Принципы налогового планирования

Тема 13. Налоговое планирование и оптимизация налогообложения.

  • •Тема 1. Сущность и функции налогов и сборов, экономические основы налогообложения.
  • •1. Необходимость налогов. Влияние налогов на народное хозяйство.
  • •2. Законодательство о налогах и сборах.
  • •3. Определения налога и сбора. Признаки, функции, принципы налога.
  • •Принципы налогообложения. Классификация налогов.
  • •4. Способы взимания налогов. Налоги как регуляторы научно-технического развития. Налоговое бремя. Классификация налогов
  • •Тема 2. История возникновения и развития налогов и сборов.
  • •Возникновение и развитие налогов.
  • •2. Этапы становления и развития налогообложения в Европе и России. Связь налогов с государством. Генезис учения о налогах. Учение о налогах в работах зарубежных и российских экономистов.
  • •3. Становление и развитие налогов в России в период 1917-1991 гг.
  • •Тема 3. Экономические теории налогов и налогообложения.
  • •Тема 4. Налоговая политика и налоговая система Российской Федерации.
  • •1. Налоговая политика и ее типы.
  • •Налоги и бюджетный процесс
  • •Понятие налоговой системы. Основные характеристики налоговых систем. Организационные принципы Российской налоговой системы.
  • •4. Система налогового законодательства Российской Федерации. Порядок принятия и введения в действие налоговых законов.
  • •Тема 5. Общие условия установления налогов и сборов.
  • •1. Система налогов и сборов в рф.
  • •2. Элементы налога.
  • •3. Участники отношений, регулируемые законодательством о налогах и сборах.
  • •4. Налогоплательщики и налоговые агенты.
  • •5. Представительство в налоговых правоотношениях.
  • •Глава 4 нк рф содержит несколько норм, которые регулируют представительство.
  • •6. Права и обязанности налогоплательщика.
  • •7. Представительство в налоговых правоотношениях.
  • •8. Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов).
  • •Тема 6. Изменение срока уплаты налога и сбора. Налоговые льготы и санкции.
  • •1. Понятие о налоговых льготах и скидках.
  • •2. Общие условия изменения срока уплаты налога и сбора.
  • •3. Обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога.
  • •4. Органы, уполномоченные принимать решения об изменении срока уплаты налога.
  • •5. Порядок и условия предоставления отсрочки или по уплате налога.
  • •6. Налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит, целевой налоговый кредит, порядок и условия их предоставления.
  • •7. Прекращение действия отсрочки и рассрочки, других льгот.
  • •8. Санкции и их виды за нарушение налогового законодательства.
  • •Тема 7. Налоговый механизм.
  • •Составные части налогового механизма.
  • •2. Методы управления налогообложением.
  • •Пропорциональный, прогрессивный и регрессивные методы
  • •3. Объекты налогообложения.
  • •3. Способы налогообложения. Общие условия установления налогов и сборов
  • •4. Порядок и способы исчисления и уплаты налога.
  • •Специальные налоговые режимы.
  • •Тема 8. Налоговое производство.
  • •1. Понятие налогового производства. Бухгалтерский и налоговый учет. Учетная политика.
  • •2. Учетно-налоговые регистры. Методы формирования налогооблагаемой базы.
  • •Методы формирования налогооблагаемой базы
  • •3. Налоговые ставки.
  • •4. Способы выполнения обязательства. Неисполнение обязательства.
  • •5. Порядок производства по делам о налоговых правонарушениях.
  • •Тема 9. Налоговые правонарушения и ответственность за нарушение налогового законодательства.
  • •Тема 10. Организация налогового контроля.
  • •Государственный реестр налогоплательщиков.
  • •Налоговый контроль за расходами физического лица.
  • •Действия налоговых органов по результатам проверки.
  • •Налоговая тайна.
  • •Тема 11. Органы управления и контроля в налоговой сфере.
  • •1. Налоговые органы в Российской Федерации. Права и обязанности налоговых органов. Обязанности должностных лиц налоговых органов.
  • •2. Полномочия таможенных органов.
  • •Тема 12. Характеристика современного налогообложения в Российской Федерации и основные тенденции его развития.
  • •Общая характеристика российской налоговой системы во втором тысячелетии.
  • •Принципы, положенные в основу налоговой системы России.
  • •Современные проблемы и тенденции налогообложения в России
  • •Достоинства и недостатки налоговой системы России. Основные проблемы.
  • •Доходная часть федерального бюджета рф
  • •Совершенствование налоговой системы: возможности и альтернативы.
  • •Тема 13. Налоговое планирование и оптимизация налогообложения.
  • •Понятие и принципы налогового планирования. Элементы и этапы налогового планирования.
  • •Уровни налогового планирования.
  • •Возможности минимизации налоговых платежей в рф. Основные принципы оптимизации налоговых платежей.

