставка тарифа — 5,1%). ФФОМС = 6204*0,051*12 = 3796,85 руб.

В общем, сумма общего фиксированного взноса (ОФВ) для ИП в 2016 году при доходе менее 300 тыс. руб. равняется:

  • ОФВ = ПФР+ФФОМС = 19356,48+3796,85 = 23153,33 руб.

Если сумма дохода превышает 300 тыс. руб за год, то кроме суммы ОФВ должен оплачиваться взнос в ПФР — 1% от суммы, превысившей доход 300 тыс. руб.

Подробно о том, какой вид системы налогообложения лучше всего выбрать, вы узнаете из следующего видео:

Сборы для ООО

В качестве основных налоговых режимов ООО можно выделить:

  • ОСНО;
  • ЕНВД;
  • УСН;
  • ЕСХН.

Общая система налогообложения предполагает оплату:

  • налога на прибыль организации (20%);
  • налога на имущество фирмы;
  • НДС;
  • «зарплатных» сборов за работников (НДФЛ, страховых взносов, взносов на страхование от несчастного случая и профессионального заболевания).

ЕНВД, как режим налогообложения, создает некоторые преимущества для организаций — освобождает от уплаты некоторых сборов. При начислении данного платежа учитывается не реальный, а предполагаемый (вмененный) доход, установление которого производится индивидуально для того или иного вида деятельности. Оплачивать его следует в конце квартала. При этом обязанность по оплате «зарплатных» взносов с компании не снимается.

УСН — это налоговый режим, предусмотренный для организаций, относящихся к малому бизнесу. Применение «упрощенки» несомненно имеет ряд преимуществ:

  • нет необходимости уплачивать налог на прибыль, на имущество и НДС;
  • значительно уменьшается отчетность;
  • имеют место быть некоторые налоговые льготы.

Чтобы перейти на данный налоговый режим, нужно подать заявление до 31 декабря. Объектом налогообложения является доход или доход, уменьшенный на расход.

ООО также имеет право перейти на применение ЕСХН (единого сельскохозяйственного налога). Для этого нужно просто подать заявление в налоговую инспекцию в период с 20.10 по 20.12 любого года.

При этом доход организации от реализации сельскохозяйственной продукции, для произведения которой использовались собственные силы, должен составлять не менее 70%.

Расчет суммы ЕСХН производится в соответствии со следующей формулой:

  • ЕСХН = (доход — расход)*6%

Авансовый платеж в соответствии с данной системой налогообложения необходимо произвести до 25 июля, а окончательный расчет — до 31 марта следующего года.

Прочие сборы

Прочими видами являются:

  • экологический платеж;
  • сборы лицензионного характера.

Экологическими налогами считаются платежи за пользование восполняемыми природными ресурсами. В качестве основных можно выделить землю и воду:

  • Оплачивать водный налог обязаны любые организации или физические лица, осуществляющее водопользование. Объект налогообложения — это забор воды из водного объекта или пользование его акваторией. Оплачивать данный взнос нужно ежеквартально. Налоговая ставка устанавливается в зависимости от бассейна реки, озера, моря и экономического уровня района.
  • Объект налогообложения для земельного налога — это земельный участок, являющийся составной частью муниципального образования, территория которого предусматривает уплату этого платежа. Налоговой базой признают кадастровую стоимость земельного участка, а оплата начисленной суммы должна производиться 1 раз в год. Размер налоговой ставки варьируется от 0,3% до 1,5%.

Также существуют: сбор за использование объектов животного мира, за пользование водными биологическими ресурсами и нормативная плата за выброс в атмосферу веществ загрязняющего характера.

Налоговая система государства является необходимым инструментом выполнения им важнейших функций и задач. Структурная организация налоговой системы – основной показатель экономического и социального развития страны.

Налоговая система РФ начала действовать в 1992 г. одновременно с принятием закона «Об основах налоговой системы РФ». Были введены термины подоходного налога, акциза, налога на добавленную стоимость (НДС).

На протяжении 25 лет российская система налогообложения неоднократно изменялась и подвергалась реформам и нововведениям.

