Учетная политика ЕНВД

Как делить доходы

Начнем с того, что доходы по упрощенке отражаются в КУДИР, для доходов по вмененке никакого документа не предусмотрено. Но так как отражать их все-таки надо, то можно разработать специальный учетный регистр, или проще говоря, таблицу, где вы будете вести раздельный учет доходов. Например, его можно сделать в таком виде:

Налоговый регистр раздельного учета доходов ИП Иванов И.И. за 2018 год
Доходы от ЕНВД Доходы от УСН
№ и дата документа Сумма дохода, руб. № и дата документа Сумма дохода, руб.
Январь
№ 1 от 16.01.2018 10 000 № 3 от 18.01.2018 20 000
№ 2 от 17.01.2018 15 000 № 4 от 20.01.2018 25 000
Итого за январь 25 000 45 000
Февраль
Итого за февраль
Март
Итого за март
Всего за 1 квартал 25 000 45 000

По идее, доходы между спецрежимами разделяются на основании документов об оплате. Но тут могут быть разные ситуации:

  • Когда выручка по УСН идет на расчетный счет, а по ЕНВД – в кассу. Тут все просто: итоги по банковским выпискам идут в «упрощенные» доходы, итоги по кассовой книге – во «вмененные» доходы;
  • Когда вся выручка поступает в кассу. Тут можно разделять выручку, пробивая ее на разные секции ККТ. Тогда у вас в Z-отчете итоги будут формироваться по отделам, и вы сможете разделить доходы между режимами в учете;
  • Когда вся выручка идет на расчетный счет. В этом случае можно ввести разную нумерацию счетов, выставляемых на оплату клиентам. Например, счета по бизнесу на УСН нумеровать как 1/У, 2/У и т.д., а по вмененке – 1/Е, 2/Е и т.д. Клиент при оплате будет указывать в платежке № выставленного вами счета, а вы по этому признаку сможете разделить доходы. О том, ;
  • Когда на ЕНВД выдаются БСО или товарные чеки / квитанции. Тогда доход по вмененке подтвердят именно эти документы, при совмещении режимов их лучше выписывать всегда, а не только по требованию покупателя. Доходы по упрощенке в этом случае будет подтверждаться либо кассовыми документами, либо банковскими выписками – это зависит от того, как поступает выручка.

На основании описанного выше разделения доходов по платежным документам вы заносите суммы выручки, относящиеся к тому или иному режиму, в разработанный для учета регистр. Доходы по УСН можно не расписывать, вы это уже делаете в КУДИР, поэтому в регистр будет достаточно перенести итоговые суммы.

Как делить расходы

С делением расходов все гораздо сложнее. Почему?

Да потому что при совмещении режимов есть расходы, которые относятся конкретно к бизнесу на ЕНВД или конкретно к бизнесу на УСН, а есть такие, которые относятся и туда, и туда одновременно. Вот как эти «одновременные» расходы распределить?

Сразу скажу, что тем, у кого упрощенка с доходов – проще.

Они могут уменьшить налог лишь на страховые взносы и прочие соответствующие платежи из этой же серии и торговый сбор. Из ЕНВД можно вычесть страховые взносы. Соответственно, здесь речь идет, по сути, только о разделении этих самых взносов. А вот если упрощенка считается с разницы между доходами и расходами – придется серьезно заняться и раздельным учетом других расходов.

Что придется делить кроме страховых взносов?

Это могут быть арендные платежи за помещение, которое используется и там, и там, счета за электричество и прочие коммунальные услуги, оплата бухгалтерских услуг и т.д.

Как их делить?

Делят расходы между режимами пропорционально доходам. То есть: берем все доходы, считаем, какую долю в них занимаются доходы от бизнеса на упрощенке, остальная доля приходится на выручку от бизнеса на вмененке. Затем умножаем расходы, подлежащие распределению на полученные проценты – и вот у нас разделенные суммы расходов.

Какие доходы брать?

Для расчета берем фактические доходы. Для УСН они заполняются в КУДИР, для ЕНВД – в налоговом регистре, пример которого мы приводили выше.

За какой период брать доходы?

При распределении расходов есть одна загвоздка: на УСН показатели считаются нарастающим итогом, на ЕНВД мы отчитываемся каждый квартал. Выход такой: распределяем общие расходы по результатам каждого месяца, а затем подводим итоги.