«Планирование налога на прибыль» налог на прибыль

Налог на прибыль — прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании минус сумма установленных вычетов и скидок.

К вычетам относятся:

  • * производственные, коммерческие, транспортные издержки;
  • * проценты по задолженности;
  • * расходы на рекламу и представительство, при этом все рекламные расходы следует делить на два вида:
    • 1. расходы, которые учитываются при налогообложении в полном объёме;
    • 2. расходы, которые учитываются при налогообложении в пределах 1 процента от выручки;
  • * расходы на научно-исследовательские работы (расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции, применяемых технологий, методов организации производства и управления);
  • * расходы на обучение, профподготовку и переподготов-ку работников организации-налогоплательщика (при этом сотрудники должны обучаться на основании договора с российски-ми образовательными учреждениями, имеющими госу-дарственную аккредитацию и лицензию, и обучаться могут только специалисты, заключившие с организацией трудовой договор).

Налог взимается на основе налоговой декларации по пропорциональным (реже прогрессивным) ставкам.

Плательщиками налога на прибыль являются (п. 1 ст. 246 НК РФ):

  • — российские организации;
  • — иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

Ставка по налогу на прибыль равна — 20%, из них 2% зачисляется в федеральный бюджет, 18% — в бюджет субъекта РФ (п. 1 ст. 284 НК РФ).

Налоговый период — год

Отчетный период — поквартально или по месяцам.

Планирование налога на прибыль.

Налоговое планирование по налогу на прибыль можно рассматривать с точки зрения краткосрочного планирования (планирование авансовых платежей по налогу на прибыль), среднесрочного планирования (планирование на период от трех месяцев до одного года), долгосрочного планирования (планирование от одного года до пяти лет).

Планирование налога на прибыль осуществляется при:

  • 1. Международном налоговом планировании.
  • 2. При разработке учетной политике организации.
  • 3. При заключении различных видов договоров.

Основные направления оптимизации данного налога включают:

  • 1. Обоснование и документальное подтверждение расходов, направленных на получение дохода от реализации продукции и внереализационного дохода.
  • 2. Максимально возможное отнесение расходов к текущим.
  • 3. Включение в текст договоров формулировка по расходам в соответствии с гл 25НК РФ.
  • 4. Включение в договор штрафных санкций в соответствии со ст. 317 НК РФ
  • 5. Создание резервов при необходимости, учитываемых с НК РФ.

Внешнее планирование может проводиться несколькими методами: замены налогового субъекта, замены вида деятельности, замены налоговой юрисдикции.

  • 1. Метод замены налогового субъекта — основывается на использовании в целях налоговой оптимизации такой организационно-правовой формы ведения бизнеса, в отношении которой действует более благоприятный режим налогообложения. Так, например, включение в бизнес-схему «инвалидных» компаний, т.е. имеющих льготы как общества инвалидов или имеющих долю инвалидов в штате более определенного уровня, позволяет экономить на прямых налогах.
  • 2. Метод изменения вида деятельности налогового субъекта- предполагает переход на осуществление таких видов деятельности, которые облагаются налогом в меньшей степени по сравнению с теми, которые осуществлялись. Примером использования этого метода может служить превращение торговой организации в торгового агента или комиссионера, работающего по «чужому» поручению с «чужим» товаром за определенное вознаграждение, или использование договора товарного кредита — из соображений более легкого учета и меньшего налогообложения.
  • 3. Метод замены налоговой юрисдикции — заключается в регистрации организации на территории, предоставляющей при определенных условиях льготное налогообложение. Выбор места регистрации (территории и юрисдикции) важен при условии неоднородности территории. Когда каждый регион страны наделен полномочиями по формированию местного законодательства и на этом поле субъекты обладают некоторой свободой, каждая территория использует эту свободу по-своему. Отсюда различия в размере налоговых отчислений. Например, большое развитие получил метод использования офшорных компаний.

Одной из задач, решаемой при помощи налогового планирования, является выбор оптимальной формы налогообложения, т. е. возможность перехода на льготные условия налогообложения.

В Подтверждение расходов могут быть предствалены:

  • — первичные учетные документы (НАКЛАДНЫЕ, АКТЫ И Т.Д.);
  • — документы прямо или косвенно подтверждающие понесенные затраты ( приказы, договоры, таможенные декларации)

Все документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства.

Каждый первичный учетный документ должен совершать обязательные реквизиты, перечисленные в гл. 2 ст. 9 Закона от 06.12.2011г. №402-ФЗ

Отсутствие обязательных реквизитов не позволяет признать документ, подтверждающие расходы. В этом случае для их подтверждения требуются другие документы:

  • 1. Авансовый отчет.
  • 2. Товарные чеки.
  • 3. ПКО.

> Инструменты налогового планирования

Понятие инструментов налогового планирования

Налоговое планирование представляет собой активные действия со стороны налогоплательщиков по снижению налоговых платежей законным путем. Для того чтобы реализовать действия по сокращению налоговых платежей действующее налоговое законодательство предоставляет ряд возможностей (инструменты налогового планирования).

Инструментами налогового планирования (НП) являются налоговые льготы, специальные налоговые режимы, зоны льготного налогообложения на территории Российской Федерации и за рубежом, соглашения об избегании двойного налогообложения и т.д., которые предоставляют налогоплательщикам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, наиболее выгодные условия для хозяйствования Налоговое планирование. . — Режим доступа: http: //www.wikipedia.ru/. Сущность инструментов НП заключается в том, чтобы помочь налогоплательщикам облегчить законным путем налоговое бремя.

Основными целями инструментов НП являются помощь в оптимизации налоговых платежей, минимизации налоговых потерь по конкретному налогу или по совокупности налогов, повышении объема оборотных средств (ОС) предприятий и, как результат, увеличение реальных возможностей для дальнейшего развития организации, для повышения эффективности ее работы. За счет облегчения налогового бремени организации получают дополнительные возможности для максимального увеличения дохода от их деятельности и для дальнейшего эффективного развития производства. Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что главной задачей инструментов НП является поиск рациональных способов снижения налоговых обязательств.

В качестве основных инструментов НП можно выделить следующие:

1. Налоговые льготы, предусмотренные налоговым законодательством (например, льготы по налогу на имущество организаций, работниками которых являются инвалиды, если их численность составляет более 50%).

2. Оптимальная с позиций налоговых последствий форма договорных отношений (например, реализация продукции самостоятельно или через комиссионера; производство готовой продукции из собственного сырья или из заимствованного сырья).

3. Цены сделок (например, увеличение покупных или снижение продажных цен по сделкам с контрагентами).

4. Отдельные элементы налогообложения (например, дифференциация мероприятий по налоговому планированию) .

5. Специальные налоговые режимы, предусмотренные ст.18 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), и особые системы налогообложения (например, упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, ЕНВД).

6. Льготы, предусмотренные соглашениями об избегании двойного налогообложения и иными международными договорами и соглашениями (например, взаимодействие в своей коммерческой деятельности фирм, зарегистрированных в иностранных государствах и имеющих режим льготного налогообложения).

7. Элементы бухгалтерского учета в целях налогообложения, учетная политика в целях налогообложения (например, метод определения выручки от реализации «по оплате», «по отгрузке», оценка МПЗ и расчет их фактической себестоимости при списании в производство, порядок переоценки основных средств, наличие или отсутствие резервов предстоящих расходов и платежей) .

Характеристика этапов налогового планирования

Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов, которые целесообразно рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, направленных на снижение налоговых обязательств.

Это связано с тем, что в налоговом планировании сочетаются элементы науки и искусство аналитика.

Первый этап – появление идеи об организации бизнеса, формулирование цели и задач, а также решение вопроса о возможном использовании предоставляемых законодателем налоговых льгот.

Второй этап – выбор наиболее выгодного в отношении налогов месторасположения производственных и офисных помещений хозяйствующего субъекта, его филиалов, дочерних компаний и руководящих органов.

Третий этап – выбор организационно-правовой формы юридического лица и определение ее соотношения с возникающим при этом налоговым режимом.

Следующие этапы относятся к текущему налоговому планированию, которое должно органично входить во всю систему управления хозяйствующего субъекта.

Четвертый этап предусматривает формирование так называемого налогового поля предприятия. Составляется характеризующая налоговое поле налоговая таблица, в которой каждый налог описывается с помощью определенных показателей (параметров, элементов). Далее проводится анализ налоговых льгот. В заключение этапа составляется детальный план использования льгот по выбранным налогам.

Пятый этап – образование (с учетом уже сформированного налогового поля) системы договорных отношений предприятия и составление журнала хозяйственных операций, который служит основой ведения бухгалтерского и налогового учета.

Шестой этап начинается с анализа различных налоговых ситуаций, сопоставления полученных финансовых показателей с возможными потерями, обусловленными штрафными и иными санкциями. Далее с учетом получения максимальных финансовых результатов осуществляется наиболее рациональное с налоговой точки зрения размещение активов и прибыли предприятия.

Седьмой этап непосредственно связан с управлением налоговыми обязательствами в конкретном предприятии. Налоговый менеджмент включает организацию надежного налогового учета и контроль за правильностью расчетов налоговых издержек. Основным способом уменьшения риска ошибок может быть использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов и соблюдение алгоритма формулирования налогового бюджета хозяйствующего субъекта, о чем подробно будет сказано в параграфе 5.7.

Основные методы налогового планирования

На практике для обеспечения оптимального сочетания и использования налоговых схем используются ситуационный метод, численные балансовые методы и метод определения финансовых потоков предприятия в двухкоординатной системе налогообложения.

Метод ситуационного налогового планирования – наиболее простой и доступный для любого предприятия, поэтому он нашел самое широкое применение. Суть метода заключается в следующем. Предприятие на основе своего устава и иных учредительных документов в соответствии с Налоговым кодексом РФ и статистическими нормативами определяет спектр основных налогов, которые надлежит уплачивать, уточняет ставки и льготы. Затем формируется налоговое поле предприятия. Далее подбираются типичные хозяйственные операции, в которых предприятие участвует, учитывая специфику вида деятельности и сложность производственного процесса. Затем создается система договорных отношений предприятия с учетом сформированного налогового поля. После этого разрабатываются различные ситуации с учетом уже выполненных налоговых, договорных и хозяйственных наработок, охватывающие самые разнообразные стороны экономической деятельности хозяйствующего субъекта, реализуемые в нескольких сравнительных вариантах. На основе всестороннего исследования ситуаций выбираются оптимальные варианты. При анализе различных ситуаций целесообразно сопоставлять полученные финансовые результаты с возможными потерями, обусловленными штрафными и другими санкциями. Слабая сторона ситуационного метода – в его многовариантности. Особенно это важно учитывать для крупных предприятий, так как чтобы спланировать свою деятельность наиболее эффективно с точки зрения минимизации налоговых отчислений, им необходимо проанализировать огромный массив всевозможных модификаций взаимодействия предприятия с внешней средой, что требует применения высокоэффективных специальных автоматизированных программ.

