Система управления охраной труда

СУОТ — что это такое?

Понятие системы управления охраной труда дано в статье 209 ТК и определяется как единый механизм взаимодействующих и связанных между собой элементов, устанавливающих политику работодателя в области охраны труда. Вместе с тем определяются процедуры, позволяющие достигнуть поставленных целей.

В помощь организации при разработке СУОТ приказом Министерства труда было утверждено положение от 19.08.2016 № 438н.

Система является частью менеджмента (управления) организации. Именно она позволяет не только снизить риски опасных и вредных производственных факторов, создать благоприятную, безопасную обстановку на местах, но и повысить производительность труда.

СУОТ представляет собой единство:

  • локальной нормативной базы работодателя и ведения необходимой документации с фиксацией действий в актах, журналах и иных учетных регистрах;
  • организационных мер управления с возложением на должностных лиц обязанностей по охране труда;
  • процедур и порядков действия системы, в том числе планирование, пути реализации мероприятий, имеющим значение для улучшения организационных методов ОТ и условий труда.

Положения и требования СУОТ обязательны к исполнению всеми работниками организации. Для нормального действия системы работодателю необходимо:

  • составить ее структуру,
  • уточнить связи между структурными единицами организации;
  • распределить обязанности в области ОТ каждого из подразделений (отделов, цехов и т.п.),
  • назначить меру ответственности должностных лиц в сфере ОТ.

Все эти функции необходимо закреплять нормативными документами.

Задачи системы управления охраны труда

Вся методическая работа, нормативные документы, которые разрабатываются работодателем в области охраны труда, должны быть направлены на:

  • постоянный мониторинг состояния ОТ во всех структурных подразделениях;
  • формулировку целей и единый подход к политике в области ОТ;
  • соблюдение действующего законодательства по охране труда;
  • разработку и реализацию способов достижения поставленных целей;
  • постоянную работу по улучшению трудовых условий.

В связи с этим на СУОТ возлагаются следующие задачи:

  • обеспечение безопасности технологических процессов, используемых у конкретного работодателя, зданий, сооружений, производственного оборудования;
  • улучшение условий труда работников с соблюдением оптимального режима труда и отдыха, обеспечением лечебно-профилактического обслуживания;
  • проведение консультаций, инструктажей, учебных занятий по охране труда, постоянная работа, направленная на грамотность работников в этой области и соблюдение основных норм применительно к специфике деятельности организации;
  • анализ причин аварий, производственных травм, профессиональных заболеваний и проведение мероприятий по снижению этих рисков.

Основная ответственность соблюдения норм СУОТ возлагается на руководителя организации. Он вправе выделить специалиста по ОТ или службу, закрепив за ними функции приказом и прописав в должностных инструкциях. Постоянные профилактические мероприятия в сфере ОТ позволяют предупредить производственный травматизм и профессиональные заболевания.

Этапы внедрения СУОТ

Основным документом по организации и функционированию СУОТ в организации является Положение. Разработать его может как соответствующая служба работодателя, так и сторонние организации. Предварительно проводится анализ состояния охраны труда в организации, обсуждается политика, а затем задаются параметры задания на составление СУОТ.

Создание и внедрение системы можно разделить на шесть этапов:

  1. Определение целей охраны труда.

Формулируются приоритеты и цели, которые будут актуальны именно для вашей организации с учетом специфики работы.

  1. Анализ деятельности в области охраны труда.

Составляется список всех необходимых мероприятий по ОТ. Например, устанавливается необходимость проведения периодических медицинских осмотров, организации стажировок, выдачи средств индивидуальной защиты и т.д. Этот список станет основой СУОТ.

  1. Распределение обязанностей по ОТ.

Определяется конкретный перечень работников, которые будут нести ответственность за проведение каждого из мероприятий. При этом можно указать только должности и принадлежность их к структурному подразделению.

  1. Определение рисков при осуществлении работниками своих должностных обязанностей.
  2. Формулировка и подготовка процедур СУОТ.

На основе списка мероприятий и типового положения необходимо разработать свои процедуры СУОТ, которые наиболее точно применимы у конкретного работодателя. Они должны являться исчерпывающими и охватывать все виды деятельности организации.

  1. Обеспечение постоянного и регулярного улучшения системы управления.

Постоянное совершенствование нормативов в области охраны труда требует актуализации соответствующих документов. Поэтому ответственные за создание, внедрение и обновление системы должны отслеживать не только новое в законодательстве, но и изменения в условиях труда, внедрение новых технологий, чтобы поддерживать документы по ОТ в актуальном состоянии.

При наличии в организации первичной профсоюзной ячейки с документом необходимо ознакомить ее представителей. Приветствуется, когда они принимают активное участие в создании документа и его изменениях, а также осуществляет контроль за соблюдением всех нормативов в области охраны труда.

