Прямые налоги

Содержание

Прямые и косвенные налог: сравнения, особенности и их отличительные черты

Российская налоговая система разделяет всё многообразие налогов на прямые и косвенные. Каждая из этих групп является достаточно широкой. Многие хотят знать, когда транспортный налог является прямым или косвенным налогом. Важно разобраться в их особенностях и принципиальной разницы.

Система налогообложения выполняет важную функцию в формировании доходной части бюджета. Ключевым показателем финансовой стабильности государства является налоговая система. Обычные люди не видят принципиальной разницы между налогом и сбором, ставя между ними знак равенства. На самом деле данные формулировки являются абсолютно разными. Чтобы обычный гражданин мог легче разобраться в налоговой схеме, изучим главных характеристики налогов и их разновидности.

Российская налоговая система разделяет налог на 2 внушительные группы:

  • прямые;
  • косвенные.
  • При прямом налоговом платеже нет никаких посредников. Его величина пропорциональная величине объекта налогообложения. Примером может служить налог на прибыль, величина которого напрямую зависит от полученного финансового результата компании.

    Косвенная система налогообложения имеет совершенно другую структуру. Её отличием от прямого подхода является то, что в стоимость услуги либо продукта заранее включают платёж. Поэтому потребителю не нужно дополнительно платить непосредственно налог. В качестве примера можно рассмотреть НДС. Он оплачивается каждым, кто совершал официальную покупку.

    Разновидности налогов

    Прямой налог. Он представляет собой обязательный взнос, который обязан заплатить каждый гражданин Российской Федерации, владеющий имуществом, подлежащим налогообложением. Им может выступать движимые и недвижимые вещи. Например, Налоговый Кодекс определяет пошлину на участок земли. В соответствии с регламентом, после каждого года его собственник должен заплатить налог. Его величина рассчитывается с учётом размера участка, его расположения и других параметров.

    В итоге можно увидеть, что законодательство относит прямую модель взимания налогов лишь к вещам, принадлежащим плательщику. Благодаря ему государство наполняет бюджет.

    Главным недостатком прямого налога является возможность укрытия налогооблагаемой базы.

    Косвенный налог. Им называют финансовое поступление в госбюджет, формируемое по принципу надбавки на реализуемую услугу либо товар, которые не распространяются на прибыль компании, а направляется в казну государства. Продавец в этом случае будет выступать в роли посредника. Налог никак не отразится на его прибыли, а государство получит поступления.

    С другой стороны, косвенная система налогообложения имеет и недостатки. Например, от неё особенно сильно страдают люди с низким доходом. Это связано с тем, что косвенные налоги приводят к повышению стоимости продукции.

    Примеры косвенных налогов

  • Акцизы. Они введены на табак, спиртные напитки и проводимое топливо.
  • НДС.
  • Пошлины.
  • Итак, транспортный налог: прямой или косвенный налог? В разных странах практика отличается. Например, в некоторых государствах транспортный налог – это прямой налог. Он является стабильным и зависит от объёма двигателя и других параметров. В других странах транспортный налог – это косвенный налог. В стоимость горючего входит надбавка, которая перечисляется в бюджет.

    Многие считают транспортный налог в качестве косвенного налога более эффективным. Он предполагает включение платежа в стоимость горючего. В результате она возрастает не сильно. С другой стороны, если кто-то использует автомобиль редко, но он и платить будет мало. А кто постоянно пребывает за рулём, а значит, и сильнее разбивает дороги, будет производить большие отчисления на их ремонт. Такой подход многие считают более справедливым.

    Каждое частное лицо и компания обязаны отчитываться перед налоговой системой. На странице https://investtalk.ru/nalogi/mestnye-nalogi-i-sbory-vvodyatsya-aktami рассказывается о местных налогах и сборах, а также их введении. А идёт речь об изменении реквизитов налоговых платежей. Эта и другая информация поможет в полной мере выполнять свои обязательства перед налоговой системой.

    24. Налоговая ставка. Формы и виды налоговых ставок. Роль налоговой ставки в реализации функций налогов.

