Нормирование труда

Обязанности

К основным функциям инженеров по нормированию труда относятся:

  • Проведение анализа по итогам исследований и расчетов и создание на их основе технически аргументированных норм труда.
  • Использование нормативов и норм как отраслевых, так и межотраслевых.
  • Расчет времени, необходимого для выполнения заказа целиком, и времени протекания отдельных процессов.
  • Создание нормативов временных затрат на рабочий процесс в целом и на различные его стадии с использованием специальных формул и таблиц.
  • Применение научных методов оценки и сравнения, а также нормативов, принятых на отраслевом уровне, для разработки планового времени на производствах разных видов.
  • Формирование базы данных трудовых нормативов на компьютерной технике и внесение в нее своевременных изменений.
  • При внедрении новейших технологий и техники в производственный процесс пересмотр существующих трудовых норм и проведение организационных мероприятий в связи с этим.
  • Участие в подготовке мероприятий по улучшению организации труда на производстве.
  • Нахождение резервов увеличения выработки в подразделениях и цехах с помощью наблюдений, хронометража и других методов нормирования.
  • Обнаружение самых эффективных приемов и методов труда и принятие мер для их повсеместного внедрения.
  • Использование в своей профессиональной деятельности современной компьютерной техники, новейших приборов, информационных технологий и других инноваций.
  • Анализ и оценка эффективности рационализаторских идей во всех подразделениях как производственного, так и административного назначения.

Наличие той или иной из перечисленных функций в должностной инструкции конкретного специалиста зависит от предприятия, на котором он работает.

Одна из главных задач нормировщика — учет рабочего времени сотрудников. Посмотрите видео, как это происходит:

Здесь можно образец должностной инструкции нормировщика.

Необходимые знания

Нормировщику требуются системные знания для того, чтобы выполнять свои обязанности по внедрению трудовых нормативов в производственные процессы наиболее эффективно.

Профстандарт ведущего специалиста:

  1. Он должен иметь общее представление о системе управления организацией, ее административных структурах, разновидностях производственных процессов и взаимодействии всех этих элементов.
  2. Эта специализация подразумевает подготовку по таким направлениям, как трудовое право, технология производства, виды и методы нормирования трудовых процессов. При приеме на работу инженера-нормировщика в каждом конкретном случае принимается решение о том, осведомленность в каких из этих направлений являются наиболее приоритетной.
  3. Этот специалист должен досконально изучить практическую сторону отдельных производственных задач. Ему также требуется владение необходимыми для исполнения его обязанностей техническими средствами, приборами и программным обеспечением.
  4. Навыки в использовании средств коммуникации особенно полезны инженеру по нормированию труда при исполнении обязанностей вне рабочего места. Он должен быть в курсе изменений схем реализации процессов на предприятии, а также перемен в компетенциях и сферах ответственности сотрудников.
  5. Нормировщику следует быть осведомленным о методах оценки результатов труда и мере своего влияния на ее формирование. Специалисту потребуются всевозможные инструкции, руководства и стандарты, из которых он будет получать новую информацию. Поэтому ему нужно уметь с ними грамотно работать.
  6. Инженер по нормированию труда должен уметь справляться с проблемными ситуациями с целью минимизации неблагоприятных последствий. Ему необходимо иметь навыки социального взаимодействия, так как по рабочим вопросам приходится много общаться с коллегами.

Права и ответственность

Нормировщик обладает следующими правами:

  1. Предлагать руководству на рассмотрение вопросы повышения эффективности производственных процессов в соответствии со своей должностной инструкцией; премирования подчиненных ему сотрудников; штрафования нарушителей трудовой дисциплины.
  2. Направлять запросы в подразделения или отдельным сотрудникам для получения необходимой для исполнения его обязанностей информации.
  3. Получать доступ к документации, в которой изложены его функции и права.
  4. Быть осведомленным о решениях и планах руководства по проблемам, относящимся к его сфере ответственности.
  5. Получать всестороннюю поддержку от руководства по вопросам создания организационных и технических условий для реализации его должностных функций.

Для более качественной работы нормировщику дают доступ даже к фонду оплаты труда. Подробнее о нем читайте в этой статье.

Ответственность инженера-нормировщика наступает в следующих ситуациях:

  • за невыполнение своих обязанностей или выполнение не в полном объеме;
  • за допущенные при осуществлении деятельности правонарушения;
  • за нанесенный предприятию материальный ущерб в результате нарушения должностных инструкций.