В начале 1999 года вступила в силу первая часть Налогового кодекса РФ. С 1 января 2001 г. начала действовать вторая часть закона. НК РФ стал важнейшим законодательно-правовым актом РФ, определяющим отношения государства и плательщика налогов, функции, структуру и элементы государственнойсистемы налогообложения.

Принципы построения налоговой системы РФ

Основы построения налоговой системы России описаны ст. 3 НК РФ. Обобщенно стоит классифицировать следующие принципы построения налоговой системы:

  • Справедливость. Любой российский гражданин обязан уплачивать налоги, законодательно установленные в РФ. В то же время при определении налога учитывается, способен ли гражданин к его уплате по факту.
  • Определенность. Для установления налога необходимы четко определенные элементы налоговой системы. Двусмысленные толкования законодательства трактуются в пользу плательщика налогов.
  • Равенство. Законом запрещается дифференцирование ставок налогов и предоставление необоснованных льготных режимов, поставленных в зависимость от гражданства налогоплательщика, его собственности или капитала. Кроме того, налоги не могут быть различными в применении по соображениям национальности, исповедуемой религии, социального статуса, расовой принадлежности.
  • Удобство. Законы должны быть доступно сформулированы, чтобы российский гражданин был информирован о необходимости уплаты определенного вида налога, о его размере и временных рамках совершения платежа. Выполнение этого принципа направлено на своевременное исполнение гражданином налоговых обязанностей перед государством, а также на исключение злоупотреблений полномочиями налоговых органов.
  • Экономичность. Необходимость экономического обоснования вводимых в действие налогов и сборов. Платежи, противоречащие конституционным основам России, являются недопустимыми.

Таким образом, принципы налоговой системы направлены на соблюдение российского законодательства и конституционных основ.

Структура налоговой системы РФ

Структура налоговой системы предполагает ее разделение на уровни налогообложения. Каждый из уровней состоит из соответствующих ему элементов, характеризующих и дающих возможность системе качественно выполнять назначенные функции.

Уровни налоговой системы РФ

Налоговая система РФ состоит из 3 уровней (НК РФ ст.12):

  • Федеральный.
  • Региональный.
  • Местный.

Налоговая система: классификация налогов в РФ

Ст. 12 НК РФ классифицирует следующие виды налогов в зависимости от уровня:

  • Федеральные. Должны уплачиваться налогоплательщиками в обязательном порядке на всей территории России, за исключением освобождений, предоставляемых в связи с применением налоговых спецрежимов, которые описаны в п. 7 ст.12 НК РФ. Подробнее можно прочитать здесь.
  • Региональные. Налоги, установленные НК РФ и региональными законами субъектов Федерации и подлежащие обязательной уплате на их территории. Какие это налоги и кто их платит – в нашей статье.
  • Местные. Налоги и сборы, взимаемые в муниципалитетах в соответствии с налоговым законодательством РФ, законами субъектов и муниципальных образований. О них вы узнаете здесь.

Элементы налоговой системы

Механизм налогообложения состоит из субъекта и объекта, ставки налога и предоставляемых льгот по его уплате.

Налоговая система России представлена следующими образующими элементами:

  • Виды налогов, сборов и других налоговых платежей.
  • Права и обязанности граждан и органов налоговой системы.
  • Способы и виды контроля в налоговой сфере.
  • Ответственность за нарушения правовых актов налогового законодательства.
  • Основания для установления налога и появления обязанности по его уплате.
  • Принципы установления налогов.
  • Проверки, экспертизы, учет налогоплательщиков.
  • Порядок оспаривания и обжалования действий или бездействий сотрудников органов российской налоговой системы.

Моделирование налоговой политики / Налоги, их виды и функции

Налоги, их виды и функции

Налоги играют решающую роль в доходах государственного бюджета. Налоги представляют собой инструмент перераспределения национального дохода.

Налог (сбор, пошлина) – обязательный денежный взнос, взимаемый государством с физических и юридических лиц, и перечисляемый в государственный бюджет или во внебюджетные фонды.

Объект налога – то, с чего взимается налог (прибыль, доход, транспортное средство, фонд оплаты труда и т.д.).

Субъект налога (налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, которое уплачивает налог.

