Тарифная сетка

Деловой информационный портал Webcentr.ru

Тарифная сетка — это шкала разрядов, каждому из которых присвоен свой тарифный коэффициент, показывающий, во сколько раз тарифная ставка любого разряда больше, чем первого. Тарифный коэффициент I разряда всегда равен единице.

Количество разрядов и величины соответствующих им тарифных коэффициентов определяются в соответствии с коллективным договором, заключаемым на предприятии между администрацией и работниками в лице профсоюза. Положения его, в свою очередь, разрабатываются на основе отраслевого тарифного соглашения и не должны допускать ухудшения положения работников.

Наиболее широкое распространение получает использование единой тарифной сетки для организации оплаты труда всех рабочих на предприятии. Как правило, количество разрядов, присваиваемых рабочим, остается прежнее — 6-8. Обшее, максимальное количество разрядов в сетке может быть определено на конкретном предприятии, как и величины соответствующих им тарифных коэффициентов, — произвольно. Обязательным является закрепление этого в коллективном договоре. Пример такой организации оплаты труда — использование единой тарифной сетки для оплаты труда работников бюджетных организаций. Она может быть рекомендована для всех остальных.

Единая тарифная сетка (ETC) введена в соответствии с Указом Президента РФ от 19 августа 1992 года (САПП, 1992, № 8, ст. 503) постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 г. № 785 (САПП, 1993, № 16, ст. 1253). Она закреплена Правительством РФ в следующем виде (табл. 1).

Таблица 1.

Разряд
оплаты труда

Тарифные
коэффициенты

Разряд
оплаты труда

Тарифные
коэффициенты

1,30

5,10

1,91

5,76

2,16

7,36

2,76

8,17

9,07

Цель введения этой сетки — упорядочить соотношения в оплате труда в зависимости от его сложности и квалификации работников и создать механизм поддержания этих соотношений. Разряды присваиваются аттестационной комиссией предприятия (организации) на основе использования для работников общеотраслевых профессий квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Его третий раздел, включающий квалификационные характеристики, преобразован.

Теперь требования даны в нем по разрядам оплаты ETC, для работников с профессиями, имеющими строго определенную отраслевую принадлежность (здравоохранение, образование, культура и т. п.), разработаны специфические нормативные квалификационные требования (характеристики), содержащие критерии для установления разряда.

Предприятия, не состоящие на бюджетном финансировании, при введении ETC, как правило, для проведения аттестации служащих с целью присвоения им разряда разрабатывают свои квалификационные критерии, основой для которых являются квалификационные справочники должностей руководителей, специалистов и служащих. Тарифная ставка I разряда в ETC для учреждений и организаций бюджетной сферы может не совпадать с величиной законодательно утвержденной минимальной заработной платы.

ЕТС и система оплаты труда бюджетников

Рассматривая основные виды оплаты труда, мы отмечали, что выплачиваемую заработную плату необходимо увязывать с качеством труда, опытом и квалификацией работника. Для того чтобы этот императив реализовать на практике, государственные органы многих стран разрабатывают специальную систему требований к квалификации работников, устанавливая для каждой квалификационной группы свой тарифный разряд, по которому производится оплата труда. Чем выше квалификационные требования, тем выше устанавливается разряд, и, соответственно, выше тарифная ставка.

Детально разработана подобная система была и в Российской Федерации. Комплекс тарифно-квалификационных характеристик (требований) по отраслям служащих подготовлен Министерством труда РФ совместно с профсоюзными организациями и другими министерствами и ведомствами в 1992 году. Все тарифно-квалификационные характеристики были объединены в единый нормативный документ, на основании которого обеспечивалось рациональное разделение труда, проводился подбор и расстановка кадров, устанавливалось единство в определении должностных обязанностей служащих и предъявляемых к ним квалификационных требований. Кроме того, на основе тарифно-квалификационных характеристик разрабатывались должностные инструкции по соответствующим должностям служащих, а также дифференцировалась оплата труда этих работников на основе Единой тарифной сетки (ЕТС).

