Приказ о служебном расследовании

Полезный образец: приказ о проведении служебного расследования

Приказ о проведении служебной проверки – документ, с которого начинается внутреннее расследование в частной компании или госорганизации. Руководство компании издает такой приказ, если поступила информация о:

  • недостаче, которую выявили в ходе инвентаризации;
  • пропаже какого-либо имущества компании или личного имущества сотрудника;
  • разглашении сотрудником конфиденциальных сведений;
  • различных нарушениях дисциплинарного характера;
  • происшествиях другого рода.

Компании нужно выяснить, что произошло, и выявить сопутствующие обстоятельства. Процедуру такой проверки закрепляют в специальном локальном акте – положении о внутренних проверках. В нем прописывают порядок проведения расследования, полномочия участников и т. д. В том числе указывают, что директор или иное лицо подписывает приказ о проведении служебного расследования. Разбирательство начинается с издания этого документа.

Образец приказа о проведении служебной проверки

В законе нет специальных требований к форме документа. Приказ о служебном расследовании составляют в свободной форме. Во вводной части указывают:

  • полное наименование компании,
  • реквизиты,
  • дату и место составления,
  • номер документа.

В основной части приказа о служебной проверке перечисляют:

  1. Причину проведения разбирательства. Например, «в связи со служебной необходимостью».
  2. Суть процедуры. Например, «провести служебное расследование по факту нарушения трудовой дисциплины работником (ФИО и должность)».
  3. Состав комиссии, которая будет заниматься разбирательством. Здесь пишут, что для проведения расследования назначают специальную комиссию. Также указывают, кого именно из сотрудников компании включат в ее состав. Например, «руководитель такого-то отдела (ФИО), сотрудник отдела кадров (ФИО)».
  4. Как зафиксируют итоги проверки. По окончании расследования комиссия должна издать специальный акт, в котором отразит результаты.
  5. Срок проверки. Директор компании определяет, в течение какого периода нужно провести расследование, и назначает дату, когда комиссия должна подписать акт об итогах проверки.
  6. Кто контролирует исполнение приказа о проведении служебной проверки. Например, в документе может быть формулировка «контроль исполнения приказа поручаю работнику (ФИО и должность)».

Также в приказе при необходимости отмечают, какие меры предпринять в случае конкретных итогов. Например, если пропали документы, но их не удалось найти, приложить усилия к восстановлению.

В заключительной части документа должна быть подпись директора компании, от лица которого оформляют приказ. Также расписаться должны члены комиссии, которых упомянули в приказе. Нужно отметить в документе, что они ознакомились с содержанием.

Служебная проверка

Проверка необходима, когда кто-то из сотрудников допускает дисциплинарное или иное нарушение. Процедуру выполняют в соответствии с положениями трудового законодательства (ст. 192 – 195 ТК РФ). Комиссия, которую назначили приказом, расследует обстоятельства нарушения. Задачи комиссии – установить детали случившегося. На основании результатов проверки деяния работника будут квалифицироваться как:

  • дисциплинарный проступок,
  • правонарушение,
  • преступление.

Меры в отношении нарушителя применят сообразно этой квалификации. Но независимо от характера содеянного проведение служебного расследования подчиняется общей схеме выявления дисциплинарных нарушений. Компании нужен локальный акт о порядке проведения подобных проверок. Его издают заранее, в документе отражают особенности процедуры. Проведение служебной проверки состоит из нескольких этапов:

  1. Когда компания получает информацию о происшествии, фиксируют факт нарушения.
  2. На основании факта принимают решение о проверке.
  3. У работника запрашивают объяснение относительно случившегося. Одновременно о проведении служебной проверки издают приказ.
  4. Комиссия проводит расследование.
  5. Итоги оформляют в специальном акте. Если проверка не подтвердила нарушение, это также отмечают в акте.
  6. Принимают решение о том, какие меры следует применить к нарушителю. Например, объявить выговор, взыскать ущерб или уволить по порочащему основанию.

В ходе проверки нужно соблюдать установленные правила ее проведения. В частности, своевременно издать приказ. Образец приказа о проведении служебного расследования поможет подготовить это документ. Воспользуйтесь образцом, чтобы составить приказ.