Налоговая база – объект налога, измеренный в денежных, либо в физических единицах.

Налоговая ставка – величина налога, которая устанавливается в процентах от налоговой базы либо в абсолютной денежной форме с единицы налоговой базы.

Предельная ставка – ставка налога, взимаемая в определенном диапазоне налоговой шкалы.

Средняя (эффективная) ставка – ставка налога, представляющая собой отношение суммы налога к размеру налоговой базы (долю налоговых отчислений в налоговой базе).

Сумма налога – сумма денежных средств, уплачиваемая по данному налогу с определенной налоговой базы.

Существуют три основных формы налогообложения:

Прогрессивный налог – налог, средняя ставка которого увеличивается при увеличении налоговой базы.

Налогоплательщики с более высокими доходами платят не только большую абсолютную сумму, но и большую долю дохода.

В подавляющем большинстве стран подоходный налог, взимаемый с доходов граждан страны, является прогрессивным. Только РФ, Казахстане, Беларуси (с 2009 г.), Словакии и может быть некоторых других странах подоходный налог является пропорциональным.

Регрессивный налог – налог, средняя ставка которого уменьшается при увеличении налоговой базы (например, ЕСН в РФ с 2001 по 2009).

Пропорциональный налог – налог, средняя ставка которого не изменяется при изменении налоговой базы.

Твердый (аккордный) налог фиксируется в абсолютной сумме или в сумме, кратной, например, размеру минимальной оплаты труда.

Некоторые виды налогов с установленной единой ставкой, например, 5-процеитный налог с продаж, являются фактически регрессивными, посколь­ку затрагивают значительно большую часть доходов бедняков, чем богачей.

В со­временных условиях налоги выполняют три важнейшие функции:

  1. Фискальная функция налогообложения.

Сбор денежных средств в казну государства или во внебюджетные фонды. С помощью фискальной функции формируются финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства, ее задача – обеспечение устойчивой доходной базы для бюджетов всех уровней.

  1. Стимулирующая функция налогообложения.

С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, инвестиции в расширение производства. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что прибыль, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других товаров, освобождается от налогообложения.

  1. Перераспределительная функция налогообложения.

Смысл данной функции в том, что государство использует систему прогрессивного подоходного налогообложения в качестве одного из инструментов перераспределения доходов граждан. Как известно, целью перераспределения является уменьшение дифференциации уровней благосостояния индивидуумов для достижения большей социальной справедливости.

Существуют различные классификации налогов. Основными кри­териями таких классификаций являются объект обложения налогом, динамика налоговой ставки, органы, взимающие налог и распоряжа­ющиеся им, методы взимания налога. Так, по объекту обложения выделяют подоходные, поимуществен­ные и потоварные налоги. При этом нужно особо подчерк­нуть различие между прямыми и косвенными налогами. Критерием такого деления служит возможность переложить фактическую уплату налога на потребителя.

Прямые налоги являются прямыми вычетами из доходов домашних хозяйств и фирм.

Прямые налоги взимаются непосредственно с платель­щика налога; объектом обложения являются доходы или имущество налого­плательщика — дома, земли, транспортные средства и т. п.

Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг; объектом налогообложе­ния признаются операции по реализации (продаже) товаров и услуг. Налогоплательщиками выступают продавцы, при этом бремя налогов несут, как правило, покупатели продукции. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж, таможенные пошлины.

В зависимости от органа, который взимает и распоряжается налогом, вы­деляют федеральные, региональные (республиканские), местные и межгосу­дарственные налоги.

Налоги различаются также по методам исчисления и взимания. Выделя­ют три основных метода исчисления налогов:

  • исчисление налога как разницы в оптовой и розничной ценах на товары. Классическим примером является налог с оборота;

  • исчисление налога в твердых абсолютных суммах с единицы объекта — 1 га земли, 1 т нефти и т. п.;

  • исчисление налога путем умножения ставки на стоимость объекта. Выделяют шесть основных методов взимания налогов:

  • у источника — при получении дохода, например при выплате заработ­ной платы, при получении процентов по вкладам;

  • в момент расходования дохода — при покупке товаров и услуг;

  • в процессе потребления — налогоплательщик самостоятельно определя­ет время уплаты налога в течение налогового периода, например транспорт­ного налога;

— кадастровый — при начислении налога используется кадастр, т. е. ре­естр, который содержит классификацию объектов налогообложения, напри­мер земельный кадастр;

  • административный — налоговые власти определяют примерный размер ожидаемого дохода и начисляют на него налог, например налог на вмененный доход;

  • декларационный — предусматривает уплату налога при налоговой де­кларации дохода налогоплательщика.