СУОТ обязательно утверждаются приказом за подписью руководителя организации.

Какие организации могут не создавать систему управления охраной труда?

Субъекты малого бизнеса зачастую не считают нужным создавать СОУТ, считая, что она необходима только для производственных процессов и крупных предприятий, где существует риск травматизма. Но они не совсем правы в силу следующих факторов:

  • даже при небольшом штате должна быть разработана схема управления процессами. А при его увеличении система уже не будет такой простой, как кажется;
  • в любой организации руководитель является ответственным за охрану труда и должен пройти специальное обучение. Любой несчастный случай в рабочее время будет рассматриваться с точки зрения несоблюдения норм по охране труда и руководитель будет наказан соответствующим образом. Поэтому мероприятия по ОТ должны проводиться даже в малых организациях;
  • СОУТ необходим даже, если штат составляют только офисные работники и обслуживающий персонал. Поэтому следует отойти от представления, что опасность существует только на производстве.

Теперь перейдем к вопросу: обязан ли работодатель создать систему управления охраной труда в организации?

Ответ однозначный – обязан в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса. При этом законодательство не разделяет работодателей на крупных и мелких субъектов бизнеса, не устанавливает нормативы по штатной численности и иным критериям.

Конечно, СОУТ для малых форм предпринимательства и крупных субъектов будет различаться по структуре мероприятий и затратам на них. Для первых предусмотрено составление упрощенной системы управления охраной труда и внедрение ее в свой процесс ведения бизнеса.

Выполнение положений, предписанных к исполнению государственными законами гарантирует гражданам неприкосновенность и лояльность со стороны органов власти. Особенно, если речь идет о предписаниях, которые дают гарантии рабочему населению, и, особенно, если эти положения имеют отношение к безопасности в период исполнения последними своих прямых трудовых обязанностей. В представленном материале будет освещена тема: Стандарт СУОТ на предприятии образца 2018 года.

Что такое система управления охраной труда?

ТК РФ в своей статье 209, а также Положение, утвержденное Минтруда РФ, предписывают каждому работодателю обеспечить безопасность своим сотрудникам (в том числе, создавая соответствующие комиссии), а сама СУОТ призвана управлять систематизированным процессом обеспечения безопасности и снижения рисков травматизма. Иными словами, управленческая система по охране труда, сокращенная аббревиатура СУОТ – это специальная структура менеджмента, ответственность которой в обеспечении порядка управления за безопасностью на любом предприятии.

Объект управления в данном варианте – безопасность и охрана труда в организации, которая включает в свое тело:

  • Комплекс мероприятий: нормативно — правовых, реабилитационных, лечебно-профилактических, санаторно — гигиенических и социально — экономических;
  • Органы администрирования: назначение ответственных лиц и функций руководителей;
  • Регулярный анализ результативности принятых мер;
  • Функциональные обязанности всех должностных лиц и порядок их взаимодействия;
  • Создание максимально комфортного труда и отдыха.

Цель всей этой структуры – обеспечение выполнения гарантийных обязательств по сохранению жизни и здоровья, которые берет на себя государство при трудоустройстве каждого гражданина. Эти цели могут быть достигнуты только в том варианте, когда в организации для работников созданы максимально безвредные и безопасные условия.

Разработка системы управления охраной труда

Знание из каких элементов состоит система управления охраной труда помогает систематизировать и разрабатывать специальные механизмы и ввести их в действие. И поскольку любая система управления складывается из совокупности элементов, основная задача выделить главное и структурировать процесс.

Для этого важно:

  • Определить задачи и цели;
  • Выделить средства и методы для применения;
  • Структурировать администрирование и взаимодействие управленческих структур с работниками.

Внедрение системы управления охраной труда

Опытные менеджеры выделяют три этапа внедрения СУОТ:

  • Предварительная оценка рисков и выработка политики СУОТ;
  • Подготовка и планирование – на этом этапе планируют создание максимально эффективных стандартов, которые будут включать в себя все нужные элементы, которые: обеспечат рост и продуктивность работы в организации; определят факторы функционирования и совершенствования, будут решать прочие организационные вопросы, а также регламентировать внедрение процесса в соответствии со всеми требованиям законодательства;
  • Внедрение. В процессе внедрения проводят первичную апробацию методов, и только после пилотного варианта принимают окончательное решение по введению СУОТ в действие.

Приказ о системе управления охраной труда — образец

После разработки работодатель должен издать приказ о внедрении и принятии СУОТ в действие. При этом приказ должен отображать обязанность всех сотрудников и администрации в ее соблюдении с обязательной ссылкой на Приказ и Положение от Минтруда и Соцзащиты России №438 от августа 2016.

