Общий трудовой стаж

Общий стаж

Общий трудовой стаж – представляет собой сумму по продолжительности трудовой и общественно полезной деятельности, а также пе­риоды деятельности, которые оговорены законодательством. На основе общего стажа определяют размер:

  • пенсии по старости;
  • пенсии по инвалидности;
  • в ряде случаев может понадобиться для определения размера пенсии за выслугу лет.

Существует два ключевых момента для включения в стаж:

  • Профессиональная деятельность должна осуществляться только на территории РФ.
  • Необходимо, чтобы происходили выплаты в Пенсионный фонд РФ.

Стоит заметить, что в общий стаж можно включить период работы, который осуществлялся за пределами страны, но при условии:

  • что этот пункт обязательно должен быть прописан в международном договоре;
  • осуществлялись взносы в Пенсионный фонд РФ.

В общий стаж входит:

  1. Период, когда одним из родителей осуществляется постоянный уход за ребенком до момента достижения им полутора лет. Нужно учесть, что есть ограничение – не больше четырех с половиной лет в целом для каждого из родителей. Важно, ранее до 1 января 2014 года в стаж входил период равный не более трех лет. Следовательно, с увеличением данного срока размер трудовых пенсий, который установлен до 1 января 2014 года, подлежит перерасчету.
  2. Период временной нетрудоспособности, в течение которого поступали выплаты по обязательному социальному страхованию (больничный).
  3. Служба в Вооруженных силах РФ и приравненная к ней.
  4. Время, когда гражданин находился под стражей или в местах лишения свободы по причине необоснованного привлечения к уголовной ответственности.
  5. Период, когда гражданин состоит на учете в службе занятости и при этом получает пособие по безработице.
  6. Период участия в общественных работах, которые подлежат к оплате.
  7. Время переезда или переселения с целью трудоустройства в другую местность при условии, что это осуществляется по направлению службой занятости.
  8. Время проживания супругов военнослужащих-контрактников в местах, где они не смогли трудоустроиться по причине отсутствия такой возможности. Важно, в общей сложности этот период должен составлять не более пяти лет.
  9. Период времени, когда осуществляется постоянный уход за инвалидом первой группы, за пенсионером, чей возраст свыше восьмидесяти лет. Важно, уход должен осуществляться только трудоспособным человеком.
  10. Период нахождения за границей жен/мужей работников, которые направлены осуществлять профессиональную деятельность в дипломатические и консульские учреждения Российской Федерации. Важно, в общей сложности должно составлять не более пяти лет.

Важный момент, касающийся периода обучения студентов по очной форме обучения. До 1 января 2012 года очное обучение наравне с работой входило в общий трудовой стаж, необходимый для исчисления пенсии. Но в связи с действующей пенсионной программой, периоды учебы не считаются рабочей деятельностью, так как уплата страховых взносов в Пенсионный фонд страны не происходит, а значит, данный период не будет входить в расчет будущей пенсии.

Все вышеуказанные виды деятельности будут засчитаны в стаж только при выполнении требования. Профессиональная деятельность должна быть перед и после них строго обязательна. Стоит учесть, что при этом нет ограничения по продолжительности.

Периоды, которые не входят в общий трудовой стаж:

  1. Обучение, различные курсы по подготовке/ переподготовке кадров.
  2. Период проживания граждан в оккупированных районах во время ВОВ.
  3. Пребывание в концлагерях во время ВОВ.
  4. Проживание в период блокадного Ленинграда.
  5. Время по уходу родителями и иными законными представителями за ВИЧ – инфицированными несовершеннолетними детьми.

Подтверждение трудового стажа может осуществляться двумя способами:

  1. На основании записей в трудовой книжке установленного образца. При утере трудовой можно предоставить договор, приказ о принятии на работу, а также выписки о произведенных отчислениях из зарплат.
  2. Подтверждение путем свидетельских показаний двух и более свидетелей. Данным способом можно воспользоваться, например, при утере документов во время масштабного стихийного бедствия.

Расчет общего трудового стажа

Осуществление подсчета общего стажа гражданину необходимо в первую очередь в момент выхода на пенсию по старости. По российскому законодательству полный трудовой стаж составляет 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. При условии полностью выработанного стажа, размер будущей пенсии будет рассчитываться по среднему заработку работника, и равняться 55% от нее.

Действующая пенсионная программа предлагает за переработку сверх установленных лет увеличивать коэффициент стажа, за 1 год идет увеличение на 1%, но не выше 20%. Таким образом, всем пенсионерам, которые продолжают осуществлять профессиональную деятельность, производят корректировку коэффициента стажа.

Подсчет трудового стажа можно осуществлять двумя способами:

  • простым;
  • льготным.