Сразу отметим, что ЕТС перестала де-факто использоваться в РФ с января 2009 года, просуществовав долгие 17 лет. Подавляющее большинство работников физкультурно-спортивной и спортивно-педагогической сферы получала вознаграждение за свой труд по ЕТС. Сменила данную систему оплаты труда другая, которая основана, в основном, на волевых решениях руководителей бюджетных организаций. Но об этой практике, существующей до настоящего времени (т.е. на конец 2017 года) мы скажем ниже, после обзора ЕТС, к которой, возможно, правительство РФ ещё вернётся.

Тарифно-квалификационные характеристики по каждой должности состояли из трёх разделов:

  • «Должностные обязанности»;
  • «Должен знать»;
  • «Требования к квалификации по разрядам оплаты».

Раздел «Должностные обязанности» описывал основные функции, которые вменялись полностью или частично служащему, занимающему данную должность, и являлись основой для разработки должностных инструкций непосредственно в организациях, закрепляющих конкретные обязанности, права и ответственность данного бюджетника.

Раздел «Должен знать» содержал основные требования, предъявляемые к служащему в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций, других руководящих и нормативных документов, методов и средств, которые должны были применяться при выполнении должностных обязанностей.

Раздел «Требования к квалификации по разрядам оплаты» определял уровень профессиональной подготовки служащего, необходимый для выполнения возложенных на него обязанностей, и требуемый стаж работы.

Оплата труда работников бюджетной сферы (физической культуры, образования, здравоохранения и др.) по Единой тарифной сетке была организована следующим образом. Все трудовые обязанности, которые исполняли работники, по своим тарифно-квалификационным характеристикам подразделяются на 18 разрядов. Соответственно, имелось 18 разрядов оплаты труда, – начиная с 1 разряда с наиболее низкой квалификацией и оплатой труда и заканчивая 18 разрядом для наиболее высококвалифицированного и высокооплачиваемого труда.

В связи с тем, что стоимость денег со временем меняется из-за инфляционных процессов, оплата труда по ЕТС устанавливалась не непосредственно в рублях, а в тарифных разрядах оплаты труда. Базовое значение тарифа определялось правительственным постановлением. Через систему переводных коэффициентов этот показатель переводился в зарплату конкретного работника бюджетной сферы, осуществляемого по определённому разряду оплаты труда (см. табл.12.1).

Таблица 12.1 Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы (значение коэффициентов на 2005 г.)

Принимая в расчёт базовый тариф 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, финансируемых из федерального бюджета, в размере 800 руб. в месяц, можно легко вычислить зарплату работников любого из 18 разрядов.

К тренеру-преподавателю образовательного учреждения (включая старшего) предъявлялись следующие требования.

Должностные обязанности. Осуществляет набор в спортивную школу, секцию, группу спортивной и оздоровительной направленности детей и подростков, желающих заниматься физической культурой и спортом и не имеющих медицинских противопоказаний. Проводит учебно-тренировочную и воспитательную работу. Использует разнообразные приемы, методы и средства обучения. Проводит отбор и спортивную ориентацию наиболее перспективных для дальнейшего спортивного совершенствования обучающихся. Обеспечивает повышение уровня физической, теоретической, морально-волевой, технической и спортивной подготовки занимающихся, укрепление и охрану их здоровья в процессе занятий, безопасность учебно-тренировочного процесса. Содействует исключению случаев применения обучающимися различных видов допингов. Разрабатывает годовые и текущие планы подготовки. Ведет систематический учет, анализ, обобщение результатов работы. Использует в своей работе наиболее эффективные методы спортивной подготовки обучающихся и их оздоровления.

Должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию, физиологию, гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся; нормы и правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты.