    Понятие

    Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

    Формы и виды налоговых ставок

    Виды

    В зависимости от объекта налогообложения ставки бывают:

    1) Твердые (специфические) устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или прибыли. Указанные ставки применяются при обложении НДПИ, акцизов.

    2) Процентные (адвалорные) устанавливаются к стоимости объекта налогообложения. Применяются при уплате большинства налогов.

    3) Комбинированные сочетают в себе и твердые, и процентные ставки. Например, при уплате акцизов на сигареты и папиросы 550 рублей за 1 000 штук + 8 процентов расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 730 рублей за 1 000 штук.

    По содержанию:

    1. Маргинальные – ставки, приведенные в налоговом законодательстве.

    2. Фактические – отношение суммы уплаченного налога к величине нал.базы.

    3. Экономические – отношение суммы уплаченного налога к размеру всего полученного дохода.

    Формы

    Прогрессивные ставки – с увеличением стоимости объекта увеличивается и их размер (НИФЛ, транспортный налог).

    Регрессивные – с увеличением стоимости объекта уменьшается их размер (ЕСН до 2010 года).

    Пропорциональные – ставки действуют в одинаковом размере к объекту обложения (большинство налогов).

    Роль налоговой ставки в реализации функций налогов

    Значительный вклад в развитие неоклассической теории налогов внес профессор А.Лаффер, которые установил количественную зависимость между прогрессивным налогообложением и доходами бюджета, построив параболическую кривую, получившую название кривая Лаффера. Из рисунка видно, что рост налоговых ставок только до определенного предела (точка М) ведет к соответствующему увеличению бюджетных доходов. Превышая этот предел, налоговая ставка становится тормозом для предпринимательской деятельности, при этом ликвидируются стимулы развития экономики, а доходы бюджета начинают сокращаться, поскольку сужается налоговая база.

    По мнению А.Лаффера, предельной ставкой налогового изъятия в бюджет, в границах которой увеличится сумма доходов бюджета, является 30 %. При 40–50 %-ном изъятии доходов, когда ставка налога попадает в «запретную зону» действия, происходит сокращение сбережений населения, что влечет за собой незаинтересованность в инвестировании в те или иные отрасли экономики и сокращение налоговых поступлений.

    По мнению А. Лаффера, предельной ставкой налогового изъятия в бюджет, в границах которой увеличится сумма доходов бюджета, является 30 %. При 40–50 %-ном изъятии доходов, когда ставка налога попадает в «запретную зону» действия, происходит сокращение сбережений населения, что влечет за собой незаинтересованность в инвестировании в те или иные отрасли экономики и сокращение налоговых поступлений.

    25. Функции налогов и их реализация в налоговой системе Российской Федерации.

    Экономическая сущность налогов проявляется через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения: отражают систему отношений и взаимосвязи государства и отдельного н\пл.

    Функции налога:

    Необходимо выделить 4 основных функции:

    — фискальную;

    — регулирующую;

    — социальную;

    — контрольную.

    1) Фискальная – через уплату налогов пополняется бюджет страны для осуществления гос.расходов (управление государством: дума, министерства, оборона, порядок, МВД, суд, соц.защита, медицина, культура, образование).

    С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции — обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей. Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

    2) Распределительная – посредством налогообложения государство распределяет более равномерно доходы между гражданами.

    3) Контрольная – посредством налоговой системы государство может контролировать финансовые потоки (осуществление нал.контроля – проведение нал.проверок).

    Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 НК РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств — контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах.

    4) Регулирующая – влияние налога на экономическое развитие тех или иных видов деятельности (спрос и предложение, инвестиции, налоговые льготы для отраслей).

    Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов. Цель применения налоговых льгот — сокращение размера налоговых обязательств плательщика. В зависимости оттого, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит. Изъятия — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит — это льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы. Регулирующая функция налогов проявляется не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц — на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.

    В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:

    — снижение налоговой ставки;

    — сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период — возможность предусмотрена ст. 56 НК РФ — получило название налоговых каникул);

    — возврат ранее уплаченного налога или его части;

    — отсрочка и рассрочка уплаты налога, в том числе инвестиционный налоговый кредит;

    — зачет ранее уплаченного налога;

    — замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

    Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

    5) Стимулирующая – разными налоговыми льготами государство может стимулировать развитие тех или иных отраслей экономики (налоговые кредиты, налоговые каникулы, преференции).

    Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т.д.

    6) Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

    К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

    Вопрос №3.

    Прямые налоги

    Все прямые налоги подразумевают осуществление вычетов с доходов или имущества граждан или организаций. Такая форма налогообложения касается физических и юридических лиц. Изымаемые средства, в зависимости от вида сбора, поступают в федеральный, региональный или местный бюджет.

    Для граждан РФ одним из основных, уплачиваемых сборов является подоходный. Формируется путем вычета из доходов физлица, полученных на территории РФ. Независимо от их места проживания и гражданства. Осуществление платежей происходит на протяжении всего отчетного периода (года), а завершающий расчет — в конце года. При этом, ставка может колебаться — от 12 до 45%.

    Не подлежат обложению налогами такие источники получения средств: гос пособия по соц страхованию, пенсии всех видов, доходы, источниками которых является дарение или наследство, подарки от организаций, предприятий и компаний. При условии, что совокупная сумма стоимости таких подарков не выше 12 минимальных заработных плат.

    Основным объектом налогообложения юридических лиц является валовая прибыль (прибыль и чистый доход). Плательщики этого вида сборов — все юридические лица, ведущие экономическую деятельность на территории РФ. К таковым относятся и иностранные предприятия и компании. Уплата налогов осуществляется на основании поданной декларации, сообщающей о размере дохода за отчетный период.
    Величина основной ставки доходит до 35%.

    Особые виды прибыли могут быть обложены налогом по ставке 15%. К ним относятся дивиденды от облигаций, акций и других ценных бумаг, эмитированных в РФ.

    Кроме доходов (для физлиц) и прибыли (для юрлиц), прямое налогообложение касается социальной сферы: сборы на соцобеспечение и заработную плату. Формирование происходит частично за счет работников, частично — за счет работодателя. Все поступления направляются во целевые внебюджетные фонды. В имущественной сфере, сборы осуществляются с объектов недвижимости и земельных участков, полученных в результате дарения или вступления в право наследования.

    Законодательством РФ выделено несколько групп товаров и услуг, освобождаемых от НДС:

    • ритуальные услуги;
    • учреждения религиозного направления;
    • учреждения культуры и искусства;
    • услуги в сфере народного образования;
    • научно исследовательские направления;
    • мероприятия, имеющие спортивных характер;
    • театральные и зрелищные мероприятия.

    Косвенные налоги

    В тех случаях, когда налог поступает в бюджет, через объект налогообложения, она называется косвенным. Это вычеты, включенные в стоимость товаров и услуг, сборы при сделках с недвижимым имуществом и ценными бумагами, налог на добавленную стоимость и наследство. Отличительная особенность — частично или в полной мере, сбор переносится на цену товара или услуги.

    В зависимости от объекта взимания, данная форма налогообложения включает:

    • таможенные пошлины. Связаны с внешней торговлей, могут быть экспортными, импортными или транзитными. Формируются как процент от стоимости (адвалорные), конкретная сумма (специфические) или сложные (сочетающие оба предыдущих варианта). Выполняют различные экономические задачи: увеличивают стоимость ввоза дешевых товаров (антидемпинговые), защищают внутренний рынок от чрезмерного наплыва товаров из других стран (фискальные, протекционистские), уменьшают стоимость ввоза товаров определенной, льготной группы (преференциальные). ;
    • акцизы. Относятся в товарам, как внутреннего так и внешнего производства. Могут быть индивидуальными (для каждого товара или группы) или универсальными (с совокупной стоимость валового оборота). Одна из разновидностей данного сбора — НДС, подразумевает взимание налога с части его стоимости, прибавленной на определенной стадии производства. В данном случае, включаются затраты на амортизацию, выплату зарплат, кредитных расходов, оплату накладных расходов;
    • фискальная монополия подразумевает безраздельное владение государством права на производство товара и последующую его реализацию. Характерно назначение высокой цены на данную группу товаров. Налог, входящий в цену, может быть полным (охватывать и производство и реализацию) или частичным (взиматься или с реализации или с производства).