Компенсация убытков не должна превышать пределы, установленные существующими нормами гражданского и трудового права.

Нормирование
труда: понятие и виды

Понятие норм труда, их виды

Нормирование труда — это процесс установления меры труда, то есть обоснованных норм затрат рабочего времени на выполнение различных работ в заданных условиях.

Для работников в соответствии с достигнутым уровнем техники, организации производства и труда устанавливаются нормы труда.

Номы труда – это объем трудового задания, которое должен выполнить работник в течение установленной продолжительности рабочего времени.

Нормы труда могут пересматриваться по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования.

Закон устанавливает, что достижение высокого уровня выработки продукции (оказания услуг) отдельными работниками за счет применения по их инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест не является основанием для пересмотра ранее установленных норм труда (ст. 160 ТК РФ).

Нормы труда включают в себя:

  1. Нормы выработки.
  2. Нормы времени.
  3. Нормативы численности.
  4. Другие нормы.

Нормы выработки – это количество единиц продукции, которое работник (группа работников) должен выработать в единицу времени в нормальных производственных условиях.

Нормы времени – это количество рабочего времени в часах, минутах, которое должен затратить работник (группа работников) на производство единицы продукции в нормальных производственно-технических условиях.

Нормативы численности – это количество единиц оборудования, которое работник (группа работников) должен обслужить в единицу времени в нормальных производственно-технических условиях.

К иным нормам труда можно отнести, например, нормы обслуживания – установленное количество единиц оборудования (число рабочих мест, квадратные метры площади), обслуживаемых одним рабочим или группой рабочих в течение смены.

Порядок установления норм труда

Для производства однородных работ могут устанавливаться типовые (межотраслевые, профессиональные и иные) нормы труда. Типовые нормы труда разрабатываются и утверждаются Правительством РФ.

В организациях нормы труда устанавливаются (на основе типовых) работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Работники должны быть уведомлены о введении новых норм труда не позднее чем за 2 месяца.

Для выполнения работниками норм труда работодатель обязан создать нормальные условия в организации.

Создание нормальных условий включает в себя:

  • исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования;
  • своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией;
  • надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику;
  • условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.

Оплата труда: понятие, формы и системы

Трудовая дисциплина: понятие и методы обеспечения

>Нормирование труда

Система норм и нормативов труда

Установлению правильных соотношений между мерой труда и мерой его оплаты способствует нормирование труда. С помощью нормирования труда определяется мера затрат труда на выполнение определенного объема работы в заданных условиях. Мера затрат может быть выражена временем, объемом работы, численностью работников и объектов обслуживания. Различают нормативы и нормы труда.

Нормирование труда — это вид деятельности по управлению производством, направленный на установление необходимых затрат и результатов труда, а также необходимых соотношений между численностью работников различных групп и количеством единиц оборудования.

Нормативы труда характеризуют научно обоснованные, централизованно разработанные показатели затрат труда. На их основе предприятия самостоятельно разрабатывают свои нормы труда. Таким образом, норма труда — это норматив труда, скорректированный на местные условия труда.

Применяют нормативы и нормы труда:

  • выработки;
  • обслуживания;
  • времени;
  • времени обслуживания.

Норма выработки — это количество единиц продукции, которое должно быть изготовлено одним или несколькими работниками за данный отрезок времени (час, смену).

Норма обслуживания — это необходимое количество объектов (рабочих мест, единиц производственной площади и других производственных станков), закрепленных для обслуживания за одним или несколькими работниками в единицу времени.

Норма времени — это необходимые затраты времени одного работника или бригады (звена) на выполнение единицы работы (продукции). Она измеряется в человеко-минутах (человеко-часах).

Норма времени обслуживания — это затраты времени на обслуживание одного объекта (станка, клиента, посетителя и т.д.)

Норма численности работников — это численность работников, необходимую для выполнения определенного объема работы.

Норма управляемости (число подчиненных) — это количество работников, которое должно быть непосредственно подчинено одному руководителю.

Нормированное задание — это необходимый ассортимент и объем работ, которые должны быть выполнены одним или нескольким работниками за данный отрезок времени (смену, сутки, месяц). Как и норма выработки, нормированное задание определяет необходимый результат деятельности работников, однако в отличие от нее оно может быть установлено не только в натуральных единицах, но и в нормо-часах, нормо-рублях.