При простом способе подсчет можно вести вручную, но более удобным способом является использование специальной компьютерной программы. При подсчете ручным способом лучше всего и удобнее производить расчет, когда все данные сведены в столбик. Подсчет ведется по каждому отдельному месту работы гражданина.

Для этого необходимо из даты увольнения работника вычесть дату его первого рабочего дня и приплюсовать один день. Итогом будет сумма всех полученных результатов. Стоит заметить, что целый год стажа составляет 12 календарных месяцев, а месяц состоит только из 30 дней. Важно иметь в виду, что если в трудовой отсутствуют точные даты записи, то началом и окончанием периода принято считать середину месяца (15 число) или середину года – 1 июля.

Опираясь на законодательство, каждому гражданину для получения базовой пенсии по старости нужно иметь хотя бы пять лет стажа. Если трудовая деятельность будет более пяти лет, то для расчета пенсии применяется следующая формула.

К базовой пенсии прибавляется результат отношения всех выплат, которые были произведены гражданином в пенсионный фонд к общему количеству месяцев, в течение которых государство обязуется выплачивать пенсию (228 месяцев).

Непрерывный стаж

Непрерывный стаж на размер пенсии никакого влияния не оказывает. Но бывают случаи, когда все же при осуществлении подсчета общего стажа возникает необходимость сравнить полученные данные с непрерывным стажем. Если при сравнении общий стаж будет меньше непрерывного, то определение размера пособия будут вести по данным непрерывного трудового стажа.

Непрерывный стаж будет сохраняться, если:

  • при смене места работы, период прекращения рабочей деятельности не превысил одного календарного месяца;
  • работник расторг трудовой договор по собственной инициативе и временной перерыв, до момента трудоустройства на новое предприятие, составил не более 3 недель;
  • женщина находится в положении, имеет детей до 14 лет или ребёнка – инвалида до 16 лет;
  • работник расторг трудовой договор по собственной инициативе, по причине того, что муж/жена был переведён в другую местность для продолжения профессиональной деятельности или вышел на пенсию.

Непрерывный стаж не будет сохраняться, если трудовой договор был расторгнут по причине:

  • систематического неисполнения своих прямых трудовых обязанностей;
  • неявка на работу по уважительной причине;
  • нахождение на работе в нетрезвом состоянии;
  • если вступает в силу приговор суда, по которому рабочий попадает в места лишения свободы.

Итак, подведем некоторые выводы по статье:

  1. На размер пенсии напрямую влияет общий трудовой стаж.
  2. Трудовая деятельность попадает в расчет общего стажа при условии осуществления ее на территории государства и осуществления социальных выплат.
  3. Для получения базовой пенсии необходимо иметь не более пяти лет общего трудового стажа.
  4. Для получения социальных выплат, например, при расчете больничного листа, в 100% размере необходимо иметь не менее 8 лет трудовой деятельности.
  5. Подтвердить стаж можно с помощью записей в трудовой книжке либо с помощью свидетельских показаний.

Стоит заметить, что расчет общего трудового стажа каждому работнику может осуществить не только пенсионный фонд, но и отдел кадров на работе, который обязан иметь специальную компьютерную программу.

Каждому гражданину стоит задуматься о размере своей будущей пенсии заблаговременно и осознанно делать выбор работы в пользу той организации, которая выплачивает заработную плату официально, а не в конвертах, поскольку рассчитываться размер пенсии будет от средней заработной платы работника.

Продолжительность трудового стажа высчитывают для того, чтобы определить какие пенсионные права имеет гражданин. Также стаж может понадобиться для начисления пособия по нетрудоспособности.

Подсчет стажа в трудовой книжке

Чтобы узнать, как посчитать трудовой стаж в трудовой книжке нужно определить цели, для которых этот стаж будет использоваться.

Дело в том, что методику подсчета стажа можно встретить в двух нормативных документах:

  1. Правила подсчета страхового стажа для установления пенсий – здесь содержится конкретная формула для того, чтобы подсчитать длительность каждого трудового периода.
  2. Правила подсчета стажа для больничного – установлено правило подсчета аналогичное, предыдущему нормативному акту, но конкретная формула уже не упоминается, а из пояснительного Письма ФСС № 15-03-09/12–3065П можно сделать вывод, что правило 30 дней = 1 месяц применяется только к остаткам, а в остальных случаях месяц равен фактическому количеству дней в нем.

Соответственно для разных целей необходимо применять разные методики подсчета стажа.

