Регистрация торговой марки

Виды торговых марок

Прежде всего, следует отметить, что в России не существует юридического термина «торговая марка». Де юре регистрируются товарные знаки и знаки обслуживания. Однако выражение «торговая марка» довольно часто используется в коммерческой среде и привычно для многих людей.

Регистрация торговой марки может проводиться в отношении следующих видов знаков:

  • Словесные обозначения. Наиболее часто в Роспатент подаются заявки именно на данный тип знаков. Охрана словесного обозначения имеет ряд преимуществ и позволяет владельцу использовать знак в любом цвете, стилистике, с применением любых шрифтов, ведь слово всегда тождественно самому себе вне зависимости от его дизайнерского решения;

Рег. № 480292

Рег. № 450530

Заявка № 2017743970

  • Изобразительные обозначения. Такие знаки подаются не так часто и представляют собой картинки или визуальные образы, порой – отдельные элементы дизайна, не сопровождающиеся какими-либо словесными элементами;

Заявка № 2017726397

Рег. № 641767

Международная рег. №1015069

  • Форма товара или его упаковки (объемные или 3D знаки). Если форма товара не определяется исключительно утилитарными свойствами, то она вполне может охраняться как самостоятельный товарный знак. Чаще всего это характерно для тары, игрушек, продуктов питания и их упаковок, лекарственных препаратов.

Рег. № 242448

Заявка № 2017749823

Заявка № 2017726236

  • Комбинированные знаки. Довольно обширная доля от числа всех знаков, которая включает комбинацию изобразительного и/или словесного и/или объемного элементов;

Рег. № 579523

Рег. № 589698

Рег. № 624359

  • Особые категории знаков: цветовые, звуковые, позиционные, голографические, анимированные, обонятельные и т.п.

Этапы регистрации торговой марки

Товарный знак можно зарегистрировать как самостоятельно, так и через патентных поверенных. Процедура в любом случае включает следующие этапы:

  • Разработка уникального бренда, наименования, визуального обозначения. В процессе нейминга целесообразно проверять придуманные знаки на возможность регистрации. Это можно сделать самостоятельно, например, на нашем сайте, обратиться к специалистам, которые проведут полноценное исследование с точки зрения всех возможных препятствий для регистрации или обратиться в ФИПС за услугой предварительного поиска. Результат поиска в сервисе Линкмарк будет предоставлен мгновенно. Отчет специалиста или поверенного – через 1-3 дня. Отчет ФИПС – через месяц. Перед предварительным поиском необходимо заранее определить классы МКТУ по которым планируется регистрация торговой марки;
  • Подготовка комплекта документов в Роспатент: заявление содержащее данные о заявителе, описание торговой марки, классы МКТУ и перечень товаров/услуг, квитанции об оплате пошлин;
  • Подача документов в регистрирующий орган. Заявку можно подать дистанционно путем почтового отправления, а также в электронном виде посредством использования специализированного программного обеспечения, которое доступно на официальном сайте регистрирующего органа (ФИПС).

Проверка товарного знака

Прежде чем заняться сбором документов для регистрации бренда проверяется его охраноспособность и уникальность. Если он не будет соответствовать определенным критериям, то время и деньги на оплату пошлины будут потрачены напрасно.

Обозначение обязательно должно быть охраноспособным, то есть соответствовать требованиям условий Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Нельзя регистрировать следующие обозначения:

  • общепринятая символика и терминология,
  • вошедшие во всеобщее употребление,
  • открыто характеризующие товар по его свойствам,
  • вводящие в заблуждение,
  • не поддерживающие общие интересы,
  • содержащие государственную символику,
  • включающие аббревиатуру и символику международных организаций.

Не подлежат регистрации и знаки, которые тождественны уже имеющимся в России или проходящим процедуру оформления.

Можно предварительно провести проверку с помощью онлайн-сервисов, но они содержат неполную информацию. Там не отображаются товарные знаки, проходящие регистрацию в текущий момент. Для полной картины лучше обратиться специалистам в области интеллектуальной собственности.

Основная экспертиза

Длительность основной проверки не ограничена, но она обычно составляет 1 год. В это время ФИПС определяет, не совпадает ли новый бренд с уже существующими марками, и не нарушает ли он требования законодательства.

Во время данной экспертизы заявитель имеет право вносить несущественные изменения в заявку. В свою очередь, Роспатент при необходимости требует дополнительную документацию и сведения для продолжения проверки.

Результат основной экспертизы заявитель узнает с помощью уведомления. После подтверждения регистрации он обязан заплатить пошлину за внесение бренда в госреестр и получение свидетельства.

Роспатент может отказать в регистрации товарного знака по следующим причинам:

  • поступление заявки с большим приоритетом, имеющей похожую степень обозначения,
  • оформление в качестве названия места происхождения изделия или услуги тождественного наименования,
  • прочие обоснованные причины.

Отрицательный ответ не является окончательным. Всегда есть возможность оспорить отказ на регистрацию экспертов Роспатента.

Срок действия товарного знака

Нормы Гражданского кодекса РФ говорят о том, что длительность действия торгового знака составляет 10 лет. После истечения этого срока с владельца снимаются все права, а бренд больше не находится под защитой государства.Срок начинает отсчитываться с момента регистрации заявки в ФСИП. Это объясняется тем, что неприкосновенность торговый знак получает уже с этого периода.

Владельцы компании стремятся сохранять свой бренд на протяжении всего срока занятия бизнесом. Продлевать торговый знак можно неограниченное количество раз. Заявление на продление подается максимум за один год, но лучше раньше, так как на ее рассмотрение уходит много времени. Кроме заявления необходимо собрать пакет документов и заплатить пошлину.

Если правообладателем было потеряно время, то дается еще полгода для подачи заявления после окончания срока действия. Для этого заблаговременно подается ходатайство. Упускать срок нежелательно, так как этим моментом может воспользоваться любая другая компания. Она имеет право занять бренд еще до того, как будет подано заявление.

Как зарегистрировать свой бренд, нужно знать всем компаниям, которые уже достигли определенного уровня. Они способны похвастаться качеством своей продукции и услуг и имеют огромный потенциал к ведению бизнеса в широких масштабах. Это непростая процедура, но если уже пройдет большой путь на пути к успеху, то оформление бренда ощущается как простая формальность.

Регистрация бренда необходима, чтобы защитить свое наименование на юридическом уровне.