Названные выше нормы труда в настоящее время широко применяются на практике. Однако они не исчерпывают всех характеристик трудового процесса регламентация которых объективно необходима. При анализе таких характеристик следует прежде всего исходить из оценки трудового процесса по его эффективности, т.е. по соотношению между затратами и результатами труда.

Объективно существуют две формы затрат труда: затраты рабочего времени и затраты рабочей силы. Соответственно этому можно выделить нормы затрат рабочего времени и норм затрат энергии работника.

Норма затрат рабочего времени устанавливает время для выполнения единицы или определенного объема работы одним или несколькими работниками. В зависимости от конкретных условий нормы затрат рабочего времени могут определять продолжительность работы, время, затрачиваемое на ее выполнение одним или несколькими работниками, и их численность. Поэтому к нормам затрат рабочего времени относятся нормы длительности и трудоемкости работ численности. Нормы длительности и трудоемкости работ являются формами выражения нормы времени.

Норма длительности определяет время, за которое может быть выполнена единица работы на одном станке (агрегате, машине) или на одном рабочем месте.

Норма трудоемкости операции определяет необходимые затраты времени одного или нескольких работников на выполнение единицы работы или изготовление единицы продукции по данной операции. Эти затраты зависят не только от продолжительности операции, но и от численности работников, занятых ее выполнением. Норма трудоемкости операции измеряется в человеко-минутах или человеко-часах.

По сравнению с нормами затрат рабочего времени нормы затрат физической и нервной энергии работников исследованы в значительно меньшей степени. Они могут характеризоваться темпом работы, степенью занятости работничков, показателями утомления и т.д. Из существующих нормативных материалов для характеристики норм затрат энергии работников в наибольшей степени подходят нормы тяжести труда. Под тяжестью труда понимается суммарное воздействие всех факторов трудового процесса на организм человека. Одной из составляющих тяжести труда является его интенсивность. На тяжесть труда оказывает влияние также состояние производственной среды (санитарно-гигиенические, эстетические и другие условия труда). Нормы тяжести труда регламентируют допустимые нагрузки на организм работающих, поэтому они используются для обоснования времени на отдых, установления компенсаций за неблагоприятные условия труда и т.п.

К нормам затрат труда обычно относят также нормы обслуживания и управляемости. Это справедливо в том смысле, что указанные нормы, как и нормы результатов труда, устанавливается исходя из норм времени. Однако по экономическому содержанию нормы обслуживания и управляемости существенно отличаются от норм затрат и результатов труда. Нормы обслуживания определяют количество производственных объектов (станков, аппаратов, рабочих мест и т.п.), закрепленных за одним рабочим или бригадой; нормы управляемости — количество работников, подчиненных одному руководителю.

Необходимость обособления норм обслуживания и управляемости от норм времени, выработки и других норм затрат и результатов труда объясняется чисто практическими соображениями. Так, если для многостаночника, наладчика или слесаря-ремонтника установлена норма обслуживания, то она определяет только зону деятельности, размер рабочего места, но не характеризует эффективность труда. И, если, считается очевидным, что при обслуживании рабочим одного станка необходимо устанавливать нормы затрат и результатов труда, то и при многостаночной работе, наладке, ремонте оборудования нужны соответствующие нормы для планирования производства, оплата и стимулирования труда в конечном счете важно не количество станков, обслуживаемых рабочим, а тот объем продукции, который должен быть им произведен на этих станках.

К рассмотренным нормам непосредственно примыкают и нормы сложности выполняемых работ, определяющие необходимую квалификацию исполнителей. Оценка сложности работ требует глубокого понимания особенностей технологического процесса и осуществляется на практике теми же специалистами (технологами, нормировщиками ), которые рассчитывают нормы времени и выработки. Поэтому нормы сложности труда целесообразно относить к анализируемой совокупности норм.

При классификации норм учитываются следующие признаки: уровень дифференциации производственных процессов и элементов конструкции изделий, сфера применения, период действия, метод установления.

С классификацией норм труда тесно связана классификация нормативных материалов по труду, которые служат для установления норм и выражают зависимости между необходимыми затратами труда и влияющими на них факторами.

По содержанию нормативы по труду подразделяются на нормативы работы оборудования, нормативы времени, нормативы темпа работы и нормативы численности.

Нормативы режимов работы оборудования содержат параметры оборудования, на основе которых устанавливаются наиболее эффективные режимы технологического процесса, обеспечивающие заданную производительность оборудования с минимальными затратами живого и овеществленного труда.

