Трудоустройство иностранных граждан

Остановили с проверкой документов? Какие документы должны быть у каждого иностранного гражданина, который работает в РФ.

Каждый иностранный гражданин , который приезжает на заработки в Россию, должен оформить себе ряд разрешительных документов, которые дадут ему право легально находиться и работать в стране. Все эти документы иностранец в обязательном порядке должен носить с собой на случай, если его остановят с проверкой документов.

Особенно важно иметь все документы при себе в настоящее время. Ведь из-за объединения ФМС и МВД участились и крупные проверки мест проживания и работы иностранных граждан.

Поэтому, приводим вам перечень документов, который должен иметь при себе каждый иностранный гражданин, который работает в России:

  • Документ, удостоверяющий личность (Паспорт);
  • Миграционная карта;
  • Первичная временная регистрация;
  • Трудовой патент – документ, который дает право осуществлять трудовую деятельность в России (кроме граждан из стран ЕАЭС и украинцев со статусом ВУ, которым для работы патент не требуется – адм. сайта).
  • Все чеки об оплате патента;
  • Действующий трудовой договор с работодателем с отметкой о сдаче в ФМС;
  • Полис добровольного медицинского страхования – дает право иностранному гражданину обращаться бесплатно за экстренной медицинской помощью на территории РФ;
  • Индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН) – документ формата А4, в котором указан индивидуальный номер иностранного гражданина в налоговой системе РФ. По этому номеру работодатель отчисляет налоги за своего иностранного сотрудника;
  • Страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) – документ небольшого размера, в котором указан индивидуальный номер иностранного гражданина в системе налогового страхования. По этому номеру работодатель отчисляет налоги за своего иностранного сотрудника в Пенсионный Фонд России

Напоминаем, что все разрешительные документы должны быть действующими. Если каких-то из них у вас не хватает или закончился их срок действия, то вам в срочном порядке нужно эти документы оформить. Это поможет избежать вам штрафа и постановки запрета на въезд при проверке документов.

Шаг первый – определяем статус претендента

Пошаговая инструкция по оформлению иностранного гражданина на работу начинается с определения статуса, в котором тот находится в России.

На сегодня законодательством страны определены следующие основные статусы для иностранных лиц на территории РФ:

  • Временно пребывающие – иностранцы, приехавшие в Россию на основании визы или безвизового режима, но не имеющие разрешения на постоянное или временное проживание.
  • Временно проживающие – те лица иностранного происхождения, успевшие получить разрешение на временное проживание и зарегистрированные по определенному адресу.
  • Постоянно проживающие в России. К данной категории относятся те граждане, которые имеют вид на жительство.

Отдельной группой выделяют жителей республики Беларусь и Казахстан и ряда прочих государств, в отношении которых предусмотрен особый порядок, вне рамок указанных статусов.

Рассмотрим каждую категорию иностранных лиц подробнее.

Временно проживающие

Мигранты данной категории имеют при себе визу, которая выдается на четыре месяца. Иностранный гражданин должен состоять на учете у миграционной службы, при этом адрес его проживания и временной регистрации фиксируется и не может меняться.

Если иностранец все же меняет место жительства, он обязан известить об этом соответствующие службы по истечении недели и встать на учет по новому адресу.

Права на страхование со стороны социальных служб для лиц данной категории несколько ограничены. Они вправе получить медицинский полис и страховку на случай болезни или материнства. Также для данной группы действует страховка ПФ России.

Порядок приема на работу граждан данной категории аналогичен трудоустройству иностранцев с ВНЖ, стоит лишь учитывать необходимость подтверждения статуса в миграционной службе время от времени.

Постоянно проживающие

К данной категории относятся иностранцы с гражданством либо без него, обладающие правом постоянного проживания в нашей стране. Для данных лиц предусмотрено документальное основание их статуса — вид на жительство, который выдается на период, не превышающий 60 месяцев.

Продлевать право постоянного проживания можно неограниченное количество раз.

При обращении в районную или центральную миграционную службу за два месяца до окончания ВНЖ иностранное лицо вправе продлить этот документ вновь на 5 лет.

Иностранный гражданин, обладающий ВНЖ, может быть трудоустроенным в любом субъекте РФ на общих основаниях и в том же порядке, что и любой другой гражданин России.

В вопросах социального страхования для подобных иностранцев нет ограничений. Нанимателю стоит лишь обратить внимание на данные, указанные в виде на жительство – они содержат информацию о дате выдачи документа и сроке окончания его действия.

Временно пребывающие

Это лица, обладающие правом временного пребывания на территории РФ, не обладающие видом на жительство или правом на временное проживание. Граждане из этой группы по истечении определенного срока обязаны покинуть Россию. Данный срок определяется одним из двух документов:

  • визой, срок действия которой определяет максимальный период нахождения иностранца в РФ;
  • миграционной картой, которая выдается гражданам, въезжающим в РФ на основании безвизового режима;
  • срок действия карты – 90 дней.