Скачать образец приказа

О совершенствовании системы управления охраной труда в ОАО «РЖД»

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 10 сентября 2014 года N 2119р

О совершенствовании системы управления охраной труда в ОАО «РЖД»

Сформированная в ОАО «РЖД» система управления охраной труда позволяет планомерно решать вопросы обеспечения безопасных условий труда и снижения уровня производственного травматизма.
Имеется устойчивая динамика снижения показателей производственного травматизма. В ОАО «РЖД» показатели общего производственного травматизма ниже, чем по Российской Федерации в 4,8 раза, а со смертельным исходом — в 1,6 раза.
Действующая в ОАО «РЖД» система управления охраной труда характеризуется излишним формализмом, дублированием функций и проводимых организационных мероприятий и требует пересмотра в части повышения уровня личной ответственности руководителей и непосредственных исполнителей за выполнение требований охраны труды, трудовой и технологической дисциплины.
В условиях растущих правовых требований к вопросам безопасности труда и охраны здоровья, необходимости повышения эффективности деятельности компании в обеспечении безопасности производственных процессов требуется переход системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья в новое качество, учитывающее лучшие мировые практики, характеризуемые переходом к методологии риск — менеджмента, четкой систематизацией действий на всех уровнях управления в зависимости от состояния безопасности труда.
В целях совершенствования системы управления охраной труда и оптимизации деятельности по повышению уровня безопасности труда:

1. Установить с 1 октября 2014 года следующие режимы управления охраной труда в зависимости от уровня производственного травматизма, приложение N 1:
— основной — состояние производственного травматизма — штатное.
— усиленный — состояние производственного травматизма — умеренно опасное;
— повышенный — состояния производственного травматизма — опасное;
— индивидуальный (вводится только для линейного предприятия) — состояние производственного травматизма — тяжелое.

2. Критерии оценки состояния производственного травматизма:
Состояние производственного травматизма «штатное» — уровень производственного травматизма не превышает уровня соответствующего периода прошлого года.
Состояние производственного травматизма «умеренно опасное»:
— для центральной дирекции — рост общего травматизма относительно аналогичного периода прошлого года на 20% и более;
— для региональной дирекции — рост общего травматизма относительно аналогичного периода прошлого года на 10% и более;
— для линейного предприятия — рост общего травматизма относительно аналогичного периода прошлого года.
Состояние производственного травматизма «опасное»:
— для центральной дирекции — рост смертельного травматизма относительно аналогичного периода прошлого года;
— для региональной дирекции — рост смертельного травматизма относительно аналогичного периода прошлого года;
— для линейного предприятия — допущен случай тяжелого травматизма или групповой с легким исходом.
Состояние производственного травматизма «тяжелое» — допущен смертельный случай травмирования со смертельным исходом или групповой с тяжелым исходом (вводится только для линейного предприятия).

3. Период проведения режимов управления охраной труда составляет для:
— усиленного режима — две недели со дня ввода режима;
— повышенного режима — один месяц со дня ввода режима;
— индивидуального режима — два месяца со дня ввода режима.
При необходимости режим управления может быть продлен, но не более чем на один период.

4. Режим управления охраной труда вводится:
— в целом по ОАО «РЖД» телеграфным указанием старшего вице-президента, ведающего вопросами организации работы по охране труда;
— по функциональному филиалу ОАО «РЖД» — телеграфным указанием начальника филиала;
— по региональному центру корпоративного управления (далее — РЦКУ) — телеграфным указанием начальника железной дороги;
— по региональной дирекции — телеграфным указанием начальника региональной дирекции;
— по линейному предприятию — приказом начальника линейного предприятия.

5. Перечень мероприятий по охране труда, выполняемых руководителями филиалов и их структурных подразделений в период проведения определенного режима управления охраной труда, приведен в приложении N 2. При штатном режиме управления охраной труда работа проводится в соответствии со стандартом СТО РЖД 15.002-2012.

6. Руководитель филиала ОАО «РЖД», где произошел несчастный случай (тяжелый, смертельный, групповой), направляет информационную телеграмму в адреса всех филиалов ОАО «РЖД» производственного блока и их структурных подразделений, в т.ч. в РЦКУ.
В информационной телеграмме кратко указываются обстоятельства несчастного случая, сведения о травмированных, возможные причины и требования проведения внепланового инструктажа. Перечень мероприятий может быть расширен по согласованию с Департаментом охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля.

7. Генеральному директору Центральной станции связи Вохмянину В.Э. ввести с 1 октября 2014 года идентификацию телеграмм по охране труда с пометкой ОТ (охрана труда).