    Преимущества универсального акциза — большая выгода для бюджета.

    Косвенные и прямые налоги: примеры

    В рамках Российского законодательства, прямыми называются такие сборы:

    • НДФЛ. Взимается с дохода физлиц и направляется в местный или региональный бюджет;
    • с результата деятельности, в денежном эквиваленте — относится к юрлицам, за исключением особых случаев;
    • при добыче полезных ископаемых;
    • транспортные — взимаются с физлиц и юрлиц, владеющих средствами передвижения;
    • водные — направляются в госбюджет, взимаются за использование акватории и водозабор;
    • на игорный бизнес — относится ко всем хозяйственным субъектам коммерческой игорной сферы;
    • на имущество юрлиц — наполняет бюджет региона, начисляется на сумму среднегодовой стоимости имущества;
    • на имущество физлиц — наполняет бюджеты местного значения и формируется, в зависимости от стоимости недвижимости;
    • земельный — относится к любым владельцам земельных участков, наполняет местные бюджеты.

    Косвенному налогообложению подлежат:

    • НДС — включен в цену любого товара, наполняет федеральный бюджет;
    • таможенная пошлина — это косвенный налог или прямой, можно понять из логики формирования взносов. Сборы включены в цены на товар, ввозимый из-за границы;
    • отраслевые сборы, госпошлины, лицензии на определенные виды деятельности, и т.д;
    • акцизы — автомобили, топливо, этиловый спирт и другие товары, для которых характерен повышенный спрос и большая наценка;
    • взносы работодателей в ФСС.

    Прямые и косвенные расходы в декларации по налогу на прибыль

    Расчет налога на прибыль юридических лиц, подразумевает суммирование всех доходов от основной деятельности. При этом, отнимается сумма расходов. Для осуществления расчетов налога и заполнения декларации, расходы также, делятся на прямые и косвенные. При этом, такое разделение не происходит, если в организации применяется кассовый метод начисления, применяется упрощенный налог, временная система налогообложения. Также, не действует разделение для индивидуальных предприятий.

    Существуют определенные особенности, при учете прямых расходов для компаний занимающихся производством и для тех, что оказывают услуги, регламентируются ст.318 НК РФ. Организации, занимающиеся реализацией готовой продукции, определяют прямые расходы на основании ст. 320 НК РФ.

    В случае отсутствия дохода за текущий период, в декларации учитываются только косвенные расходы.

    Расходы в производстве

    Прямые затраты относятся непосредственно к процессу создания продукта или услуги, а также, из реализации. Согласно профильному законодательству, к таковым относятся:

    • материалы и сырье;
    • амортизацию ОС, которые принимают участие в данном производстве или, при создании услуги;
    • заработная плата персоналу, задействованному в создании конкретного товара или услуги;
    • сборы на соцстрахование, страхование профзаболевания и несчастных случаев;
    • другие.

    При выделении такой группы расходов предполагает ориентирование на специфику отрасли, особенностей конкретного производственного процесса и компании.

    Косвенные расходы — это те, которые нельзя включить в себестоимость конкретного товара или услуги. Данные вид затрат обеспечивает работу компании в целом или участвует в нескольких процессах одновременно. К таким расходам относятся: амортизация, оплата труда управляющего звена, отопление, освещение, оплата других необходимых коммунальных услуг и другие.

    Расходы в торговле

    В данной отрасли, затраты, классифицируемые, как прямые строго фиксированы и определены в ст. 320 НК РФ. Они включают:

    • цену предмета реализации. Процесс ценообразования осуществляется на усмотрение компании. Могут быть включены расходы на приобретение, фасовку, услуги склада и т.д.;
    • издержки, связанные с осуществлением доставки продукции до склада покупателя (если они не были включены в первый пункт).

    Эти затраты включаются в декларацию исключительно после реализации.

    Все прочие издержки, не принимающие участие в организации процесса продажи, считаются косвенными и отражаются в отчетной документации текущего периода.