Появление налогов связано с возникновением государства и необходимо­стью финансировать его расходы. С помощью налогов пополнялась государ­ственная казна. Назначение налогов как важнейшего источника финансиро­вания государства принято называть фискальной функцией налогов. Фис­кальная функция объясняет, почему налогами можно обложить все, что име­ет стоимостную, количественную или физическую характеристики — сделку, прибыль, доход, имущество, любой объект, входящий в состав имущества. Выражение «деньги не пахнут» возникло из слов римского императора Веспасиана (69-79 гг. н.э.), когда сын упрекнул его в том, что он ввел налог на общественные уборные.

Рассмотрим, как налоги воздействуют на экономику в целом. Предполо­жим, что правительство вводит единовременно выплачиваемый аккордный, паушальный (взятый в целом, без дифференцирования общей суммы на со­ставляющие ее части) налог. Введение налога сократит располагаемый доход домашних хозяйств, что в свою очередь вызовет снижение объемов потребле­ния и сбережений. Насколько уменьшится потребление и сбережение, будет зависеть от того, в какой пропорции каждый дополнительный рубль дохода распадается на потребление и сбережения. Потребление домашних хозяйств является составной частью совокупных расходов в экономике. Изменение ис­ходной величины совокупных расходов порождает цепную реакцию, которая приводит к многократному изменению национального дохода в том же на­правлении. Таким образом, рост налогов приведет к сокращению совокуп­ного спроса и национального дохода, причем на величину, превышающую сокращение потребления. И наоборот, результатом снижения налогов будет расширение совокупного спроса и кратное увеличение национального дохо­да. Однако последствия снижения налогов не столь очевидны, как может показаться на первый взгляд. Если налоги оказывают гораздо большее воз­действие на спрос, чем на предложение, то расширение совокупного спроса превзойдет прирост совокупного предложения, что вызовет бюджетный де­фицит и ускорение инфляции. Если же налоги создают стимулы к труду, сти­мулируют сбережения и инвестиции, то снижение налогов приведет к росту производства, расширению предложения, сокращению дефицита бюджета и замедлению инфляции.

Стимулирующая и антиинфляционная функция налогов рассматривает­ся в рамках так называемой «теории экономики предложения». С точки зре­ния кейнсианский теории, налоги наряду со сбережениями и импортом пред­ставляют собой утечку покупательной способности из экономики и, следова­тельно, оказывают сдерживающий или антиинфляционный эффект. Теория экономики предложения доказывает прямо противоположное: налоги увеличивают издержки предпринимателей и перекладываются на потребителей в виде более высоких цен. Налоги вызывают ускорение инфляции издержек, сдвигая влево/вверх кривую совокупного предложения. Доказательство стро­ится на основе предельных ставок налога. Предельная ставка налога — это на­лог с каждой дополнительной единицы дохода. Предельные ставки налогов имеют значение для принятия решений о дополнительных затратах труда, дополнительном сбережении и дополнительном инвестировании. Чтобы сти­мулировать труд, необходимо снизить предельные ставки налогов на заработ­ную плату. Иначе говоря, более низкие предельные ставки увеличивают при­влекательность труда и одновременно повышают альтернативную стоимость свободного времени. Следовательно, работники будут предпочитать труд от­дыху и развлечениям. Более низкие предельные ставки налогов на доходы от сбережений и инвестиций стимулируют вложение капитала, увеличение выпуска продукции. Рост производительности труда в результате оснащения работников большим количеством техники и оборудования будет сдерживать повышение цен.