8. Начальникам Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля Раенку Д.Л. и Департамента информатизации Павловскому А.А. обеспечить в 2015 году автоматизацию ввода режимов управления охраной труда, увязав ее с функциональностью «охрана труда» в ЕК АСУТР. Режим управления охраной труда должен отображаться на всех уровнях управления ОАО «РЖД» после его введения в соответствии с п.3 настоящего распоряжения.

9. В связи с вводом настоящего распоряжения указание МПС России N М-779у от 27.04.2001 в ОАО «РЖД» не применять.
Начальникам железных дорог и других филиалов ОАО «РЖД» отменить локальные нормативные документы, связанные с введением «особых режимов» по охране труда, изданные в филиалах ОАО «РЖД».

10. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на полигонах железных дорог на главных инженеров железных дорог, в целом по ОАО «РЖД» на начальника Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля Раенка Д.Л.

Старший вице-президент
ОАО «РЖД»
В.А.Гапанович

Приложение N 1. Режимы управления охраной труда в зависимости от состояния производственного травматизма

Приложение N 1
к распоряжению ОАО «РЖД»
от 10 сентября 2014 года N 2119р

Состояние производственного травматизма

Оценивающий субъект

Режим управления

Уровни управления

Критерии оценки состояния охраны труда

I
штатное

ЦД (УЦД*), РЦКУ, РД, ЛП

«основной»

центральный региональный линейный

Уровень производственного травматизма не превышает уровня прошлого года

II
умеренно опасное

ЦД (УЦД*), РД, РЦКУ, ЛП

«усиленный»

центральный

Рост общего травматизма относительно аналогичного периода прошлого года на 20%

региональный

Рост общего травматизма относительно аналогичного периода прошлого года на 10%

линейный

Рост общего травматизма относительно аналогичного периода прошлого года

III
опасное

ЦД (УЦД*), РЦКУ,

«повышен-
ный»

центральный

Рост смертельного травматизма относительно аналогичного периода прошлого года

РД, ЛП

региональный

Рост тяжелого или смертельного травматизма относительно аналогичного периода прошлого года

линейный

Допущен случай тяжелого травматизма или групповой с легким исходом

ЛП

«индивиду-

центральный

тяжелое

альный»

региональный

линейный

Допущен смертельный случай травматизма или групповой с тяжелым исходом

________________
* Принимается решение по критериям оценки как для центральной дирекции.

Субъект, осуществляющий оценку состояния труда

Наименование субъекта управления

Шифр

Центральная дирекция

ЦД

Управления в составе центральной дирекции

УЦД

Региональный центр корпоративного управления

РЦКУ

Региональная дирекция

РД

Линейное предприятие

ЛП

Приложение N 2. Действия руководителей филиалов и их структурных подразделений

Приложение N 2
к распоряжению ОАО «РЖД»
от 10 сентября 2014 года N 2119р

Номер по

Мероприятия

Должность

Центральный

Региональный

Линейный

порядку

руководителя подразделения

СостояниеII умеренно опасное

Состояние III опасное

Состояние II умеренно опасно

Состояние III опасное

Состо-
яние II умеренно опасное

Состо-
яние III опасное

Состояние IV тяжелое

перио-
дичность

перио-
дичность

перио-
дичность

перио-
дичность

перио-
дичность

перио-
дичность

перио-
дичность

Проведение целе-

Начальник

Д

Н

вых проверок по охране труда

Гл. инженер

М

Д

Д

Д

Н

Н

Зам.руковод.

М

Д

Д

Н

Н

Рассмотрение ре-

Начальник

М

Д

Д

Д

Н

Н

зультатов целевых проверок

Гл. инженер

Зам.руковод.

Проведение опера-

Начальник

Д

Н

тивных проверок

Гл. инженер

Д

Д

Н

Е

Зам.руковод.

Д

Д

Н

Е

Рассмотрение ре-

Начальник

Д

Н

зультатов оперативных проверок

Гл. инженер

Д

Д

в период действия режимов

Зам.руковод.

Д

Д

Проведение селек-

Начальник

В

М

торных совещаний (рассмотрение

Гл. инженер

В

Д

Д

Д

работы в период режимов)

Зам.руковод.

Проведение тех-

Начальник

В

В

В

нических занятий с работниками по

Гл. инженер

В

Н

Н

вопросам охраны труда

Зам.руковод.

В

Н

Н

Проведение про-

Начальник

верки знаний руководителей и специ-

Гл. инженер

В

В

В

В

В

В

алистов

Зам.руковод.

Проведение внепла-

Начальник

нового инструктажа

Гл. инженер

В

В

В

Зам.руковод.

В

В

В

Проведение опера-

Начальник

М

Д

тивного совещания по охране труда

Гл. инженер

Е

Зам.руковод.

Примечание: В — вне плана; Е — ежедневно; Н — еженедельно; Д — ежедекадно; М — ежемесячно.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
Экономика железных дорог,
N 11/2014