    Прямые и косвенные налоги

    В зависимости от места формирования источника выплаты налогов последние подразделяются на прямые и косвенные. Налог считается прямым, если источник формируется непосредственно у налогоплательщика. Налог является косвенным, если источник находится в составе других платежей (в основном в составе цены) и номинальный налогоплательщик, осуществляющий налоговые платежи, фактически расходов по налогу не несет.

    Прямые налоги взимаются с доходов или имущества налогоплательщиков в процессе приобретения (накопления) ими материальных благ. Размер этих налогов при надлежащем учете точно известен.

    Прямые налоги подразделяются на:

    • налоги с фактического дохода, уплачиваемые с действительно полученного дохода в соответствие с фактической платежеспособностью налогоплательщика (налог на прибыль, подоходный налог, налог на доходы от капитала и др.);
    • налоги с предполагаемого дохода, который может быть получен от того или иного объекта налогообложения (налог на имущество, транспортный налог, земельный налог и др.)

    Косвенные налоги взимаются путем включения их в цену товара как своеобразные надбавки (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж и др.). Они подразделяются на:

    • косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются определенные группы товаров (акцизы на отдельные группы и виды высокодоходных товаров);
    • косвенные универсальные налоги, которыми облагаются все товары, работы и услуги за исключением некоторых, как правило социально-значимых, товаров.

    К этой группе налогов относятся также таможенные пошлины. Главная особенность косвенных налогов заключается в том, что их тяжесть перекладывается на конечного потребителя. Другой особенностью является то, что эти налоги хорошо собираемы, так как включены в состав цены и от них трудно уклониться. Именно в силу этого на первом месте в перечне федеральных налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом, стоят косвенные налоги — налоги на добавленную стоимость и акцизы.

    Однако косвенные налоги не всегда можно переложить на потребителя. Так, повышение цены от введения налога на добавленную стоимость и (или) налога с продаж приводит, как правило, к снижению спроса и сокращению объема продаж. Для сбыта продукции продавец вынужден идти на снижение цены, уплачивая тем самым косвенный налог из своей прибыли. В этом случае косвенный налог в той или иной степени становится прямым налогом.

    Обратная связь

    Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование с целью коммерческого использования этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.

    О разделении налогов на прямые и косвенные

    В литературе по налогообложению, а также в налоговых законодательствах отдельных государств используется деление налогов на прямые и косвенные. Такое деление используется на протяжении почти трех столетий.

    Разделение налогов на прямые и косвенные обычно осуществляется на основе критерия перелагаемости налогового бремени. Впервые данный критерий был использован в конце XVII в. Дж. Локком, который исходил из того, что всякий налог, с кого бы он ни взимался, в конечном счете ложится бременем на землевладельцев. Доход от земельной собственности в то время считался единственным чистым доходом, служившим источником для уплаты любых налогов. Налоги, взимавшиеся с земельной собственности, он называл прямыми налогами, а все остальные налоги — косвенными. А. Смит первоначально придерживался того же подхода, по затем к прямым налогам стал относить не только налоги, взимавшиеся с земли, но и налоги с прибыли и заработной платы. К косвенным налогам им относились все остальные виды налогов. Несколько отличную концепцию использовал Дж. Ст. Милль, полагавший, что прямыми налогами являются те налоги, бремя которых должны нести непосредственно налогоплательщики, а косвенными — которые должны быть переложены налогоплательщиками на других лиц. Такой подход использовал и Л. Вагнер, а также практически все российские авторы трудов по налогам в XIX столетии.

    Следует отметить, что еще в XIX в. многие находили используемый критерий перелагаемости для классификации налогов недостаточно подходящим. С одной стороны, была отмечена возможность переложения на других лиц налогов, относимых к прямым. Так, налоги на земельную собственность фактически всегда включаются собственником земли — арендодателем в арендную плату. Издержки по арендной плате включаются арендатором в цену производимых товаров. Если землевладелец и землепользователь — одно и то же лицо, то издержки по уплате земельного налога включаются в издержки производства сельскохозяйственной продукции и таким образом их бремя перелагается на покупателей (потребителей). Налоги на прибыль при наличии благоприятной конъюнктуры также могут перелагаться на потребителей. С другой стороны, в условиях неблагоприятной конъюнктуры бремя по ряду таких традиционно косвенных налогов, как акцизы, приходится нести производителю или продавцу соответствующих подакцизных товаров. Налогами, переложение которых на других лиц крайне затруднено, являются налоги на доходы физических лиц, но только в тех случаях, когда плательщиком налогов является физическое лицо, не осуществляющее предпринимательскую деятельность. Налоги на доходы физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, -перелагаемые.