Нормативные требования

Правила подсчета стажа для пенсии:

  1. Для того чтобы узнать календарную длительность каждого рабочего периода необходимо из даты его окончания вычесть дату начала, а затем приплюсовать один день.
  2. Стаж исчисляется в календарном выражении. 30 дней принимаются равными 1 месяцу, а год равен 12 месяцам.
  3. Стаж выражается в годах, месяцах и днях.

Правила подсчета стажа для пособия по нетрудоспособности:

  1. Стаж исчисляется в календарном выражении по фактическим значениям.
  2. Правила перевода действуют только для остатков периодов, 12 месяцев равняются 1 году, а 30 дней – одному месяцу.
  3. Стаж выражается в годах и месяца, без указания дней. В законодательстве нет на это прямого указания, но такой вывод можно сделать, изучив установленный бланк листка нетрудоспособности. На нем есть ячейки только для указания количества лет и месяцев страхового стажа.

В обоих случаях применяется правило подсчета, когда точная дата стажа не указана:

  • если в периоде работы указан только год, то исчисление начинают (заканчивают) с 1 июля соответствующего года;
  • если указан месяц без числа, то за дату принимается 15 число.

В обоих вышеуказанных нормативных документах используется только термин страховой стаж. Но при этом для определения пенсии термин трудовой стаж применяется для трудовых периодов до 2001 года. Его подсчет будет проводиться по таким же правилам.

Как считать стаж работы по трудовой книжке

От целей использования подсчитанного стажа будет также зависеть, какие трудовые и иные периоды в него будут включены

Какие периоды учитывать

При подсчете стажа для больничного, в него войдут следующие периоды:

  • Весь период, когда гражданин был трудоустроен, независимо от того, что сюда будут входить периоды, когда взносы не отчислялись (больничный, декретный);
  • также в него войдут все периоды работы, когда за человека отчислялись другие взносы на социальное страхование, которые приравнены к страховым платежам. Например, взносы на государственное социальное страхование до 1991 года;
  • военная и государственная служба;
  • иные периоды, когда за человека отчислялись страховые взносы работодателем либо он их сам вносил в ФСС.

Для пенсионного стажа учитываются следующие периоды:

  • Все периоды, когда за гражданина отчислялись взносы в Пенсионный фонд, независимо от того трудился он на территории государства или за его пределами;
  • иные периоды, когда взносы не отчислялись, но при этом законодательство разрешает внести их в стаж для пенсии. Сюда относится: служба в вооруженных силах и в органах к ней приравненных, отпуск по уходу за ребенком (не более 6 лет), период официального признания безработным, работа в МЛС, деятельность в качестве ИП, учеба (в отдельных случаях).

При расчете стажа, дающего право на специальную пенсию, иные периоды не засчитываются. Например, для расчета Северного стажа.

Какая применяется формула

Существует алгоритм, согласно которого можно посчитать трудовой стаж самостоятельно, не прибегая к помощи сторонних ресурсов и программ. Для этого понадобится калькулятор, ручка, бумага и трудовая книжка.

Алгоритм подсчета трудового стажа по трудовой книжке

Для подсчета пенсионного стажа применяется следующая формула:

Формула подсчета Дата окончания трудовой деятельности — Дата начала трудовой деятельности + 1 день

Пример расчета

Андрей Павлович представил документы, подтверждающие следующие трудовые периоды:

  1. 12.10. 1997 – 01.02.2003 – работа в ООО «Листик»;
  2. 01.03.2003 – 12.12.2007 – работа в ООО «Заря»;
  3. 01.01.2008 – 30.09.2017 – работа в ООО «Луна».

Рассчитываем его стаж для каждого периода:

  1. ООО «Листик»

01.02.2003 –12.10.1997 = 19 дней 3 месяца 5 лет + 1 день = 20 дней 3 месяца 5 лет

При использовании этой формулы пользуемся обычными арифметическими правилами:

  1. Вычитание начинаем с дней, поскольку в нашем случае 1 день меньше 12, то «занимаем» дополнительные дни из месяцев, 30 дней. Соответственно у нас получается 31 день – 12 дней = 19 дней, но при этом количество месяцев уменьшится на 1.
  2. Вычитаем месяцы. Поскольку мы «заняли» один месяц в дни, то у нас осталось: 1 месяц – 10 месяцев. Теперь «занимаем» дополнительный год, то есть 12 месяцев. Получаем 13 месяцев – 10 месяцев = 3 месяца.
  3. Теперь вычитаем года. У нас осталось 2002 – 1997 = 5 лет.
  4. После этого прибавляем 1 день. Поскольку прибавленный день не увеличит полученные дни до 1 месяца (19 +1=20) то сразу получаем итоговую сумму стажа.