Американский экономист Артур Лаффер — сторонник теории предложе­ния, обратил внимание политиков на то, что снижение налогов не долж­но вызывать дефицит государственного бюджета и оказывать инфляцион­ное давление. Он заявил, что более низкие ставки налогов вполне совме­стимы с прежними и даже возросшими налоговыми поступлениями. Зави­симость между налоговыми ставками и налоговыми поступлениями в бюд­жет известна теперь как «кривая Лаффера». По мере роста став­ки налога от 0 до 100% налоговые поступления будут расти до некото­рого уровня (М), а затем снижаться до 0 в результате спада экономи­ческой активности и сокращения налоговой базы. Если экономика нахо­дится на направленном вниз отрезке, кривой, то снижение ставок может привести к увеличению доходов бюджета. Сокращение бюджетного дефи­цита будет обеспечиваться еще двумя обстоятельствами. Во-первых, со­кратятся масштабы уклонения от налогов. Во-вторых, рост производства и сокращение безработицы обеспечат сокращение социальных трансфертов. Предположение Лаффера было критически встречено экономистами. То, что уменьшение ставок налогов может увеличить налоговые поступления, не вызывает сомнений с точки зрения логики и экономической теории, но его фактический эффект труднопредсказуем. Прежде всего, потому, что неизвестно, в каком диапазоне налоговых ставок кривая изменяет наклон. Но самое главное — влияние снижения налогов на стимулы оказывается незна­чительным, неясным по своей направленности или очень замедленным. Одни работают больше, если давление налогов ослабляется, другие — меньше, так как располагаемый доход увеличивается. Поэтому во взглядах экономистов преобладает кейнсианский подход — налоги оказывают большее воздействие на совокупный спрос, чем на совокупное предложение.

Теперь посмотрим, как налоги влияют на экономическое благополучие участников рынка. На первый взгляд, негативное влияние налогов на бла­госостояние очевидно. Все налоги, независимо от того, взимаются ли они с дохода, с продукции или с участка земли, в конечном счете выплачивают­ся из чьего-либо дохода. Бремя налогов измеряется процентным отношением общей суммы налогов к ВВП. Налоговая нагрузка значительно варьируется по странам. Для слаборазвитых стран, в которых нет мощной системы социального обеспечения, характерна низкая налоговая нагрузка, для развитых — относительно высокая. В РФ налоговая нагрузка составляет около 42%, что немного ниже среднего уровня развитых стран (выше, чем в США, но ниже, чем в Германии).

Однако не менее важен вопрос о распределении налогового бремени — как распределяется налоговая нагрузка на различные группы населения. Нало­ги не всегда исходят из тех источников, которые подлежат налогообложе­нию согласно государственному законодательству. Например, врачи, юристы, консультанты могут поднять цены на свои услуги, чтобы переложить часть своих подоходных налогов на клиентов. Профсоюзы могут рассматривать по­доходный налог как составную часть стоимости жизни и вести переговоры о повышении заработной платы. В случае успеха появляется возможность переложить часть налога на работодателей, которые путем последующего повышения цен перекладывают повышение заработной платы на покупате­лей. Налоги на имущество могут быть переложены частично или полностью с собственника на арендатора путем повышения арендной платы. Законода­тели могут предписать, кому, продавцу или покупателю, следует уплачивать налог, однако они ограничены в своих возможностях распределять налоговое бремя фундаментальными, экономическими силами — силами спроса и пред­ложения.

Примером товаров, спрос, на которые неэластичен, являются алкогольные напитки и сигареты, поэтому бремя акцизного налога несут главным образом потребители. Примером товара, предложение которого неэластично, служит золото и другие предметы роскоши, поэтому бремя акцизного налога скорее всего ляжет на производителей, а не на потребителей.

Введение налогов негативно сказывается на уровне жизни покупателей и продавцов, при этом доходы правительства повышаются. Разумеется, прави­тельство использует эти налоговые поступления на производство обществен­ных благ, социальную поддержку той части населения, которая не обладает платежеспособностью и не участвует в рынке. Однако все налоговое бремя, которое несет общество, превышает полученные государством доходы в виде налогов. Величина этого превышения (площадь треугольника abe на рис.) составляет избыточное налоговое бремя, или безвозвратную потерю эффек­тивности для общества, которая является результатом введения налога. Эта потеря возникает вследствие сужения рынка, падения производства и по­требления облагаемого налогом товара ниже их оптимальных уровней. При повышении налога величина избыточного налогового бремени увеличится в большей степени. Если налог повысить в два раза, то безвозвратная потеря вырастет в четыре, если налог увеличить в три раза, то безвозвратная поте­ря возрастет в девять раз и т. д. При очень большом налоге рынок покидают последние задержавшиеся на нем участники.