6-7 разряды – среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы;

8 разряд – высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;

9 разряд – высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет, либо высшее профессиональное образование и стаж работы в должности тренера-преподавателя не менее 1 года (для старшего тренера-преподавателя);

10 разряд – высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет или высшее профессиональное образование и стаж работы в должности тренера-преподавателя не менее 3 лет (для старшего тренера-преподавателя);

11 разряд – II квалификационная категория или высшее профессиональное образование и стаж работы в должности тренера-преподавателя не менее 5 лет (для старшего тренера-преподавателя);

12 разряд – I квалификационная категория или II квалификационная категория (для старшего тренера-преподавателя);

13 разряд – высшая квалификационная категория или I квалифи-кационная категория (для старшего тренера-преподавателя);

14 разряд (старший тренер-преподаватель) – высшая квалифи-кационная категория.

В соответствии с унифицированным подходом ЕТС к любым должностям и, соответственно, оплате труда любой квалификации, задача руководителей организаций и кадровых служб существенно облегчалась, так как для установления заработной платы работнику в соответствии с его должностными обязанностями достаточно обратиться к ЕТС. На основании этих же требований ЕТС разрабатывалась и должностная инструкция для данного работника.

Например:

Стадиону на постоянную работу требуется билетный кассир. Для определения его должностных обязанностей, размера оплаты труда, а также необходимых знаний и умений, работники отдела кадров обращаются к справочным материалам по тарифно-квалификационным характеристикам по общеотраслевым профессиям рабочих.

Согласно тарифно-квалификационным характеристикам билетный кассир стадиона относится ко 2 разряду. Оплата его труда согласно ЕТС составляет 500 руб. в месяц.

Характеристики выполняемых им работ: оформление и продажа билетов и абонементов на стадион вручную и с использованием билетопечатающих машин и автоматов, терминальной аппаратуры автоматизированных систем продажи и бронирования мест. Передача информации о наличии продаваемых в кассе билетов и абонементов. Обслуживание билетопечатающих, билетопродающих и разменных автоматов; размен денег покупателям для пользования билетопечатающими автоматами. Оформление, предварительная продажа и продажа по заявкам билетов (абонементов). Получение, хранение и сдача денежных средств, бланков документов и других материальных ценностей в установленном порядке. Прием билетов и абонементов от граждан в случае отказа их от посещения стадиона, возврат в установленном порядке уплаченных ими денег.

Должен знать: формы билетов и абонементов, применение тарифов и установленных доплат и сборов; правила выдачи льготных билетов; схемы расположения мест на стадионе; инструкции по получению, хранению и сдаче денежных средств, бланков документов и других материальных ценностей.

К руководителям спортивных, спортивно-образовательных и иных организаций требования предъявляются значительно более высокие. Так, например, должностные обязанности директора (генерального директора, управляющего), согласно 15-18 разрядам ЕТС заключаются в следующем. Он руководит в соответствии с действующим законодательством всеми видами деятельности организации, организует работу и эффективное взаимодействие ее структурных единиц. Обеспечивает выполнение организацией заданий согласно установленным количественным и качественным показателям, всех обязательств перед поставщиками, заказчиками и банками. Организует производственно-хозяйственную деятельность организации на основе применения методов научно обоснованного планирования материальных, финансовых и трудовых затрат, максимальной мобилизации резервов производства. Принимает меры по обеспечению организации квалифицированными кадрами. Способствует наилучшему использованию знаний и опыта работников, созданию безопасных и благоприятных условий для их труда, соблюдению требований законодательства по охране труда. Решает все вопросы в пределах предоставленных прав и поручает выполнение отдельных производственно-хозяйственных функций другим должностным лицам – своим заместителям, руководителям производственных единиц, а также функциональных и производственных подразделений организации.

Руководитель организации обязан знать Конституцию РФ, законы Российской Федерации, постановления и решения Правительства РФ по вопросам деятельности отрасли; постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих и других органов, касающихся деятельности организации; перспективы техничес-кого, экономического и социального развития организации; методы хозяйствования и управления; порядок заключения и исполнения договоров; основ экономики, организации труда, производства и управления; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

В конце 2008 года правительство РФ решило, что ЕТС способствует уравниловке в оплате труда, не создаёт надлежащих стимулов в повышении производительности труда, не позволяет руководителям бюджетных организаций должным образом регулировать зарплату и вознаграждение своим подчинённым. Эти соображения послужили основанием для аннулирования ЕТС. На её месте была воздвигнута новая система, которая оказалась ещё хуже предыдущей. Начиная с 2010-х годов нареканий к новой системе оплаты труда бюджетников копилось всё больше.