ООО «Заря»

12.12.2007 – 01.03.2003 = 11 дней 9 месяцев 4 года + 1 день = 12 дней 9 месяцев 4 года

ООО «Луна»

30.09.2017 – 01.01.2008 = 29 дней 8 месяцев 9 лет + 1 день = 30 дней 8 месяцев 9 лет

В данном случае после прибавления 1 дня, общее количество дней увеличилось до 30 (29+1=30) соответственно эти дни мы должны перевести в полный месяц. Получаем стаж 9 месяцев и 9 лет.

Складываем все периоды:

20 дней 3 месяца 5 лет + 12 дней 9 месяцев 4 года + 9 месяцев 9 лет = 32 дня 21 месяц 18 лет = 2 дня 10 месяцев 19 лет.

Как считать общий стаж для больничного

Теперь рассчитаем общий стаж для больничного. Для наглядности возьмем те же данные, что и в предыдущем примере:

  • 12.10. 1997 – 01.02.2003 – работа в ООО «Листик»;
  • 01.03.2003 – 12.12.2007 – работа в ООО «Заря»;
  • 01.01.2008 – 30.09.2017 – работа в ООО «Луна».

Пример расчета

Стаж работы в ООО «Листик» = 5 лет 3 месяца 19 дней.

Для этого сначала высчитываем количество полных лет, в нашем случае с 12.10.1997 по 11.10. 2002 (5 лет), количество полных месяцев, с 12.10.2002 по 11.01.2003 (3 месяца) и считаем остаток дней с 12.01.2003 по 01.02.2003 (учитываем, что в январе 31 день). Полученный итог отличается от предыдущего способа расчет на 1 день.

Стаж работы в ООО «Заря» = 4 года 9 месяцев 12 дней.

Стаж работы в ООО «Луна» = 9 лет 9 месяцев (в данном случае берем полный месяц, поскольку в сентябре 30 дней).

Складываем все полученные данные:

5 лет 3 месяца 19 дней + 4 года 9 месяцев 12 дней + 9 лет 9 месяцев = 18 лет 21 месяц 31 день

Теперь применяем правило округления для остатков и переводим 31 день в 1 день и 1 месяц, соответственно получаем 21 месяц + 1 месяц = 22 месяца, получаем 1 год, 10 месяцев.

Итоговая сумма стажа равна 19 лет 10 месяцев 01 день.

Разницы с расчетом стажа для пенсии составила 1 день. Но при подсчете стажа для больничного даже 1 день может повлиять на размер пособия.

Общий и специальный трудовой стаж

Юридический факультет

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

Реферат

по праву социального обеспечения

на тему

Общий и специальный трудовой стаж

Новосибирск — 2009

1. Понятие, значение и виды трудового стажа

2. Общий трудовой стаж

3. Специальный трудовой стаж

4. Выслуга лет

5. Непрерывный трудовой стаж

Вывод

Перечень используемых источников права и литературы

1. Понятие, значение и виды трудового стажа

Трудовой стаж — это учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности граждан, которая засчитывается в страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. Трудовой стаж — один из юридических фактов, который влечет за собой определенные правовые последствия. Любые виды деятельности на общественных началах без оплаты в трудовой стаж не засчитываются. Лишь в исключительных, прямо предусмотренных в законе случаях в трудовой стаж могут включаться периоды перерывов в общественно-полезной деятельности, даже неоплачиваемые. Трудовой стаж имеет количественную и качественную характеристику. Количественной характеристикой трудового стажа является его продолжительность, качественная характеристика отражает характер и условия, в которых протекает трудовая деятельность (вредность, тяжесть, опасность и пр.). Реформа пенсионного законодательства внесла существенные изменения в правовое регулирование трудового стажа, существенно снизив значение трудового стажа для получения отдельных видов социального обеспечения, ужесточив порядок его исчисления. В одних случаях от трудового стажа зависит само право на материальное обеспечение, в других — его размер, в третьих — и то и другое.

Трудовой стаж имеет крайне важное значение в праве социального обеспечения. Его наличие существенно влияет на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения, так как право на многие виды пенсий поставлено в зависимость от участия граждан в трудовой или иной общественно-полезной деятельности. Эта зависимость получила юридическое оформление через институт трудового стажа. Регулирующие его нормы составляют самостоятельный институт права социального обеспечения. При этом следует иметь в виду, что страховой трудовой стаж тесно связан с другими отраслевыми институтами. Так, трудовой стаж является одним из необходимых фактов в сложном юридическом составе, порождающем возникновение большинства пенсионных правоотношений, правоотношений по предоставлению отдельных видов пособий, а также социальных льгот (например, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»). Необходимо отметить, что в связи с проводимой реформой пенсионного обеспечения в России институт трудового стажа, который долгое время являлся ведущим (прежде всего в пенсионных отношениях), утратил свое былое значение. Его заменил институт страхового стажа. Однако эта замена происходит постепенно (до 2013 г.), без снижения накопленных прав как у лиц, уже получивших пенсии, так и у лиц, имеющих большой трудовой стаж к моменту введения в действие нового законодательства. Действующее законодательство выделяет несколько видов трудового стажа:

· общий

· специальный

· непрерывный

· выслуга лет

Общий трудовой стаж — это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 01.01.2002, учитываемая в календарном порядке.