Большинство налогов создает избыточное налоговое бремя. Его размер определяется эластичностью спроса и предложения. Чем выше эластичность спроса и предложения, тем больше безвозвратная потеря, связанная с нало­гообложением.

Таким образом, «налоги — это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе». Налоги дорого обходятся участникам рыночной экономики не только потому, что перемещают ресурсы, доходы к правительству, но и потому, что изменяют мотивы людей и искажают резуль­таты функционирования рынка.

Налоговая система РФ

Налоговая система — это совокупность действующих на территории страны налогов и принципов их взимания.

Правовую базу налоговой системы РФ составляет Налоговый кодекс РФ.

Фундаментальные принципы налогообложения, действующие до сих пор, сформулировал Адам Смит в 1776 году в работе «Исследование о приро­де и причинах богатства народов». Основным положением налоговой теории А. Смита было рассмотрение налогов как признака свободы, а не рабства. Ис­ходя из этого положения, он сформулировал четыре принципа, известные как «максимы А.Смита»: равенство, определенность, удобство и экономичность.

Современная теория налогов построена на развитии принципов А. Смита, их адаптации к изменившимся экономическим реалиям. К принципам постро­ения налоговой системы относятся:

— принцип способности заплатить налог — налоги должны взиматься в со­ответствии со способностью индивида нести налоговое бремя. Этот принцип предполагает горизонтальную и вертикальную справедливость. Горизонталь­ная справедливость означает, что налогоплательщики с равной способностью платить налоги должны вносить одинаковые суммы. Вертикальная справедливость означает, что богатые должны платить пропорционально больше на­логов, чем бедные;

  • определенность — плательщикам необходимо четко знать, когда, сколь­ко и как они должны платить. При установлении налогов должны быть опре­делены все элементы налогообложения: объект налога, налоговая база, нало­говый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности зако­нов о налогах толкуются в пользу налогоплательщика;

  • правовой характер налогообложения, стабильность действующей нало­говой системы — налоги устанавливаются, изменяются или отменяются зако­нами. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации граждана­ми своих конституционных прав;

  • пропорциональность — установление лимита налогов по отношению к ВВП. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;

  • экономичность и эффективность системы налогообложения — издерж­ки, связанные с взиманием и уплатой налогов, должны быть минимальными. Эффективная налоговая система обеспечивает небольшие безвозвратные по­тери и незначительное административное бремя налогов. Административное бремя налоговой системы можно облегчить, упростив налоговое законода­тельство. Однако сложность налогового законодательства есть результат по­литического процесса, согласования интересов различных групп налогопла­тельщиков;

  • неотвратимость — трудности уклонения от уплаты налога;

  • удобство — налогоплательщикам должно быть максимально удобно платить налоги;

  • единство — действие налоговой системы на всей территории страны и для всех лиц. Налоги не могут иметь дискриминационный характер и различ­но применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Сформулированные выше принципы характеризуют «идеальную» нало­говую систему, некий эталон, к которому необходимо стремиться. Принципов недостаточно, чтобы определить лучший способ уравновешивания эффектив­ности и справедливости налоговой системы. Реальная действительность вно­сит определенные коррективы в эту модель и представляет собой компромисс принципов и интересов конкретных политических сил, находящихся у власти.

Действующая в РФ налоговая система является трехуровневой. Пер­вый уровень — федеральные налоги, второй — налоги субъектов РФ, третий — местные налоги. Трехуровневая система налогообложения дает возможность формирования доходной части бюджета органов управления в центре, в ре­гионах, на местах.