Вести учет расходов и их распределение также желательно в специальном регистре. Можно, например, в таком:

Налоговый регистр раздельного учета расходов ИП Иванов И.И. за 2018 год
Сумма общих расходов для распределения Доли доходов по видам деятельности, % Суммы расходов, относимые на виды деятельности, руб.
№ и дата документа Сумма расхода, руб. ЕНВД УСН ЕНВД УСН
Январь
№ 7 от 22.01.2018 20 000 35,72 64,28 7 144 12 856
Итого за январь 20 000 7 144 12 856

Сразу приведем и пример расчета.
В примере налогового регистра для учета доходов у нас в январе от бизнеса на ЕНВД выручка составила 25 тыс. руб., а от бизнеса на УСН – 45 тыс. руб. Итого за январь получено 70 тыс. руб. Допустим в январе мы заплатили за аренду помещения 20 тыс. руб. Эти расходы нам требуется разделить, так как помещение используется и там, и там.

Что мы делаем?

Мы считаем доли доходов: для ЕНВД = 25/70*100% = 35,72%; для УСН = 45/70*100% = 64,28%. Теперь распределяем общие расходы: на ЕНВД уходит 20 000*25,72% = 7 144 рубля, на УСН уходит 20 000*64,28% = 12 856 рублей.

Еще добавлю, что осуществлять раздельный учет доходов и расходов можно вместе в одном регистре, в нем же делить расходы. Так как унифицированных форм для этого нет, то таблицы регистров вы можете разработать сами, то есть – сделать такими, каким вам будет удобно. Мы в статье просто привели пример того, как это может быть.

Учетная политика при УСН и ЕНВД

Учетная политика (УП) – это нормативный документ, который предписывает порядок организации и ведения бухгалтерского и налогового учета на предприятии. Ее разрабатывает главный бухгалтер с учетом специфики предприятия и утверждает приказом гендиректор. Организация применяет УП с момента государственной регистрации.

В соответствии со статьей 126 Налогового кодекса РФ за отсутствие УП компанию привлекают к ответственности в форме штрафа в 300-500 рублей. Несоблюдение правил УП приравнивается к грубым нарушениям требований, которые регламентируются статьей 120 Налогового кодекса РФ и влекут наказания в виде штрафных санкций от 10 000 рублей.

Нормативно-правовая база, регулирующая УП: Федеральный закон №402 — ФЗ «О бухгалтерском учете», Положения по бухгалтерскому учету №34 — н, Налоговый кодекс РФ.

Основополагающие принципы УП:

  • полнота — все хозяйственные операции подлежат обязательному оформлению;
  • своевременность — факты хозяйственной жизни должны фиксироваться в том периоде, в котором они совершены;
  • непротиворечивость — обязательно должны совпадать данные аналитического и синтетического учета;
  • рациональность — затраты, отраженные в бухгалтерском учете, должны обосновываться в соответствии с установленным порядком хозяйственной деятельности предприятия;
  • последовательность — УП должна применяться систематично из года в год;
  • сопоставимость — изменения в УП производятся только с начала финансового года.

Случаи внесения изменений в УП:

  • изменение законодательства РФ;
  • введение новых способов организации и ведения учета;
  • изменения видов деятельности хозяйствующего субъекта.

Организация параллельно с утверждением УП разрабатывает, утверждает и отражает в приложении следующие виды документов:

  • рабочий план счетов предприятия;
  • формы первичных учетных документов, применяемые организацией;
  • график документооборота;
  • регистры бухгалтерского и налогового учета;
  • инструкция организации и ведения кассовых операций;
  • методика оценки активов и обязательств;
  • порядок проведения инвентаризации;
  • правила контроля за фактами хозяйственной жизни.

Совмещение специальных режимов у юридического лица

Упрощенный бухгалтерский учет подразумевает уменьшение бухгалтерских счетов с помощью их объединения. Однако объединение невозможно при раздельном учете, так как при нем происходит не укрупнения показателей, а, напротив, их конкретизация:

  • аналитическое распределение доходов;
  • распределение прямых расходов;
  • обособленный учет расходов, не относящихся к прямым, которые согласно учетной политике относят на финансовый результат или распределяют пропорционально видам деятельности;
  • распределение персонала согласно видам деятельности;
  • разделение имущества по видам деятельности;
  • создание инструкции распределения расходов.

Подробнее об этом необходимо описать в приказе об учетной политике.

Значимость детализации налогового учета возрастет при том, что компания наряду с УСН будет реализовывать несколько видов деятельности по ЕНВД. Организация и ведение налогового учета станет более сложной за счет:

  • осуществления раздельного учета доходов;
  • ведения обособленного учета расходов;
  • разработки алгоритма распределения;
  • распределения персонала по режимам, в особенности находящихся на учете по ЕНВД, так как количество единиц персонала необходимо при расчете вмененного налога, оно выступает в качестве показателя базовой доходности;
  • распределения имущества по режимам, в особенности которые учитывается при ЕНВД;
  • распределения сотрудников административно — управленческого аппарата.