Специальный трудовой стаж — это суммарная продолжительность определенной трудовой деятельности на соответствующих видах работ до 01.01.2002, которая дает право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Стаж государственной службы (выслуга лет) — это суммарная продолжительность периодов осуществления государственной и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных служащих и исчислении ее размера.

Непрерывный трудовой стаж — это продолжительность последней непрерывной работы на данном предприятии. Он сохраняется при переходе работника с одной работы на другую при соблюдении установленных перерывов в работе.

Значение указанных видов стажа в пенсионном обеспечении различно. Общий трудовой стаж определяет, как правило, право граждан на получение трудовой пенсии. Со стажем на соответствующих видах работ (специальным трудовым стажем) связывается возможность назначения работнику трудовой пенсии досрочно, в зависимости от условий, в которых протекала его трудовая деятельность (подземная работа, вредное производство и т.п.), или места работы (районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности либо территории, подвергнувшиеся радиоактивному загрязнению), а также от занятий определенной профессиональной деятельностью. Непрерывный трудовой стаж имеет значение в основном для определения размера пособия во временной нетрудоспособности.

2. Общий трудовой стаж

Общий трудовой стаж. Согласно п. 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях в общий трудовой стаж включаются следующие периоды трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 01.01.2002:

* периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе по найму за пределами территории РФ), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной деятельности, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;

* периоды творческой деятельности членов творческих союзов писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

* служба в Вооруженных Силах РФ и иных созданных в соответствии с законодательством РФ воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел РФ, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности РФ, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период Гражданской и Великой Отечественной войн;

* периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в течение работы, и период пребывания на инвалидности I и II групп, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

* период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

* периоды получения пособий по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.1

Таким образом, содержание общего трудового стажа резко сужено по сравнению с ранее действовавшим пенсионным законодательством. В общий трудовой стаж не включены периоды обучения; проживания граждан в районах, временно оккупированных во время войны; проживания в г. Ленинграде в период его блокады; ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, престарелым; ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения; проживания жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудоустроиться; проживания за границей жен (мужей) работников советских учреждений и международных организаций и др. Отсутствие необходимой преемственности в правовом регулировании трудового стажа влечет за собой пересмотр размеров пенсий для самых разных категорий пенсионеров, в том числе весьма преклонного возраста. Из общего трудового стажа исключены периоды, связанные с историей нашей страны. Лица, пережившие репрессии, блокаду, оккупацию, крайне обостренно воспринимают данные нововведения. Юридическое значение общего трудового стажа заключается в том, что с учетом этого стажа производится конвертация (преобразование) пенсионных прав граждан.

3. Специальный трудовой стаж

Специальный трудовой стаж: дает возможность понизить пенсионный возраст при наличии установленного страхового стажа. Правила его исчисления регулируются различными нормативными актами, такими как Законы о трудовых пенсиях, о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и др. Для удобства особые условия труда разделены на две группы в виде списков № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии. Эти списки утверждены постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение». Это постановление действует в настоящее время с разъяснениями по его применению, утвержденными постановлением Минтруда России от 30.09.1997 № 51.2

Мужчинам и женщинам, условия труда которых соответствует списку № 1 (подземные работы, работа во вредных условиях и горячих цехах), данная пенсия устанавливается по достижении ими соответственно 50 и 45 лет, если они проработали в этих условиях не менее соответственно 10 и 7 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет.

При соответствии условий труда списку № 2 (работа в тяжелых условиях) пенсионный возраст увеличивается на пять лет по сравнению с возрастом, предусмотренным в списке № 1, а продолжительность трудовой деятельности — на два с половиной года либо более. Страховой стаж должен составлять соответственно не менее 25 и 20 лет. Условия назначения досрочной трудовой пенсии применяются в том случае, если застрахованное лицо проработало на соответствующих видах работ не менее половины требуемого срока по состоянию на 01.01.2003. А в случае назначения трудовой пенсии по старости в период с 01 по 31.12.2002 — на день, с которого назначается эта пенсия. Работникам, которые проработали на соответствующих видах работ менее половины требуемого срока, а также принятым для их выполнения после 01.01.2003, устанавливаются профессиональные пенсии, которые должны регулироваться соответствующим федеральным законом, однако к настоящему времени он еще не принят.