Нормативы времени содержат регламентированные затраты времени на выполнение отдельных элементов трудового процесса (трудовых движений, действий, приемов и т.д.), на изготовление деталей, узлов, изделий и на обслуживание единицы оборудования, рабочего места, единицы производственной площади.

Нормативы темпа устанавливают регламентированный темп выполнения работ.

Нормативы численности определяют регламентированную численность работников, необходимых для выполнения заданного объема работы.

На основе рассмотренных классификаций норм и нормативов можно отметить следующие различия между ними.

  • Норме соответствуют строго определенные значения факторов, определяющие ее величину в условиях конкретного производственного процесса. В отличие от этого нормативы устанавливаются для множества значений факторов. Именно поэтому единые и типовые нормы относятся к нормативным материалам.
  • Нормативы многократно используются для установления различных норм на работы данного вида. Норма устанавливается только для конкретной работы.
  • Нормативы действуют длительное время (пока сохраняется данная зависимость между нормой и факторами) В отличие от этого нормы должны пересматриваться при изменении условий, на которые они были установлены.

Затраты времени при расчете норм труда

При расчете норм труда устанавливаются затраты времени: подготовительно-заключительного, оперативного, обслуживания рабочего места, на отдых и личные надобности и регламентированных (нормированных) перерывов.

Подготовительно-заключительное — это время, которое затрачивается на подготовку к выполнению данного задания и действия, связанные с его окончанием: получение инструмента, приспособлений, технологической и планово-учетной документации; ознакомление с работой, чертежами; инструктаж о порядке выполнения работы; установка приспособлений и инструмента; наладка оборудования, снятие приспособления и инструмента после выполнения работы; сдача приспособлений, инструмента, документации. Его особенностью является то, что оно затрачивается один раз на работу (партию предметов труда) и не зависит от объема работы, выполняемой по данному заданию.

Оперативное — это время, затрачиваемое на изменение формы, размеров, свойств предметов труда, а также на выполнение вспомогательных действий, необходимых для осуществления этих изменений. Затраты оперативного времени повторяются с каждой единицей продукции или определенным объемом работ. Оно подразделяется на основное и вспомогательное.

Основное (технологическое) время затрачивается на целенаправленное изменение предмета труда.

В течение вспомогательного времени производится загрузка сырья заготовок, съем готовой продукции управление оборудованием, изменение режимов его работы, контроль за ходом технологического процесса и качеством продукции.

Время обслуживания рабочего места — это время, затрачиваемое рабочим на уход за оборудованием и поддержание рабочего места в нормальном состоянии. Оно подразделяется на техническое и организационное. Время технического обслуживания рабочего места затрачивается на уход за оборудованием при выполнении данной конкретной работы. Например, время замены изношенного инструмента, подналадки оборудования, уборки стружки и т.д. Время организационного обслуживания затрачивается на уход за рабочим местом, связанный с выполнением работы в течение всей смены. К этой категории относятся затраты времени на раскладку в начале и уборку в конце рабочей смены инструмента, на чистку и смазку оборудования.

Время на отдых и личные надобности устанавливается для поддержания нормальной работоспособности и для личной гигиены. Длительность таких перерывов зависит от условий труда. Время регламентированных (нормированных) перерывов по организационно-техническим причинам объективно обусловлено характером взаимодействия рабочих и оборудования. Устранение этих перерывов практически невозможно или экономически нецелесообразно. Например, если один рабочий обслуживает несколько станков, то во многих случаях невозможно полностью синхронизировать время действия рабочего с машинным временем. Следствием этого являются перерывы, которые должны включаться в норму времени.

Время нерегламентированных перерывов — это простои оборудования и рабочих, вызванные нарушениями установленной технологии и организации производства. Эти перерывы не включаются в норму времени:

При анализе затрат времени работников прежде всего выделяется время их занятости и время перерывов. Время занятости работника включает время выполнения производственного задания и время занятости другими работами. К последнее относится время случайной работы вне установленного плана-графика и время непроизводительной работы (исправление брака, поиск материалов , инструментов, приспособлений и т.п.).

Время занятости можно также разделить на время непосредственной работы, переходов (например, при многостаночной работе) и активного наблюдения за ходом технологического процесса, которое необходимо для того, чтобы обеспечить его нормальный ход. Если рабочий занят активным наблюдением, то он не должен выполнять другие (функции. Помимо активного, возможно также пассивное наблюдение, когорте является одним из видов перерывов в занятости рабочего по организационно-техническим причинам.