К численным балансовым методам относятся: метод микробалансов, метод графоаналитических зависимостей, матрично-балансовый метод и статистический балансовый метод.

Метод микробалансов состоит в том, чтобы оценить тот или иной вариант экономической деятельности предприятия в разных условиях хозяйствования, для чего выделяются крупные блоки хозяйственных операций, включающие главные отличия. Эти блоки оформляются в виде бухгалтерских проводок, затем выполняются расчеты балансов для каждого из них. Сравнение полученных микробалансов позволяет выбрать более выгодный вариант. Исследование с помощью микробалансов основывается на выделении из всей совокупности хозяйственных операций одного какого-то определяющего блока и на рассмотрении его как самостоятельного журнала хозяйственных операций с оформлением нескольких вариантов проводок и с составлением нескольких вариантов микробалансов. Их анализ позволит выбрать наиболее экономичный. Если в блок хозяйственных операций включаются все необходимые налоговые платежи, то микробалансы позволяют также определить вариант с минимальным уровнем этих платежей.

Исследование с помощью графоаналитических зависимостей основывается на выделении одного или нескольких важнейших параметров баланса, которые могут оказать решающее влияние на финансовые итоги работы предприятия. Чтобы определить влияние на финансовый результат деятельности предприятия любого из экономических параметров, выделяется крупный блок хозяйственных операций, в котором этот параметр участвует. Затем путем ряда последовательных расчетов микробалансов при разных величинах исследуемого параметра получают графическую или аналитическую зависимость финансового результата от этого параметра. На основе этой зависимости можно выбрать оптимальное соотношение.

Матрично-балансовый метод применяют для полных и всесторонних исследований. Это достаточно простой многопараметрический метод, позволяющий прогнозировать финансовые результаты и выявлять критические места баланса. Методы исследования матриц позволяют устанавливать наличие сильных и слабых связей между отдельными счетами и хозяйственными операциями. Математический анализ этих связей может быть дополнен экономическими условиями, позволяющими определить неявные (опосредованные) связи.

Статистический балансовый метод состоит в том, что на основе балансов ряда коммерческих предприятий определяются осредненные величины параметров, которые могут быть использованы для сравнения или для построения расчетной экономической модели. Отклонения в ту или иную сторону показателей конкретного предприятия от среднестатистических характеризуют положительную или отрицательную динамику его деятельности. Экономическая среднестатистическая модель, заложенная в алгоритм и дополненная конкретными блоками хозяйственных операций, может послужить основой для проведения тактического налогового планирования и отработки различных видов хозяйственной деятельности. Применение данного метода ограничено тем, что в настоящее время в России нет широкой практики публикации балансов и финансовых отчетов предприятия.

Метод определения финансовых потоков предприятия в двухкоординатной системе налогообложения строится на основе презумпции, что действуют всего два налога, а именно: косвенный налог (НДС, акцизы) и налог на прибыль организаций. Остальные налоги игнорируются в силу своей незначительности либо сводятся с помощью определенных итераций к одному из этих двух видов налогов. Записывают уравнение, которое показывает долю налоговых отчислений от валовой выручки предприятия в рассматриваемой двухкоординатной налоговой системе, а также позволяет получить прямую связь между ставками косвенного налога и налога на прибыль организаций с другими макроэкономическими показателями (величиной налога на имущество организаций, величиной амортизационных отчислений, объемом используемых предприятием собственных и заемных средств и величины процентов, выплачиваемых за их использование). Изменяя данные показатели с помощью процедур налоговой оптимизации, можно оценить их влияние на величину двух основных (базовых) налогов, взимаемых с хозяйствующего субъекта.