К периодам, засчитываемым в страховой стаж, наравне с периодами работы и (или) иной деятельности относятся:

* период прохождения срочной военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу;

* период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

* период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

* период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

* период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

* период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Перечисленные выше периоды засчитываются в страховой стаж только в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от продолжительности), за которые уплачивались страховые взносы. Включив в страховой стаж данные периоды, законодатель предусмотрел исчисление стажа календарно, т.е. без льгот. Кроме того, действует еще одно обязательное условие: данные периоды засчитываются в страховой стаж только в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от продолжительности), за которые уплачивались взносы в Пенсионный фонд. Таким образом, включение в страховой стаж периодов, во время которых не отчисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, позволяет страховой стаж дифференцировать и выделить в нем смешанный страховой стаж, т.е. когда одновременно учитываются как чисто страховые периоды, так и не страховые.

4. Выслуга лет

Выслуга лет. Она представляет собой установленную федеральными законами продолжительность военной службы, службы и работы в правоохранительных органах, а также иной общественно-полезной деятельности, приравниваемой к указанной службе (работе), дающая право на пенсию независимо от возраста при условии увольнения со службы (работы), в связи с которой назначается пенсия. В соответствии со ст. 7, 8 Закона о пенсионном обеспечении пенсии за выслугу лет назначаются федеральным государственным и военнослужащим. До 01.01.2002 круг лиц, которым могла быть назначена пенсия за выслугу лет, был широк. К ним относились учителя, врачи, работники гражданской авиации и пр. Новое пенсионное законодательство до принятия закона о профессиональных пенсиях сохранило этим категориям работников право досрочного назначения пенсии (трудовой пенсии по старости). Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами местного самоуправления. Помимо федеральных государственных служащих право на пенсию за выслугу лет в настоящее время имеют:

* военнослужащие, лица, проходившие службу в органах внутренних дел, противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (ст. 5 Закона о пенсионном обеспечении, ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу);

* прокуроры, следователи, научные и педагогические работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (ст. 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);

* сотрудники налоговой полиции (ст. 55 Федерального закона от 30.06.2003 № 86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления»);

*сотрудники федеральной фельдъегерской связи (ст. 10 Федерального закона от 17.12.1994 № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи»).

Следует отметить, что со дня вступления в силу Закона о трудовых пенсиях (с 01.01.2002) утрачивают силу Закон РФ от 20.12.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон от 21.07.1997 № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы и нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей названному Федеральному закону.

5. Непрерывный трудовой стаж

Непрерывный трудовой стаж: представляет собой продолжительность последней непрерывной трудовой деятельности в одной организации (на предприятии, в учреждении) или нескольких при условии, что при переходе с одного места работы на другое перерыв не превышал установленных законодательством сроков. Правила исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию определяют непрерывный трудовой стаж как продолжительность последней непрерывной работы на данном предприятии, в учреждении, организации с зачетом в него времени предыдущей работы или иной деятельности в случаях, предусмотренных в этих Правилах.

Предыдущая работа на данном предприятии, в учреждении, организации или иная деятельность включается в непрерывный стаж в случаях, если:

1) при переходе с одной работы на другую перерыв в работе не превысил одного месяца.

2) перерыв в работе не превысил двух месяцев:

а) при поступлении на другую работу лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, после увольнения с работы по истечении срока трудового договора;

б) при поступлении на работу в РФ после освобождения от работы в учреждениях, организациях и на предприятиях РФ за границей или международных организациях и некоторых других случаях;

3) перерыв в работе не превысил трех месяцев:

а) при поступлении на работу лиц вследствие ликвидации предприятий, сокращения численности или штатов работников;

б) при поступлении на работу после окончания временной нетрудоспособности, повлекшей в соответствии с действующим законодательством увольнение с прежней работы, и в некоторых других случаях;

4) непрерывный трудовой стаж сохраняется независимо от продолжительности перерыва в работе:

а) при поступлении на работу после увольнения по собственному желанию в связи с переводом мужа или жены на работу в другую местность;

б) при поступлении на работу после увольнения по собственному желанию в связи с уходом на пенсию по старости либо после увольнения пенсионера по старости по другим основаниям.