При анализе затрат рабочего времени выделяются нерегламентированные перерывы по организационно-техническим причинам и по вине работника. Время нерегламентированных перерывов по организационно-техническим причинам включает простои оборудования и рабочих из-за ожидания заготовок, документации, инструмента и т.п., а также сверхнормативное время перерывов, связанных с несинхронностью производственного процесса. Время перерывов из-за нарушения трудовой дисциплины обусловлено поздним началом и преждевременным окончанием работ, сверхнормативные временем отдыха и т.п.

Для расчета норм труда существенное значение имеет деление затрат времени на перекрываемые и неперекрываемые. К перекрываемому обычно относят время выполнения рабочим тех элементов трудового процесса, которые осуществляются в период автоматической работы оборудования. Неперекрываемое — это время выполнения трудовых приемов (установка заготовки, контроль качества и т.п.) при остановленная (неработающем) оборудовании и время на машино-ручные приемы.


Нормирование труда в вузах: анализ норм труда профессорско-преподавательского состава (Е. Михалкина, Л. Скачкова, Н. Гапоненко, «Кадровик. Трудовое право для кадровика», N 7, июль 2012 г.)

Нормы трудоемкости и нормы напряженности труда ППС

Каким образом происходит распределение максимально возможного фонда рабочего времени ППС на учебную (1-я половина рабочего дня) и внеучебную работу (2-я половина рабочего дня) в соответствии со структурой, представленной на рис. 2?

Объем учебной работы (нагрузка 1-ой половины дня) каждого преподавателя определяется образовательным учреждением самостоятельно и регламентируется коллективным договором между работодателем и работниками, положением об оплате труда работников в зависимости от квалификации работника и профиля кафедры и не может превышать 900 часов в учебном году в соответствии с Приказом N 2075.

Пример

Так, в Южном федеральном университете норма учебной работы в соответствии с коллективным договором от 31.03.2009 для старшего преподавателя, преподавателя, ассистента (1-й, 2-й квалификационный уровень) составляет не более 800 час. в год, для доцента (3-й квалификационный уровень) — не более 700 час., для профессора (4-й квалификационный уровень) — не более 600 час.

В рамках расчета максимально-возможного фонда рабочего времени ППС для выполнения учебной работы (аудиторной и внеаудиторной) используется условный показатель — продолжительность 1-й половины рабочего дня ППС. Условность данного показателя объясняется, во-первых, неодинаковыми значениями распределяемой учебной нагрузки для различных квалификационных уровней ППС. Во-вторых, на практике учебная нагрузка регулируется расписанием, и в связи с этим преподаватели могут отрабатывать свою норму часов не ежедневно, а в течение определенных дней в неделю (например, преподаватель может быть занят учебной работой 2-3 дня в неделю). При этом концентрация учебных занятий (норма напряженности (интенсивности) труда) может превышать не только норму продолжительности 1-й половины рабочего дня, но и норму продолжительности рабочего дня для ППС (6 час.), если расписанием предусмотрены занятия в разных группах, например, в группах бакалавров и магистров.

В зависимости от того, какая в вузе принимается продолжительность 1-й половины рабочего дня (учебная работа), устанавливается норма рабочего времени, необходимого для выполнения учебной работы для различных групп ППС. В среднем для расчета учебной нагрузки старшего преподавателя, преподавателя или ассистента продолжительность 1-й половины рабочего дня устанавливается на уровне 3 час. Учитывая, что максимально возможный фонд рабочего времени составляет 241 день (табл. 1), норма рабочего времени, необходимого для выполнения учебной работы ППС 1-го и 2-го квалификационных уровней, может составлять 723 час. в год (241 дн. х 3 час.), 18 час. в неделю.

Каким образом распределяется этот фонд рабочего времени?

До внедрения в систему высшего профессионального образования федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения при распределении учебной нагрузки руководствовались нормативами, закрепленными в письме Минобразования России от 26.06.2003 N 14-55-784ин/15 «О примерных нормах времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования». В соответствии с данным письмом учебная нагрузка распределялась следующим образом (рис. 3).

Большая доля учебной работы приходилась на аудиторную нагрузку (лекции, семинары, практические занятия и др.) по сравнению с другими видами учебной работы (контроль за самостоятельной работой студентов, руководство курсовыми работами, дипломными проектами, практикой, научно-исследовательской работой магистров). Переход на ФГОС третьего поколения обусловил появление нового содержания не только самого процесса обучения, но и изменение трудовой функции преподавателя вуза. В учебном процессе существенно повышается доля самостоятельной аудиторной (деловые и ролевые игры, практические и лабораторные работы) и внеаудиторной работы студентов (работа в библиотеках и компьютерных классах, выполнение проектов, исследовательская работы, ведение портфолио), что изменяет роль преподавателя — от позиции «транслятора» знаний к позиции менеджера, управляющего индивидуальными траекториями профессионального развития студента (рис. 4).