Воспользовавшись вновь возникшими возможностями, руководители бюджетных организаций, поликлиник, вузов и средних специальных учебных заведений назначили себе зарплаты, измеряемые сотнями тысяч и даже миллионами рублей (см., напр., Лента.ру по зарплатам ректоров российских вузов). При этом рядовые сотрудники бюджетных учреждений получают совсем небольшую зарплату. Гигантские перекосы вызывают общественное недовольство и социальные протесты. Думается, что принятая в 2009 году новая система зарекомендовала себя с отрицательной стороны и подлежит скорейшему пересмотру.

  1. Прив. по: Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений образования, объемные показатели по отнесению учреждений образования к группам по оплате труда руководителей. – М.: Госкомитет РФ по физкультуре и туризму, 1996. – С.35-36.
  2. См.: Тарифно-квалификационные характеристики по общеотраслевым профессиям рабочих. – М.: ИНФРА-М, 1997. – С.29.
  3. Прив. по: Тарифно-квалификационные характеристики по должностям служащих. – М.: ИНФРА-М, 1997. – С.10-11.

Что такое тарифная сетка по разрядам

Это один из способов расчета заработной платы на предприятии, который формируется на основании локальных или законодательных актов, именно она определяет коэффициент для умножения МРОТ в зависимости от квалификации специалиста и прочих сопутствующих.

При формировании тарифной сетки учитывается:

  • Интенсивность трудовой нагрузки;
  • Вредность и опасность производства;
  • Длительность рабочего времени и стажа сотрудника на одной должности;
  • Отрасль производства, так как для каждого вида производства используются свои коэффициенты;
  • Квалификация сотрудника;
  • Особенности климатических условий.

Важно: за основу в тарифной сетке всегда используется стоимость часа работы сотрудника.

Может учитываться выполненный им объем работ за смену, при этом он впоследствии все равно разбивается на количество часов в смене или рабочем дне. Это приводит к исчислению часовой нормы работника на любом производстве.

Различия между тарифной системой и системой грейдов рассмотрены в этом видео:

Важно: ставки и повышенные оклады могут не зависеть от категорий. Тарифная сетка формируется согласно разрядам, обычно в ее формировании используются 6 разрядов, такая система применяется в основном для бюджетных учреждений.

Если предприятие занимается производством и достаточно сложное используется большее количество разрядов до 23, но при этом применяются те же коэффициенты, что в бюджетной сфере. Дорогие читатели! Мы постоянно пишем актуальные и интересные материалы на наш интернет-журнал ФБМ, подписывайтесь на наш канал в Яндекс-Дзен!

От используемых коэффициентов зависит размер зарплаты каждого сотрудника.

Применение тарифной сетки в организациях

Оплата труда на производстве формируется согласно законодательству ст. 143 – 145 ТК РФ и при использовании тарифно-квалификационных справочников.

ТК РФ Статья 143. Тарифные системы оплаты труда

Тарифные системы оплаты труда – системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.
Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты.
Тарифная сетка – совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов.
Тарифный разряд – величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника.
Квалификационный разряд – величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника.
Тарификация работ – отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.
Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации.
Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.

Данные справочники представляют собой перечень деятельности и различных профессий, которые имеются на предприятиях и в учреждениях. Они полностью содержат характеристики и квалификационные данные, а также сложность всех видов профессий. Кроме этого они указывают на требования, предъявляемые к навыкам и опыту работников, определяют их степень ответственности.

Важно: справочник предназначен для определения и присвоения разряда каждому сотруднику.

Конечно, на предприятии руководство имеет право разработать свой тарифно-квалификационный справочник с учетом особенностей деятельности организации.

Важно: при этом не должно происходить ущемление гарантий и прав работника, в частности труд не должен оплачиваться ниже минимальной зарплаты.