    В отношении некоторых налогов весьма сложно определить, являются ли они перелагаемыми или ист. Таможенными пошлинами могут облагаться как предметы, ввозимые физическими лицами для собственного потребления, так и товары, предназначенные для продажи. Ввозя предметы, предназначенные для личного потребления, и уплачивая пошлину, физическое лицо не имеет возможности переложить бремя уплаченной пошлины на другое лицо. Если таможенная пошлина уплачивается при ввозе товара, предназначенного для дальнейшей реализации, то издержки по ее уплате включаются в цену реализации и таким образом перекладываются лицом, ввезшим товар, на покупателя.

    То же самое можно сказать и о налогах на имущество. Налог может уплачиваться за дом, используемый для проживания, и за дом, сдаваемый внаем (в аренду). В первом случае не существует никаких возможностей переложения, а во втором — уплаченный налог может быть включен арендодателем в стоимость арендной платы.

    К перелагаемым косвенным налогам относится НДС. Однако этим налогом может облагаться строительство юридическим лицом объектов для собственных нужд. Если данное юридическое лицо не осуществляет реализацию товаров (работ, услуг), то оно не имеет возможности переложить на другие лица бремя но данному налогу.

    Виды прямых налогов

    Прямые налоги можно разделить на 2 группы – налоги с дохода и с имущества. Эти обязательные платежи оплачивает сам налогоплательщик – получатель дохода или собственник имущества. С точки зрения классической теории основное, чем отличаются прямые налоги от косвенных – это невозможность перераспределить налоговую нагрузку на других экономических субъектов.

    Однако не для всех платежей это отличие прямого налога от косвенного соответствует традиционным представлениям

    К налогам с дохода относятся налог на доходы физических лиц и налог на прибыль предприятий. Данные платежи действительно практически невозможно переложить на иных лиц.

    Что же касается «имущественной» группы прямых налогов, то здесь ситуация несколько иная. Владелец объекта недвижимости, земельного участка или транспортного средства может сдать его в аренду. Тем самым, затраты по налогам на владение указанными объектами фактически будет нести не собственник имущества, а арендатор.

    Следовательно, эта группа прямых налогов в определенной степени обладает свойствами косвенных.

    Виды косвенных налогов

    Косвенные налоги взимаются таким образом, что налогоплательщик имеет возможность компенсировать затраты на их уплату за счет других лиц. Основным способом такого перераспределения является включение сумм налога в цену товара или услуги для конечного потребителя. Финансирование затрат на налоговые платежи за счет средств самого налогоплательщика для косвенного налога не характерно.

    К косвенным налогам относятся следующие группы обязательных платежей.

    1. Универсальные налоги. Практически при любой реализации товаров или услуг (за исключением отдельных льготных категорий) взимаются относящиеся к этой группе косвенные налоги. Примеры — НДС или налог с продаж.

    2. Специальные налоги. В данном случае налог уплачивается только при реализации определенных категорий товаров (как правило — алкоголь, табачные изделия, предметы роскоши). Примером специальных косвенных налогов являются акцизы.

    3. Государственные монополии. Экономические субъекты вносят платежи в бюджет за получение разрешений на занятие определенными видами деятельности (лицензирование) либо за совершение юридически значимых действий (госпошлина).

    4. Косвенные налоги наряду с прочими включают и таможенные пошлины. Это особая группа обязательных платежей, которые уплачиваются только при перемещении товаров или услуг через границу государства.

    Косвенные налоги на бизнес и физических лиц с точки зрения государства

    По сравнению с прямыми сбор косвенных налогов для государства представляется более простой задачей. В данном случае основным налогоплательщиком является бизнес, а налоговой базой – выручка от реализации или добавленная стоимость, т.е. показатели, которые несложно проконтролировать во время проверки.

    Предприятие может некоторое время не получать прибыль или не иметь в собственности (арендовать) недвижимость, но добавленная стоимость генерируется практически всегда, если ведется хоть какая-нибудь деятельность. Физические лица могут не являться плательщиками НДФЛ (например, пенсионеры), но они любом случае опосредованно платят косвенные налоги, включенные в цену приобретаемых товаров.

    Поэтому можно сказать, что, в отличие от прямых, косвенные налоги обязательны для уплаты всеми экономическими субъектами на территории государства.

    Кроме того, т.к. эти налоги уплачиваются с оборота, то при наличии инфляции суммы налоговых платежей «автоматически» растут пропорционально росту цен.

    Поэтому в государствах с относительно высоким уровнем инфляции и сложностями в налоговом администрировании (к которым относится и Россия) соотношение прямых и косвенных налогов, как правило, сдвигается в пользу последних.

    Косвенные налоги и эластичность спроса

    Говоря о перераспределении налогового бремени на конечного потребителя товаров и услуг не следует забывать о том, что цены нельзя повышать до бесконечности. А до какой степени можно? Это зависит от показателя, называемого эластичностью спроса. Спрос тем более эластичен, чем сильнее он меняется при изменении какого-либо влияющего фактора (для нашего случая – чем сильнее снижается при росте цены).

    Соответственно, чем менее эластичен спрос на определенную группу товаров, тем большую часть нагрузки по косвенным налогам производитель может переложить на потребителей своей продукции.

    Не случайно самыми высокими косвенными налогами – акцизами облагается в первую очередь алкогольная и табачная продукция. Эластичность спроса на эти группы товаров очень низка (попросту говоря, их будут покупать практически по любым ценам), что и гарантирует поступления в бюджет по данному налогу.

    В зависимости от возможности переложить нагрузку на конечного потребителя товаров или услуг налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги делятся на подоходные и имущественные, а косвенные – на универсальные, специальные, оплату государственных услуг и таможенные пошлины. Косвенные налоги проще администрировать, чем прямые, и их поступления растут пропорционально инфляции. Поэтому в структуре доходов бюджета РФ традиционно преобладают косвенные налоги.

    Земельный налог это…

    Понятие земельного налога можно объяснить как с точки зрения налогового права, так и земельного:

    • Земельный налог является налогом платой средств, накладываемая на земельный участок – это государственный сбор, который налагается на физических и юридических лиц, являющихся собственниками земли. Подробнее об элементах налогообложения.
    • Государственный сбор с земли – это налог на прибыль, получаемую хозяевами земли, владеющими территорией на разных правах (бессрочное владение или наследственный переход участка).

    Земельный налог относится к категории налогов общественных. Есть ли другие категории?

    Выплаты, налагаемые государством на землю, относятся к категории общественных. Лица, владеющие собственными участками земельного типа, какими-либо долями территории, а также землепользователи обязаны по закону выплачивать часть своих доходов от земли.

    Арендующие и производящие инвестицию физические и юридические лица не входят в число налогоплательщиков.

    Что же касается земельного налога: местный он или региональный, нужно понимать, что данный вид сборов, не входит в группу федеральных выплат, которые назначаются, видоизменяются и снимаются налоговым кодексом Российской Федерации, а также охватывают всю территорию государства и обязательны для всех. Налог на земельный участок относится к категории местных. Они урегулируются законодательными актами и законами Российской Федерации субъектного типа. Земельные сборы имеют право, как устанавливать, так и отменять органы местного самоуправления.

    Сущность земельного налога состоит в том, что все собранные с участка денежные средства поступают в бюджет местных организаций. Платить налоги должны владельцы в индивидуальном порядке.

    Характеристики земельного налога, раскрывающие его специализацию следующее:

    1. Способствует более рациональной эксплуатации земельных зон.
    2. Улучшает свойства почвы, удовлетворяющие всем необходимым условиям и потребностям для существования растительного мира.
    3. Выполняет охранную функцию.
    4. Выполняет контроль общего состояния природной среды с точки зрения с точки зрения условий проживания людей и существования животных и растений.