Кроме того, также существует перечень оснований прекращения трудового договора, при наличии которых непрерывный трудовой стаж не сохраняется. В нем предусмотрены следующие случаи: прогул (в том числе отсутствие на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин; появление на работе в нетрезвом состоянии; утрата доверия со стороны администрации к работнику, обслуживающему денежные или товарные ценности; требование профсоюзного органа и другие действия, за которые законодательством предусмотрено увольнение с работы; повторное увольнение. В непрерывный трудовой стаж включается только продолжительность фактической работы. В отличие от общего стажа в данном случае не применяется льготное исчисление и в непрерывный стаж засчитывается время перерыва в работе только в связи с вынужденным прогулом, вызванным незаконным увольнением.

Законодательство в непрерывный трудовой стаж включает также некоторые иные виды общественно полезной деятельности (время службы в рядах Вооруженных Сил РФ, бывшего СССР и др.). Таким образом, следует сделать вывод о том, что непрерывный трудовой стаж имеет юридическое значение: для определения размера пособия по временной нетрудоспособности; установления надбавок к заработной плате; предоставления дополнительного отпуска; и т.д.

Вывод

Право на многие виды социального обеспечения зависит от участия гражданина в трудовой или иной общественно-полезной деятельности. Это получило юридическое оформление через институт трудового стажа. Последний является одним из необходимых фактов в сложном юридическом составе, порождающем возникновение большинства пенсионных правоотношений (за исключением правоотношений по обеспечению социальными пенсиями), правоотношений по предоставлению отдельных видов пособий, а также социальных льгот. В связи с проводимой реформой пенсионного обеспечения в России институт трудового стажа, вероятно, утратит свое значение. Его заменит институт страхового стажа. Но это будет происходить постепенно, без снижения объема накопительных прав как у лиц, уже получающих пенсии, так и у лиц, имеющих большой трудовой стаж к моменту введения в действие нового законодательства.

Страховой стаж — это суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности на территории РФ застрахованного в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Институт страхового (трудового стажа) и выслуги лет имеет крайне важное значение в праве социального обеспечения. В целом стаж трудовой и иной общественно полезной деятельности можно классифицировать как:

1) страховой стаж, исчисляемый для получения права на трудовую пенсию по старости после 2013 г. и трудовые пенсии по инвалидности, случаю потери кормильца после 01.01.2002;

2) трудовой стаж, исчисляемый для получения права на трудовую пенсию до 2013 г., а также права на пенсию по старости гражданами, перенесшими заболевание вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

3) стаж государственной службы, исчисляемый для лиц, проходивших службу (работавших в должностях федеральной государственной службы и государственных должностях федеральных государственных служащих);

4) выслугу лет, исчисляемую только для лиц, проходивших военную службу, и лиц, приравненных к ним по пенсионным правам.

Кроме того, в целях определения размера пособия по временной нетрудоспособности исчисляется непрерывный трудовой стаж.

Перечень используемых источников права и литературы

Источники права:

1. Информационно-правовая система «Консультант плюс» (сод.НПА)

2. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении» от 15.12.2001 №166-ФЗ

3. Федеральный закон «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ

4. Федеральный закон «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001 № 173-ФЗ (п.4ст.30)

5. Постановление Министерства труда РФ от 30.09.1997 №51

Источники литературы

1. Азарова Е.Г., Кондратьева З.А. Комментарий к Закону Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». М.: Норма, 2002.

2. Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения : конспект лекций. —М. : Юрайт-Издат, 2007. — 187 с.

Что такое стаж работы по специальности

Стаж работы по специальности — это период, в течение которого лицо выполняло соответствующую квалификации работу. В действующем российском законодательстве этот термин никак не раскрыт, но в некоторых нормативных актах упоминается.

В частности, в ст. 256 ТК России упоминание стажа работы по специальности происходит в связи с указанием на то, что период пребывания в отпуске по уходу за ребенком засчитывается в трудовой стаж, в т. ч. и так называемый спецстаж, за исключением ситуаций, когда сотрудник досрочно выходит на пенсию.

Применительно к военным стаж по специальности упоминается в ч. 3 ст. 10 закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ, где говорится, что период контрактной службы засчитывается в стаж (общий трудовой, госслужбы и работы по специальности) из расчета 1 к 1, а период нахождения на воинской службе по призыву — 1 день за 2. Время прохождения альтернативной службы также засчитывается в стаж работы по специальности (ч. 2 ст. 19 закона об альтернативной службе от 25.07.2002 № 113-ФЗ).

Кроме того, стаж работы по специальности требуется для получения свидетельства о допуске СРО к выполнению отдельных видов строительных и инженерных работ. Согласно ч. 8 ст. 55.5 Градостроительного кодекса России, для получения свидетельства установлено и такое требование, как стаж работы по соответствующей специальности на протяжении как минимум 5 лет.

Что касается квалификационных требований о наличии опыта работы по специальности, то они все же прописываются для ряда сотрудников, например устраивающихся в органы внутренних дел (ч. 7 ст. 36 закона «О службе в органах…» от 30.11.2011 № 342-ФЗ), в страховую компанию (п. 2 и 3.1 ст. 32.1 закона «Об организации…» от 27.11.1992 № 4015-1). Квалификационные требования о наличии стажа работы по специальностиустановлены также для нотариусов (п. 2 ч. 1 ст. 2 Основ законодательства о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1), адвокатов (ч. 1 ст. 9 закона об адвокатуре от 31.05.2002 № 63-ФЗ), судей и др.

Стаж работы по специальности для государственных служащих

Согласно п. 2 ст. 14 закона «О системе госслужбы» от 27.05.2003 № 58-ФЗ, в стаж госслужбы одного вида добавляется время работы на госслужбе другого вида или замещения должностей муниципальной или государственной службы. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 6 закона «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 № 79-ФЗ, стаж госслужбы учитывается при исчислении стажа гражданского служащего.

При подсчете же стажа гражданской госслужбы учитывается период работы сотрудника муниципальным служащим, а также наоборот (п. 4 ч. 1 ст. 5 закона «О муниципальной службе…» от 02.03.2007 № 25-ФЗ). Это объясняется единством требований к квалификации обоих видов служб.

Согласно п. 1 ст. 12 закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, для претендента на замещение должности гражданского служащего либо, в силу п. 3. ст. 5 закона № 58-ФЗ, госслужащего субъекта РФ соответствие квалификационным требованиям обязательно. В частности, должен быть стаж работы на гражданской службе либо по специальности. Для замещения должности муниципального служащего к соискателю предъявляются аналогичные требования (п. 1 ст. 9 закона № 25-ФЗ).

Как считать стаж работы по специальности

По поводу, как считать стаж по специальности (далее также — спецстаж) существует два мнения. Такая ситуация возникла из-за того, что законодательно этот вопрос никак не урегулирован, в результате чего на практике существуют следующие позиции:

  1. При подсчете спецстажа учитываются лишь периоды работы по конкретной профессии или на определенной должности, вне зависимости от того, есть ли документы о получении образования по данной специальности. Для обоснования данной точки зрения используются нормы для определения стажа в юрпрофессии, сформированные в инструкции Минюста, ВС и ВАС РФ от 27.12.1996 № 10. В частности, в п. 4 указанной инструкции говорится, что спецстаж определяется на основе записей, сделанных в трудовой книжке. В пп. 1, 2 указывается на то, что в него включается работа в органах госвласти, а также в других учреждениях/предприятиях на должностях, для трудоустройства на которые требуется профессиональное образование, а если такого нет, то весь период работы на указанных должностях засчитывается в спецстаж.
  2. В спецстаж включается то время работы, выполнение которой производилось по квалификации, соответствующей полученному документу об образовании (диплому, свидетельству, сертификата). Согласно пп. 1, 2 ст. 9 закона № 25-ФЗ, при замещении вакантной должности муниципального служащего к претенденту предъявляются квалификационные требования, касающиеся не только наличия спецстажа, но и уровня профобразования. Т. е. без представления документа о получении профессионального образования лицо не может быть назначено на должность.

Согласно разъяснениям из письма Минздравсоцразвития о направлении госслужащих на профессиональную переподготовку от 11.08.2011 № 17-3/1568, для замещения должностей гражданской службы необходимо, чтобы претендент имел профильное образование. Однако если служащему, подпавшему под сокращение, планируют предложить должность, но полученное им образование не соответствует направлению деятельности этого подразделения госоргана, тогда принимается во внимание полученное им дополнительное образование и практический опыт в нужной области.

Вторая позиция спорна, так как на практике зачастую к претендентам больше предъявляются требования о наличии практического опыта, которым они могут обладать, продолжая при этом обучение в образовательном учреждении для получения соответствующей квалификации.

Для того чтобы точно установить, как все-таки считать спецстаж — по количеству лет работы на должности или с момента получения соответствующего профильного образования, каждый работодатель может разработать локальный нормативный акт. Это может быть как инструкция по порядку определения квалификационных и других требований, которые предъявляются к претенденту при трудоустройстве, так и стандарт (правила) СРО. В данном документе можно четко прописать, какие именно периоды трудовой деятельности будут засчитываться в спецстаж.

***

Итак, в стаж работы по специальности включается период работы сотрудника на определенной должности или по конкретной профессии. О том, что именно включается в такой стаж, нет четкой законодательно установленной позиции. Это значит, что сами учреждения (предприятия, госорганы и т. д.) в своих внутренних правилах могут прописать, включается в такой спецстаж период профильного обучения или учитывается только фактический период работы по данной специальности (в должности).