Так, например, при разработке основных образовательных программ подготовки бакалавров вузы ориентируются на то, что доля самостоятельной работы должна составлять не менее 50% от общего объема учебной нагрузки студента. Самостоятельная работа, в свою очередь, делится на аудиторную и внеаудиторную.

По мнению авторов, такая ситуация объективно создает предпосылки либо для разработки нового федерального документа, содержащего в себе рекомендации по нормам времени для расчета объема и распределения учебной работы в соответствии с ФГОС третьего поколения, либо для разработки единой отраслевой методики проведения исследования в области установления норм времени, которой могли бы воспользоваться самостоятельно вузы для разработки системы должностных окладов ППС. В табл. 3 представлен примерный расчет учебной нагрузки (1-й половины рабочего дня) ППС в вузе.

Таблица 3

Схема формирования учебной нагрузки ППС (в расчете на 1 человека, часов в год)

N п/п

Показатель

Расчетная формула

Значение, час.

1

Аудиторная нагрузка (лекции, семинары, контактные часы)

3 час. в неделю х 35 рабочих недель

105

2

Сопутствующие виды аудиторной нагрузки (из расчета 2 группы по 25 человек в каждом семестре):

стр. 2 = стр. 2.1 + 2.2 + 2.3

276

2.1

руководство и контроль за самостоятельной работой студентов

35 нед. х 2 гр. х 3 час.

210

2.2

проведение консультаций

2 ч. х 2 гр. х 2 семестра

8

2.3

прием экзаменов (письменно)

3 час. + 25 чел. х (0,3 час.) х 2 гр. х 2 семестра

33

2.4

прием зачетов

0,25 час. х 25 чел. х 2 гр. х 2 семестра

25

3

Общая аудиторная нагрузка

стр. 3 = стр. 1 + стр. 2

381

4

Руководство курсовыми и выпускными работами бакалавров и магистров (в среднем на 1 преподавателя в год)

15 час. (бакалавр) х 3 чел. = 45

30 час. (магистр) х 3 чел. = 90

135

5

Участие в ГЭК по защите выпускных работ магистров и бакалавров (в среднем на 1 преподавателя)

0,5 час. х 25 час (бакалавр) = 12,5

0,5 х 25 (магистр) = 12,5

25

6

Руководство практикой (48 час. на группу при наличии 25-30 человек в группе)

48 час. / 2 гр.

24

Преддипломная практика

8 час. х 3 чел.

24

7

Общий объем научной работы со студентами

стр. 7 = стр. 4 + стр. 5 + стр. 6

208

8

Итого

(средний нормативный объем учебной нагрузки в расчете на 1 преподавателя)

стр. 8 = стр. 3 + стр. 7

589

9

Другие виды учебной нагрузки (проведение вступительных и выпускных экзаменов, работа с аспирантами и др.)

723 час. — норма учебной нагрузки

стр. 9 = 723 час — стр. 8

134

10

Средний нормативный объем учебной нагрузки в % к максимально возможному фонду

(589 / 723) х 100%

81%

11

Другие виды учебной нагрузки в % к максимально возможному фонду

(134 / 723) х 100% = 100% — 77%

19%

12

Максимально возможный фонд рабочего времени преподавателя в рамках первой половины рабочего дня

стр. 11 = стр. 8 + стр. 9

723

Проанализируем представленный выше расчет норм учебной нагрузки. Во-первых, в данном расчете существует противоречие с ключевыми ориентирами ФГОС третьего поколения (рис. 4). А именно, в данном расчете отсутствует норма «Руководство и контроль внеаудиторной самостоятельной работой», что, безусловно, могло бы привести к сокращению общей аудиторной нагрузки (стр. 3 в табл. 3) и, в итоге, к необходимости увеличения штатных единиц ППС, которые должны были бы взять на себя выполнение того излишка учебной нагрузки, образовавшегося в результате такого перераспределения. Во-вторых, система установления норм в расчетных формулах не является прозрачной, понятной и обоснованной. Например, почему при расчете аудиторной нагрузкой берется норма — 3 час. в неделю, а не 2 час.; почему норма времени, которое тратит преподаватель при приеме экзаменов на 1 студента, — 0,3 час., а не 0,5 час. и т.д. Важно отметить, что в различных российских вузах существуют совершенно разные нормы на выполнение одних и тех же видов нагрузки. В то же самое время уровень ставок ППС держится на одном уровне. Такая ситуация, по мнению авторов, в соответствии с теорией справедливости Дж. Адамса, может быть одной из основных причин демотивации персонала . В рамках теории справедливости Дж. Адамс утверждает, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждениями других людей, выполняющих аналогичную работу. Как результат, люди могут сделать вывод о справедливости или несправедливости их вознаграждения в организации. Согласно теории Дж. Адамса справедливый подход к системе оплаты труда является важнейшим мотиватором эффективной и продуктивной деятельности. В этой связи проблема измерения трудоемкости учебной нагрузки ППС является не просто актуальной, а, более того, ее игнорирование может привести к снижению качества предоставления образовательных услуг.

Следующая норма затрат времени преподавательского труда — норма часов внеучебной работы (нагрузка 2-й половины рабочего дня преподавателя) определяется также неоднозначно. Средний показатель в российских вузах составляет 50% от максимально возможного фонда рабочего времени. Норма соотношения учебной работы к внеучебной устанавливается на основе расписания и внутренних документов вуза. Например, если норма часов учебной нагрузки на единицу ППС в год — 723 час., максимально возможный фонд рабочего времени — 1440 час. год (табл. 2, табл. 3), следовательно, норма часов внеучебной работы составляет 717 час. Распределение этих часов регулируется в соответствии с Приказом N 69 правилами внутреннего распорядка, планами научно-исследовательских работ, программами, графиками и т.д., то есть самостоятельно вузом. Поэтому нормы времени на различные виды внеучебной работы (учебно-методической, организационно-методической, научно-исследовательской, воспитательной и др.) в российских вузах могут значительно отличаться друг от друга (табл. 4).

Таблица 4

Структура рабочего времени второй половины рабочего дня ППС*(3)

Учебно-методическая работа

Подготовка к лекциям и практическим занятиям, подготовка материалов для осуществления контроля самостоятельной работы, разработка учебно-методических материалов, повышение квалификации, взаимопосещение лекций

Организационно-методическая работа

Профориентация молодежи при поступлении в вуз, участие в заседаниях кафедры, советов факультета, университета; выполнение функций зам. заведующего кафедрой, выполнение организационно-методических поручений

Научно-исследовательская работа

Выполнение НИР, написание и подготовка к опубликованию статей в изданиях различного уровня, участие в конференциях, участие в конкурсах грантов, участие в диссертационных советах, руководство НИР студентов

Воспитательная работа

Работа в качестве куратора, участие в общественной работе структурных подразделений вуза

Авторы статьи не обнаружили каких-либо документов, обосновывающих структуру каждого из видов внеучебной работы. Отметим, норма времени на подготовку к лекциям в различных вузах колеблется от 0,5 до 5 час., «разработка учебников, учебных пособий» в одних вузах относится к учебно-методической, в других — к научно-исследовательской работе; «повышение квалификации» в одних вузах выделено в отдельный структурный элемент нагрузки 2-й половины рабочего дня, в других — включено в учебно-методическую работу и т.д. Регламентировать вышеуказанные нормы достаточно сложно, так как для разных направлений подготовки нормы могут значительно отличаться, но важно, чтобы вузы обладали методикой определения этих норм и проводили подобные исследования затрат труда ППС на регулярной основе. Например, можно использовать традиционные методы исследования трудовых процессов в организации труда, такие как фотография рабочего времени и хронометраж.

Рассмотрение норм затрат труда профессорско-преподавательского состава представляется важным в связи с определением базовой части мотивационного пакета профессорско-преподавательского состава — должностного оклада, который представляет собой фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 с 1 декабря 2008 года во всех федеральных бюджетных учреждениях введены новые системы оплаты труда.

С 1 июня 2011 года в Российской Федерации повсеместно Единая тарифная сетка отменена. Во всех организациях бюджетной сферы РФ зарплата выплачивается по новой системе оплаты труда. В табл. 5 представлен средний уровень должностных окладов ППС в РФ.

Таблица 5

Должностные оклады ППС российских вузов (руб.)