Служебное расследование на предприятии: порядок проведения

Служебное расследование — это мероприятие, которое проводится, если на предприятии произошел какой-то инцидент: например, несчастный случай или хищение материальных ценностей. Рассмотрим алгоритм проведения служебного расследования и образцы документации, которую нужно подготовить в ходе работы.

Служебное расследование работодатели должны проводить в случае нарушения трудовой дисциплины и других происшествий. Например, при обнаружении недостачи или утечки информации, составляющей коммерческую тайну. Такое мероприятие необходимо для выявления виновных лиц и применения к ним мер дисциплинарного взыскания, а также удержания с них причиненных фирме убытков. Скорее всего, специальной комиссии придется расследовать факты уклонения работников от медицинского освидетельствования, сдачи экзаменов по охране труда, технике безопасности и правилам эксплуатации, а также отказа от заключения договора о полной материальной ответственности сотрудника, если это предусмотрено его основной трудовой функцией.

Если размер провинности малозначителен, например, при пропуске сдачи внутренней отчетности, проводить расследование не обязательно. Достаточно просто взять с лица, чья вина очевидна и так, письменное объяснение и далее действовать по закону. А вот если ситуация сложилась неоднозначная или организации нанесен значительный ущерб, без создания комиссии и проведения служебного расследования не обойтись.

Шаг 1. Фиксация нарушения

Унифицированного документа, который необходимо составить при обнаружении факта, дающего основание для проведения служебного расследования, нет. На практике обычно такой факт фиксируется служебной запиской лица, которое его обнаружило. Этот документ составляется от имени работника в адрес его непосредственного начальника или руководителя организации. В такой записке нужно указать:

  • фамилию, имя, отчество и должность работника, обнаружившего факт нарушения;
  • обстоятельства, при которых было совершено или выявлено нарушение;
  • дату и время события.

При получении информации о противоправных действиях работника от третьих лиц или даже непосредственно из правоохранительных органов оформлять докладную записку необязательно. Кроме того, если причиной для начала служебного расследования послужила утрата товарно-материальных ценностей или денежных средств, выявленная по результатам инвентаризации, к записке необходимо приложить соответствующий акт. На основании именно этих документов работодатель создает комиссию с целью установить виновного.

Шаг 2. Создание комиссии и ее задачи

Целесообразность всех необходимых в рамках мероприятия мер, а также степень вины лица, поступки которого стали предметом разбирательства, определяет специально созданная комиссия.

Комиссия формируется приказом по предприятию из компетентных и не заинтересованных в исходе разбирательства сотрудников. Если в организации есть специальные службы, например безопасности или внутреннего аудита, то их представители составят большинство такой комиссии. В их отсутствие такие функции на себя берет кадровая служба.

В состав комиссии, как правило должны входить три человека. В приказе должны быть указаны фамилии и должности членов комиссии, цель и дата ее создания, срок ее действия (он может быть и не ограничен определенным случаем), а также полномочия, которыми она наделена. Обычно в задачи такой комиссии входит следующее.

  1. Установление обстоятельств произошедшего, в том числе времени, места и способа.
  2. Выявление имущества, которому нанесен или мог быть нанесен ущерб.
  3. Обследование мест происшествия (при необходимости).
  4. Определение стоимости нанесенного (или возможного) ущерба по расследуемому факту.
  5. Установление лиц, непосредственно виновных в совершении деяния.
  6. Сбор доказательств вины этих лиц и установление ее степени по каждому из них (если виновников несколько).
  7. Определение причин и условий, способствующих совершению проступка.
  8. Сбор и хранение документальных материалов расследования.

В компетенцию комиссии входит право требования объяснений от всех работников, подозреваемых в проступке.

Комиссия может быть создана даже в том случае, если предприятию пока не нанесено прямого ущерба, но действия работника могли привести к подобным последствиям. Комиссия может быть постоянно действующей и возобновляющей свою работу в случае необходимости.