Что представляют собой районный коэффициент и северная надбавка и как они рассчитываются вы узнаете по ссылке.

Пример тарифной сетки по разрядам.

Процесс оценивания труда устанавливается приказом руководителя. Кроме этого все нюансы относительно тарификации допустимо указать в коллективном договоре.

Но при всех данных возможностях работодатели коммерческих предприятий стараются придерживаться государственных норм, так как это защищает от множества проблем с работниками при спорных ситуациях, контролирующими органами, во время проверок и в прочих ситуациях.

Единая тарифная сетка для сотрудников бюджетных организаций

Бюджетные предприятия обязаны использовать только разработанные государством справочники, так как в них применяются узаконенные оклады на примере МРОТ, к которым прибавляются различные надбавки и прочие выплаты.

Важно: при этом если сотрудник обладает приличным стажем в данной структуре, то он вправе получать повышенные надбавки и в расчете его зарплаты используется высокий коэффициент.

На данный момент используется отраслевая тарифная сетка, так как единый ее вариант отменен в 2007 году, согласно такой тарификации каждая отрасль имеет свой базовый оклад и коэффициент.

Как регулируется оплата труда

Согласно новым разработкам относительно траты фонда заработной платы на различные стимулирующие выплаты используются профессиональные государственные стандарты, согласно которым оценивается труд каждого чиновника или работника с учетом эффективности его деятельности.

Но проблема неадекватного оценивания труда осталась, так как работает старое разграничение между руководителем и работником, не учитывается профессионализм последнего.

Кроме этого чиновники склонны к злоупотреблению расходования средствами не по назначению.

Как и в каком размере выплачивается аванс по заработной плате – читайте в этой статье.

Классификация по новым стандартам

Классификация в тарифной сетке происходит на основании нескольких составляющих:

  • Отраслевые;
  • Государственные и коммерческие организации;
  • Деление внутри предприятия.

К примеру, в тарификации выплат для медицинских работников принимают участие их категории, базовый оклад и размер минимальной зарплаты.

Кроме этого тарифы основываются на:

  • Централизованном акте, установленном властями;
  • Договорной основе – коллективный договор.

При этом применяется новая система оплаты труда, но с учетом старых основ.

Разряды оплаты и коэффициенты.

Коэффициенты разрядов и ставки для оплаты

Используемые коэффициенты могут быть различными в зависимости от отрасли применения, но при этом для бюджетных организаций используются практически в любой сфере фиксированные показатели.

К примеру, для бюджетных организаций в медицине применяются следующие цифры:

Важно: при этом, если работник трудиться в сельской местности, то к его зарплате прибавляется 25% от базового оклада.

Если это заместитель, то его оклад на 10 – 20% ниже руководителя с учетом квалификации, степени, почетного звания.

Если специальность не указана в тарифном межотраслевом справочнике, то такому специалисту начисление оклада происходит согласно единому тарифно-квалификационному справочнику.

Примеры расчетов оплаты

Если используется повременная оплата, то происходит простое умножение количества отработанных часов на ставку за час.

Сотрудник отработал за месяц 150 часов, его ставка в час 134 рубля, отсюда следует, что он заработал:

150 * 134 = 20 100 рублей за месяц.

Так как он выполнил план, то согласно коллективному договору ему полагается премия в размере 20% от заработка, то есть:

  • 20 100 * 0,2 = 4 020 рублей премия. вы узнаете, по каким правилам начисляется ежемесячная премия сотрудникам.
  • 20 100 + 4 020 = 24 120 рублей заработок.

Кроме этого он располагает 5 разрядом, а это предполагает использование коэффициента 1, 268, что указывает на заработок в данном месяце сотрудника 30 584, 16 рублей.

Важно: если сотрудник не выполнил план, то работодатель вправе его лишить надбавки.

Тарифная сетка – это большие преимущества, если она используется согласно нововведениям и в первую очередь оценивается ценность сотрудника, его опыт и сложность производственного процесса, а уже на следующей ступени стоит ранг руководящей должности.

Как построить эффективную систему оплаты труда на предприятии – смотрите тут: