Производственный план

Что должно туда входить?

Предполагается, что отрасль будущей хозяйственной деятельности новоявленному бизнесмену хорошо известна, иначе потребуется как минимум один добросовестный и верный помощник. Если же предприятие замысливается в одиночку, то начать следует со всесторонней оценки перспектив дела на ближайшие несколько лет. В результате составляется и затем анализируется прогноз востребованности продукции или услуг по данному региону.

При положительном результате анализа следует продумать вопрос о перспективности принимаемой технологии – она должна быть как минимум на 20-25% более совершенной, чем у ближайших конкурентов. Специальные знания в данном случае весят больше, чем услуги консалтинговой фирмы: вряд ли перед автором бизнес-плана сразу до малейшей точности будет развёрнут план идеального предприятия, скорее всего консультанты ограничатся общими оценками степени благоприятствования бизнеса.

При этом характерно, что практически во всех аналитических записках фигурирует понятие вероятностной оценки («с вероятностью 97% можно предположить, что…»). Всегда следует помнить, что шанс попасть в те самые 3%, для которых аналитическая оценка не сработала, означает не только напрасно потраченные средства, но и оттяжку делового старта.

Итак, собственные знания, возможности и опыт – самые верные условия для успешного бизнес-плана.

Отобранная для внедрения технология предопределяет потребность в помещениях для установки производственного оборудования, средств механизации, складской техники и пр. В данном вопросе стоит оценить как месторасположение производственных мощностей, так и их состав.

Здесь вы можете скачатьобразец разделана основе продуктового магазина

Большое значение будет играть также инфраструктура будущего предприятия. В зависимости от основных технологических процессов потребуется наличие определённой транспортной техники, причём не только грузовой – многие бизнесмены повышают престижность своих предприятий за счёт удобной и быстрой доставки к месту работы персонала своей фирмы.

Как можно смоделировать и оптимизировать производственный раздел при помощи специализированной программы — смотрите на следующем видео:

Выбор основных технологических процессов

Ключевыми особенностями выбора являются не только вышеупомянутые 20-25% совершенства оборудования, но также его доступность и возможность применения в конкретных условиях функционирования будущего предприятия. Для этого следует использовать следующие источники информации:

  • Развёрнутые технические характеристики оборудования, для чего необходимо пользоваться информацией с официальных сайтов фирм-производителей, а также объективными результатами использования данного устройства потребителями. Если информацию из источников первой группы следует считать более-менее достоверной, то к оценке полезности отдельными потребителями следует подходить более осторожно: иногда используется положительная «накрутка» отзывов, которые на проверку оказываются не всегда справедливыми.
  • Практическая оценка работы ближайших аналогов на предприятиях того же профиля, размещённых в соседних регионах. При этом стоит избегать экскурсий на близлежащие предприятия: потенциальным конкурентам не рад никто, а потому фактические преимущества могут быть поданы, как недостатки, а в худшем случае доступ вообще может быть по разнообразным причинам закрыт.

В процессе принятия решения по оборудованию ориентируются на следующие его эксплуатационные преимущества:

  • Долговечность (число часов гарантийной работы на отказ): если данный параметр в числе базовых характеристик отсутствует, это может оказаться серьёзным доводом против приобретения данной техники.
  • Наличие сети сервисных центров на территории региона: если она есть, то автоматически решаются вопросы шеф-монтажа приобретённой техники, а также её регламентного обслуживания в период действия гарантийного срока эксплуатации.
  • Степень универсальности оборудования и его возможность для выполнения широкого круга операций. В условиях работы малого предприятия серийность выпуска продукции или предоставления услуг часто оказывается достаточно низкой. Чтобы техника не простаивала, есть смысл использовать её и по другому назначению. Поэтому часто обращают внимание на универсальность схемы агрегата и на оснащение его дополнительным инструментом или оснасткой.
  • Наличие в конструкции узлов, производимых смежниками – их регламентное обслуживание может быть затруднено, если в регионе отсутствует дилерский центр данного предприятия. Современные технические средства предполагают качественное обслуживание агрегатов, без которого риск вынужденного простоя оборачивается заметными убытками и потерей престижа вновь созданного предприятия.

Не стоит забывать, что производственный раздел должен включать в себя также расчёт потребности количества и типоразмеров необходимой офисной техники.

Как самому написать план маркетинга в бизнес-плане — читайте в этой статье.

Что содержит резюме в бизнес-плане — смотрите в этом материале.

Производственные мощности: здания и помещения

Определившись с габаритными размерами оборудования, выполняется его технологическая планировка сообразно ходу основного технологического процесса. При разработке планировочного решения принимают во внимание следующее:

  • Прямоточность производства, при которой исключаются петли и возвраты полуфабриката.
  • Соблюдение производственных, гигиенических и противопожарных норм.
  • Наличие оптимальных площадей под склады: исходных материалов, межоперационные и готовой продукции.
  • Размещение всех вспомогательных зон – вентиляционных установок, кондиционеров, энергетических устройств для освещения и отопления здания, систем водоснабжения и канализации.

План расстановки оборудования следует разрабатывать на перспективу возможного расширения производства (обычно коэффициент резервных площадей принимают в пределах 10%).

Под готовое планировочное решение подыскивается соответствующее помещение. Лучше, если оно уже имеет встроенные энергетические и водоканализационные системы. Однако ряд энергоносителей (например, сжатый воздух, горячая вода – как для отопления, так и для технологических потребностей) приходится всё же подводить самостоятельно.

Часто подходящими вариантами являются заброшенные или сдаваемые в аренду большие гаражи или пустующие производственные объекты перепрофилированных предприятий. Иногда выгодно заключать с прежними владельцами договор лизинга площадей, что избавляет нового обладателя от многих расходов. С развитием собственного дела выкуп такого помещения предусматривается самой системой лизинга.

В процессе выбора обращают внимание на следующее:

  • Наличие естественного освещения.
  • Высоту помещения, которая должна предусматривать технологически грамотную расстановку оборудования.
  • Утепление стен и крыши, нормальную гидроизоляцию, отсутствие трещин и деформаций здания.
  • Надёжный фундамент, который должен выдерживать технологические и вибрационные нагрузки.
  • Возможность удобного проезда и прохода к производственным участкам, а также вывоза готовой продукции на склады или непосредственным потребителям.
  • Степень технологической гибкости здания, т. е. возможность его сравнительно недорогой перепланировки в случае изменений основного технологического процесса.

Транспортные средства

Производственный план включает в себя наилучший выбор как внутреннего, так и внешнего транспорта. В первом случае имеются в виду различного рода погрузчики, манипуляторы, транспортёры, функционирующие на территории самого предприятия. Под внешним транспортом подразумевается такой, который используется для доставки исходного сырья и материалов, а также для вывоза готовой продукции.

Внутренний транспорт подбирается одновременно при выборе основных технологических процессов и оборудования.

Например, если предполагается закупка автоматических линий, то в их состав обычно входят и специализированные транспортные средства. Гораздо хуже «сэкономить» на этом и подобрать транспорт отдельно: по своим производственным характеристикам он может не подойти, в результате чего производительность основного оборудования снизится, а персонала потребуется больше.

Иначе обстоит дело с внешним транспортом. Во многих случаях нет необходимости в его приобретении: достаточно его долгосрочно арендовать, а то и вовсе заключить соответствующий договор обслуживания с транспортным предприятием. При этом решается одновременно несколько проблем:

  • Нет необходимости в гараже.
  • Снижается потребность в персонале, который должен заниматься повседневным квалифицированным обслуживанием данной техники.
  • Снизится потребность в энергоносителях, горючем, расходных материалах и запасных частях.
  • Уменьшатся расходы на оснащение производства системами противопожарного и охранного оборудования.

Разработка схемы генерального плана

Генеральный план территории здания представляет собой масштабное изображение проектируемого (реконструируемого) здания, сооружения или комплекса на подоснове со схематичным обозначением входов и подъездов к нему, элементов благоустройства и озеленения на прилегающем участке, транспортных путей, складов, инженерно-технических коммуникаций. Чаще всего генплан представляет собой вид сверху, но в отдельных случаях совмещается с планом первого этажа (так называемый «вскрытый план») проектируемого здания.

Согласно СанПиН 10-5-РБ-2002 «Санитарная классификация (предприятий, сооружений и иных объектов). Санитарно-защитные зоны» для предприятий, зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками выделения производственных вредностей в окружающую среду, следует предусматривать санитарно-защитные зоны между промышленной и селитебной территорией. Расстояние санитарно-защитной зоны измеряется непосредственно от цеха с вредными выделениями. В этой зоне можно размещать административно-бытовые корпуса, подземные резервуары и т.д., цеха с меньшей вредностью.

Формовочные цеха, как правило, комплектуют из УТП-1 размером 18 х 144 м в количестве от 2 до 6 пролетов.

Арматурный цех наиболее целесообразно располагать в одном блоке с формовочными цехами. Пролет его принимают обычно 18 м (при изготовлении длинномерных изделий — 24 м). Сблокированный арматурный цех может располагаться параллельно формовочным цехам или перпендикулярно формовочным цехам в поперечном пролете. В отдельных случаях при производстве шпал, труб, длинномерных свай, опор ЛЭП и пролетных строений, арматурный цех может размещаться в одном пролете с формовочным перед постами формовки.

Расстояния между открытыми технологическими установками, агрегатами и оборудованием, а также от них до зданий и сооружений надлежит принимать по нормам технологического проектирования.

Одной из важнейших задач при разработке генерального плана является размещение всех хозяйств в минимальном количестве зданий. Энергетические установки, в том числе котельные, размещают на генеральном плане ближе к потребителям, максимально потребляющим соответствующие виды энергии.

Расположение зданий должно удовлетворять санитарно-техническим и противопожарным требованиям:

• здания, где выделяются пыль, газ, а также склады легковоспламеняющихся и ядовитых веществ располагают к прочим зданиям и населенным пунктам с подветренной стороны (направление господствующих ветров определяют по розе ветров — СНиП 23-01-99 «Строительная климатология и геофизика»);

• здания с шумным производством отделяют защитной зоной от общих и жилых зданий;

• расстояние от складов пылящих материалов под навесом до ближайших открываемых проемов производственных и вспомогательных зданий должно быть не менее 50 м;

• пожароопасные сооружения необходимо располагать с подветренной стороны, ко всем зданиям предусматривают удобный подъезд;

• санитарные разрывы между зданиями и сооружениями, освещаемыми через оконные проемы, должны быть не менее максимальной высоты одного из них;

• обеспечивают требования благоустройства и озеленения.

Проектирование транспорта. По характеру работы и назначению промышленный транспорт делят на внутренний, предназначенный для перевозок груза внутри предприятий, и внешний, осуществляющий доставку сырья, материалов на предприятие и вывоз готовой продукции.

Внутренний транспорт на заводах бывает внутрицеховой и межцеховой. Внутрицеховой — это конвейерный и специальный транспорт, автопогрузчики и электротележки, а межцеховой — это автомобильный, железнодорожный и другие виды транспорта.

Грузооборот предприятия — это работа по перевозке грузов на определенные расстояния, определяется произведением массы груза, т, на расстояние, км.

Все расчеты объемов перевозок выполняют на основании годового объема, а расчеты мощности отдельных устройств — на основании суточного объема перевозок.

Транспортировку сырья, полуфабрикатов, готовых изделий к цехам и зданиям следует осуществлять кратчайшим путем с механизацией погрузочно-разгрузочных работ и с обеспечением транспортных требований:

• все складские здания группируют по линии железной дороги;

• расстояние от оси внутри заводской железной дороги до зданий должно быть не менее 6 м, до ограждения — не менее 5 м;

• дороги предприятия примыкают к улице общего пользования;

• предприятие с площадью более 5 га или с размером стороны площадки более 1000 м должно иметь (на этой стороне) не менее двух въездов;

• автодорога должна быть кольцевая, вокруг основного здания, или если тупиковая, то иметь места для разворотов (тупики 12х12 м);

• ширину ворот автомобильных въездов на площадку предприятия надлежит принимать по наибольшей ширине применяемых автомобилей плюс 1,5 м, но не менее 4,5 м, а ширину ворот для железнодорожных въездов — не менее 4,9 м;

• возвышение низа строительных конструкций путепроводов, галерей и т.д. над проезжей частью автодорог должно быть не менее 5 м.

Благоустройство. Площадь участков, предназначенных для озеленения в пределах ограды предприятия, следует принимать из расчета не менее 3 м2 на одного работающего в наиболее многочисленной смене. Предельный размер участков не должен превышать 15 % площадки предприятия.

На территории предприятия следует предусматривать благоустроенные площадки для отдыха и гимнастических упражнений и располагать их с наветренной стороны зданий с вредными производствами.

Вдоль магистральных и производственных дорог следует предусматривать тротуары, а также и вдоль проездов и подъездов при интенсивности движения не менее 100 чел. в смену. Минимальная ширина тротуара должна быть не менее 1,5 м.

После нанесения на генплан всех зданий, сооружений, дорог и элементов благоустройства подсчитывают основные технико-экономические показатели генплана: площадь участка, площадь застройки коэффициент плотности застройки, площадь озеленения, площади под авто-и железнодорожными путями. На современных предприятияхплощадь под автодорогами составляет 10…14%, под железнодорожными путями не должна превышать 5…6% площади предприятия.