    Определенного круг лиц волнует вопрос (как мы узнали из нашего опроса в группе ВК): земельный налог прямой или косвенный?

    Для физ. лиц и юр. лиц он ПРЯМОЙ!

    Основания для уплаты

    Облагается ли земельный участок налогом или нет? Физические и юридические лица автоматически обязуются платить единый земельный налог в таких случаях:

    • Если имеются документы, подтверждающие права на собственность, пользование, аренду и владение землей, то появляются основания для взыскания налога и арендных сборов.
    • Если лицо получило право на владение участком, которое одобрено государством, осуществив регистрацию данной территории ( пункт 2 ст. 8 ГК РФ — Утратил силу с 1 марта 2013 г.). Это послужит обязательной причиной для уплаты земельных государственных сборов.Регистрироваться государством могут как права собственного владения, так и права, обеспечивающие возможность обладателям своими действиями извлекать прибыль из участка в целях собственной выгоды (статья 4 Федерального закона от № 122-ФЗ).
    • Если статья 2 Закона № 122-ФЗ имеет место на взыскание земельных сборов, подтверждающая регистрацию недвижимости, а также сделок, которые производятся с ним.

    Федеральный закон от 02.05.2015 N 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
    Статья 4

    1. Правительство Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может устанавливать особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности.
    2. Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с требованиями, установленными частью 7 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона), в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

    Главным основанием на наложение государственных сборов на землю и взыскания денежных выплат является данное свидетельство. Имеются и ряд других документов, которые обязуют граждан быть налогоплательщиками.

    Особенности налогообложения земельных участков

    1. Земельный налог ИЖС – сбор денежных средств, которые взымаются с территории, используемой под индивидуальное жилищное строительство. Налогоплательщиками, являются лица обладающими вещным правом. Налог ИЖС начисляется с одноразовой периодичностью за год. Он имеет льготы для инвалидов первой и второй группы, а также семей многодетного типа. Отменен для заслуженных героев России, СССР и труда. Источником, который отвечает за начисление выплат и денежные средства, остается налоговый кодекс Российской Федерации.
    2. Земельный налог на дачный участок. Дачный вид недвижимости облагается одновременно несколькими государственными взысками, включающими в свое число и земельный. Расчет налога для дачников производится по прежней схеме – кадастровой стоимости. Она предполагает публичный эквивалент стоимости дачи, учитываемый при расчете государственных выплат с земли, стоимости выкупа, арендной платы, оплаты за снятие запрета на строительство и некоторых других платежей.
    3. Земельный налог на участки сельскохозяйственного назначения. Налоги на объекты сельскохозяйственной деятельности накладываются в зависимости от их денежной оценки, установленной на один гектар, и измеряются в процентном соотношении.С пахотных земель, лугов, полей и пастбищ выплаты колеблются около цифры 0,1. С участков, обросших многолетними растениями, приблизительно 0,03.
    4. В этой статье вы узнаете платят или нет земельный налог пенсионеры.
    5. Как рассчитать земельный налог в СНТ? Садоводческое некоммерческое товарищество обязано выплачивать государству, требуемые сборы,со всего имеющегося во владении участка, а также с площадей, находящихся в общем пользовании (согласно закону, принятому 11.10.1991 года № 1738-1 «О плате за землю»). Площади садоводческих товариществ, находящиеся во владении физических лиц платы земельного налога не требуют. Налог рассчитывается индивидуально для всех участков, входящих в состав СНТ, как кадастровая стоимость, которая может быть снижена на 10 000 рублей на одного налогоплательщика, для суммы необлагаемой налогом (пункт 5 ст. 391 налогового кодекса Российской Федерации). В категорию данных льготников входят: герои России и СССР, инвалиды первой, второй и третьей групп, а также детства, ветераны боевых действий и Великой Отечественной войны и люди, работающие в условиях высокого риска для здоровья.

    Смело осуществляйте покупки земельных участков, не боясь налоговых выплат. Регистрируйте право на собственность участка и своевременно вносите выплаты за земельное угодье. А также не забывайте следить за изменениями законопроектов!