Работодателям чаще всего приходится иметь дело с иностранцами в статусе временно пребывающего в России, и именно эта категория при трудоустройстве требует особого внимания к документарному оформлению и соблюдения большего количества нюансов, чем любая другая.

Порядок приема на работу иностранных граждан и список требуемых документов, указанный в данной статье, в большей степени относятся к временно пребывающим мигрантам, как к наиболее распространенной группе.

Шаг второй – определяем гражданство и основание для пребывания

Итак, статус претендента на вакансию – временно пребывающий на территории России. Дальнейшие действия работодателя зависят от гражданства мигранта и от режима, на основании которого он находится в РФ.

Граждане Армении, Казахстана, Таджикистана, Украины, Абхазии, Южной Осетии и ряда прочих стран СНГ имеют право въезда в РФ на основании безвизового режима, при условии заполнения миграционной карты.

С 2015 года иностранным лицам, въезжающим в Россию без визы с целью трудоустройства, предписано оформлять и своевременно оплачивать патент.

Каковы правила трудоустройства иностранных граждан по патенту? Он является своего рода разрешением на работу и предоставляется на период до 12 месяцев. В патенте указывается профессия и регион, в котором документ был получен.

Претендент не вправе устроиться на работу в другом субъекте РФ и по другой специальности.

На граждан Беларуси также распространяется безвизовый режим, но по итогам соглашения между Россией и Беларусью, миграционный учет и патент им тоже не нужны.

Шаг третий – проверяем документы

Работодатель, приглашающий на работу иностранца, обязан проверить наличие у него пакета документов. Бдительность в этом отношении позволит правильно оформить трудоустройство, и не навлечь штрафы на собственную компанию. Что необходимо иметь при себе:

Мигранты с визой Мигранты на патенте Граждане Беларуси, Киргизии, Казахстана, Армении:
  • Загранпаспорт (копия);
  • Свидетельство обязательного пенсионного страхования и индивидуальный номер налогоплательщика – оформляются работодателем;
  • Полис добровольного медицинского страхования;
  • Регистрация по месту пребывания в ФМС;
  • Виза;
  • Разрешение на работу.
  • Загранпаспорт (копия);
  • СНИЛС;
  • ИНН;
  • Полис ДМС;
  • Регистрация по месту пребывания в ФМС;
  • Миграционная карта;
  • Патент;
  • Чек об оплате патента.
  • Загранпаспорт (копия);
  • СНИЛС;
  • ИНН;
  • Полис ДМС;
  • Регистрация по месту пребывания в ФМС;
  • Миграционная карта (не для Беларуси).

Не стоит забывать о том, что прием на работу иностранных граждан без разрешения на работу или без каких-либо иных документов грозит нанимателю взысканием в размере до 1 млн. рублей.

Важно! Не позднее, чем за три дня, наниматель обязан уведомить миграционную службу о приеме иностранца на работу.

Шаг седьмой – зарплата и налоги

Начисление зарплаты и налога с нее осуществляется в соответствии со статусом иностранца.
Граждане, постоянно и временно проживающие, получают заработную плату в том же порядке, что и граждане РФ.

Налоговые взносы работодатель производит согласно условиям налогового режима организации.

С заработной платы граждан, находящихся в статусе временно пребывающих, перечисляют взносы в Пенсионный Фонд на общих основаниях.

Обязательная медицинская страховка данным работникам не предоставляется, перечисления в Фонд социального страхования производятся по тарифной ставке 1,8% для выплаты пособия по нетрудоспособности.

Для граждан Беларуси, Армении, Киргизии и Казахстана, относящихся к данной группе иностранцев, действуют общие правила.

Для определения ставки НДФЛ предстоит определить, является ли сотрудник налоговым резидентом РФ.

Налоговая ставка

Стоит отметить, что понятия резидентства в Налоговом и Гражданском кодексах имеют существенные различия. Человек признается налоговым резидентом при условии его нахождения на территории РФ в течение 183 дней за один год, тогда ставка подоходного налога за него составит 13%. Для нерезидентов установлена ставка 30%.

Подготовьте документы
Чтобы подать заявление на получение разрешения на работу, в первую очередь нужно получить официальный оффер от компании.
Для получения разрешения иностранный гражданин подает заявление о выдаче ему разрешения на работу лично через ФМС (Федеральную миграционную службу РФ), либо через организацию, осуществляющую трудоустройство иностранных граждан в Российской Федерации, либо через лицо, выступающее в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в качестве представителя данного иностранного гражданина.
Одновременно с заявлением иностранным гражданином представляются:

  • документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве (паспорт);
  • миграционная карта. В случае непредставления указанной миграционной карты федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган проверяет на основании имеющихся в этих органах сведений данные об иностранном гражданине, содержащиеся в указанной миграционной карте;
  • справка об обучении данного иностранного гражданина по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, оформленная указанными образовательными организациями;
  • трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенные и оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • квитанция об уплате государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на работу. В случае непредставления указанной квитанции федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган проверяет факт уплаты государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на работу с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах;
  • документы, подтверждающие отсутствие у данного иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии у данного иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).