С приказом по организации о создании комиссии необходимо ознакомить под подпись всех ее членов. Выглядеть образец приказа о проведении служебного расследования (образец) должен примерно так:

Шаг 3. Сбор информации и доказательств

Порядок проведения служебного расследования в трудовом законодательстве прямо не определен, поэтому в каждой организации его нужно регламентировать правилами внутреннего распорядка и внутренними нормативными актами (приказами, инструкциями, положениями). То есть комиссия может получить право опрашивать сотрудников и изучать любые документы учета, если так решит руководство предприятия.

Хотя такое мероприятие и является сугубо внутренним делом каждой организации и принимать участие в нем могут исключительно ее работники и руководство, к нему в помощь можно привлекать сторонних специалистов, если это необходимо для выяснения фактов, связанных и с происшествием. Например, для определения степени опьянения и тяжести ошибки, допущенной работником при проведении исчислений по смете. Обычно это нужно в том случае, когда квалификации специалистов самой компании не хватает для того, чтобы сделать профессиональные выводы. В этом случае издается отдельный приказ по предприятию. Экспертами по договору могут выступать:

  • аудиторы;
  • оценщики;
  • медицинские работники;
  • инженеры;
  • юристы;
  • другие специалисты.

Кроме того, в рамках расследования можно направлять запросы в государственные органы и сторонние организации. Они обязаны предоставить необходимую информацию, если она не является тайной. Все собранные материалы должны быть приобщены к делу в качестве доказательств так же, как и акты, справки и докладные записки, которые составляют члены комиссии в ходе расследования. Ведь любой образец служебного расследования в отношении работника, особенно если дело касается недостачи, может рассматриваться как вопрос передачи данных по расследованию в правоохранительные органы.

Шаг 4. Получение объяснений работника

До окончания служебного расследования и издания приказа о применении дисциплинарного взыскания к виновным лицам у работников обязательно нужно запросить пояснение. Это предусмотрено нормами ст. 193 ТК РФ и подтверждено позицией Верховного суда РФ (п. 47 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2). Форма такого объяснения может быть произвольной, так как не регламентирована трудовым законодательством. Запросить объяснительную лучше письменно. Это особенно необходимо, если ситуация имеет конфликтный характер и шансы получить объяснение невелики. Требование необходимо вручить работнику под подпись. При его отказе от подписи составляется соответствующий акт. Однако если работник откажется от дачи пояснений на основании статьи 51 Конституции РФ, которая гласит, что человек не обязан свидетельствовать в отношении себя или своих близких, прямо в тексте объяснительной, такой акт можно не составлять.

На оформление объяснительной у работника есть 2 рабочих дня с момента получения требования. Если объяснение так и не предоставлено, необходимо составить еще один акт — об отказе от дачи пояснений. Его должны подписать председатель комиссии и несколько ее членов (минимум 2 человека). После окончания расследования сама объяснительная записка или документ, свидетельствующий о том, что объяснение у сотрудника было запрошено, могут служить основанием для применения мер дисциплинарного воздействия к виновным лицам, вплоть до увольнения.

Шаг 6. Создание акта о проведении служебного расследования

Результаты работы комиссии должны быть отражены в специальном акте, подводящем итоги расследования. В частности, из этого документа должно быть понятно:

  • виновные действия, совершенные работником;
  • обстоятельства совершения таких действий;
  • вид и сумма причиненного ущерба;
  • степень вины сотрудника;
  • возможная мера наказания для виновного лица;
  • предложения по недопущению подобных ситуаций в дальнейшем.

Акт должны подписать все члены комиссии. Если кто-то из членов комиссии имеет особое мнение о случившемся, он не может отказаться от подписания акта. Однако он имеет право составить отдельный документ с изложением своей позиции и приложить его к материалам.

Если для того, чтобы установить объем и сумму нанесенного материального ущерба, была проведена инвентаризация, ее опись следует приложить к документам служебного расследования. Документы сторонних учреждений и организаций, имеющие отношение к делу (судебные решения, акты проверки протоколы и т. п.), также можно приложить к акту и сослаться на них в тексте.

Образец заключения служебного расследования должен выглядеть так:

Работника, в отношении которого проводилось служебное расследование, нужно ознакомить со всеми результатами в отношении него самого под подпись. Если расследование проводилось в отношении нескольких лиц, их нужно знакомить с материалами по отдельности, учитывая охрану персональных данных.