К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль организаций, подоходный налог с физических лиц, единый социальный налог, налог па добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина. К региональным налогам относятся налог на имущество организаций, транспортный налог, на­лог на игорный бизнес. Местные налоги включают земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Действующая в РФ налоговая система обладает рядом особенностей. Наи­более существенное отличие отечественной системы от зарубежных состо­ит в преобладании косвенных налогов над прямыми. Вторая особенность — ориентация в налоговых изъятиях на обложение хозяйствующих субъектов, организаций, а не физических лиц. Основные виды налогов, уплачиваемых гражданами РФ, представлены подоходным налогом, налогом на имущество, транспортным налогом. Доля личного подоходного налога составляет при­мерно десятую часть налоговых поступлений. Для сравнения, в США на до­лю личного подоходного налога приходится более 40% доходов федерального бюджета.

Третьей особенностью налоговой системы РФ является слабое развитие имущественного обложения. Доля поимущественных налогов в общих нало­говых поступлениях в местные бюджеты невелика, тогда как в США она со­ставляет почти три четверти налоговых поступлений в местные бюджеты. В отличие от других видов налогов, имущественный налог менее всего воздей­ствует на стимулы, не несет безвозвратных потерь и может быть использован как относительно стабильный источник бюджетных доходов.

Налоги и сборы, взимаемые с физических лиц. Краткая характеристика налогов и сборов.

1. Понятие, предмет и метод НП.2. Соотношение НП с другими отраслями права и законодательства3. Источники налогового права.4. Налоговые правоотношения: понятие и классификация.5. Понятие налоговых правоотношений, их виды.6. Понятие, признаки, структура налога и сбора.7. Участники налоговых правоотношений.8. Налоговая система РФ.Субъект и объект налогообложения. Налоговая база.10. Налог как правовая категория: понятие, признаки, структура, классификация.11. Принципы налогооблажения.12. Элементы юридического состава налога.13. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий) их должностных лиц.14. Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля.15. Реализация товаров, работ или услуг. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения.16. Лица, подлежащие ответ-ти за налог. правонар-я, условия привлечения к ответ-ти. Обстоят-ва, смягчающие и отягчающие ответ-ть.17. Налог. декларация, сроки подачи налог. декларации физ. и юр. лицами, сроки внесения изменений и дополнений в налог. декларацию.18. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов.19. Действие законодательства о налогах и сборах во времени, пространстве и по кругу лиц.20. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.21. Гос. органы, осуществляющие налоговый контроль, их права и обязанности. Методы осуществления налогового контроля.22. Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.23. Защита прав налогоплательщиков в административном порядке.24. Налоговый кодекс как источник налогового права.25. Способы защиты прав налогоплательщиков.26. Защита прав налогоплательщиков в судебном порядке.27. Уголовная ответственность за налоговые преступления28. Виды налогов. Прямые и косвенные налоги. Отличие прямого налога от косвенного.29. Понятие и виды юридической ответственности за налоговые правонарушения.30. Законодательное регулирование вопросов двойного налогообложения.31. Документальное оформление результатов выездной налоговой проверки.32. Правила истребования и выемки документов, предметов при проведении выездной налоговой проверки.33. Права и обязанности налоговых органов при проведении выездной налоговой проверки.34. Основные права и обязанности налогоплательщика.35. Виды налоговых проверок.36. Основные права и обязанности налоговых органов.37. Права и обязанности таможенных органов как органов налогового контроля.38. Налоговые агенты.39. Налоговый контроль за доходами физических лиц.40. Налоги и сборы, взимаемые с физических лиц. Краткая характеристика налогов и сборов.41. Налоговый контроль.42. Налог на доходы физ. лиц, субъекты и объекты налогообложения, налоговые вычеты, предусмо-ые налоговым закон-вом.43. Порядок производства по делам о налоговых правонарушениях.44. Налог на имущество физ. лиц, объекты налогообложения, налоговые льготы.45. Упрощенная система налогообложения для физических и юридических лиц.46. Виды налоговых вычетов, применяемых при налогообложении физических лиц47. Налоги и сборы, взимаемые с юридических лиц. Краткая характеристика налогов, сборов и платежей.48. Налог на прибыль организаций, субъекты и объекты налогообложения, налоговые выплаты.49. Налог на добавленную стоимость, субъекты и объекты налогообложения, налоговые льготы.50. Обеспечение исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.