Квалификационные уровни

Наименование должностей

Повышающий коэффициент

Должностной оклад

Минимальный размер оклада — 7269

1-й квалификационный уровень

Ассистент, преподаватель

1,0

7269,00

2-й квалификационный уровень

Старший преподаватель

1,04

7559,00

3-й квалификационный уровень

Доцент

1,05

7632,00

4-й квалификационный уровень

Профессор

1,2

8722,00

5-й квалификационный уровень

Заведующий кафедрой

2,58

18 754,00

6-й квалификационный уровень

Декан факультета

2,92

21 224,00

Рассмотрим еще одну норму, которая в совокупности с вышеуказанными нормами труда ППС является ключевым фактором, от которого также зависит формирование фонда оплаты труда ППС. Это норма соотношения численности ППС и студентов.

Существуют ли нормативы соотношения численности преподавателей и студентов? Какова статистика соотношения численности ППС к студентам в российских вузах? Чтобы ответить на вопрос по нормативам соотношения численности преподавателей и студентов, рассмотрим анализ изменения относительного показателя численности ППС вузов в хронологической последовательности, предложенный Н.И. Гераскиным, К.С. Зайцевым, Э.Ф. Крючковым и представленный в табл. 6 .

Таблица 6

Анализ изменения относительного показателя численности ППС (соотношение численности ППС и студентов) вузов

Период

Факторы и тенденции, определяющие численность ППС

Значение норматива (нормы)

До 1936 года

Расчет в соответствии с нормативами учебной нагрузки по каждой должности ППС Ежегодно каждый вуз представлял в министерство (Наркомпрос и т.д.) сводный расчет учебной нагрузки на следующий учебный год

Ежегодный расчет Минобразования по каждому вузу

1936 год — 1950-е годы

Среднегодовой приведенный контингент студентов (фактически сложившееся соотношение числа студентов и преподавателей по каждому вузу)

Штатные коэффициенты приведения для каждого вуза

Дневная форма обучения — 0,52 (соотношение числа преподавателей к числу студентов — 1:2)

Заочная форма обучения — 0,25 (1:4)

1950-е — 1960-е годы

Унификация штатных коэффициентов приведения

Разница в значении коэффициентов по вузам в пределах 10% от средней величины

1960-е — конец 1970-х годов

Увеличение численности студентов вузов Снижение штатных коэффициентов приведения

0,16 (1:6)

1980-е — конец 1990-х

Рост учебной нагрузки и трудозатрат ППС в связи с усложнением содержания и структуры подготовки специалистов

В соответствии с тенденциями коэффициент должен был увеличиться (меньшее количество преподавателей на большее количество студентов), но Министерство образования уменьшило число видов учебной нагрузки, подлежащей нормированию, а нормам был придан рекомендательный характер. Нормативы вуз мог устанавливать самостоятельно в зависимости от учебной нагрузки.

Экономия фонда оплаты труда ППС

0, 125 (1:8)

С 2001 года по н. в.

Возникновение новых образовательных структур — федеральных университетов и национальных исследовательских университетов

Переход на 2-уровневую систему обучения: бакалавр-магистр

Применение компетентностного подхода в образовательном процессе

Практико-ориентированное обучение

По дневной (очной) форме обучения — 0,1 (1:10)

По вечерней (очно-заочной) — 0,06 (1:15)

По заочной — 0,03 (1:35), на 100 студентов 3 преподавателя

Таким образом, в соответствии с точкой зрения ряда исследователей, как указано в табл. 6, норма относительного показателя численности ППС снижается и вследствие реформ в сфере образования должна продолжить свое снижение (рис. 5).

Действительно, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.06.1998 N 600 «Об утверждении Программы экономии государственных средств» (приложение 5) установлено нормативное соотношение численности в размере 1:10, которым до сих пор руководствуются вузы при расчете фонда оплаты труда профессорско-преподавательского состава.

Пример

Так, в соответствии с ФГОС третьего поколения трудоемкость основной образовательной программы подготовки бакалавра составляет 240 кредитов, или 8640 час. (240 кредитов х 36 час. за кредит); средний уровень учебной нагрузки на 1 преподавателя составляет примерно 800 час.

Следовательно, норма численности преподавателей, которые должны обеспечивать процесс подготовки студентов, составляет 11 человек на одну образовательную программу. В среднем при численности студентов в группе 30 человек на специальности одновременно обучается 120 человек, соответственно, соотношение численности преподавателей и студентов составляет примерно 1:11 (на одного преподавателя приходится 11 студентов), что соответствует нормативу 1:10.

Важно отметить, что именно этот норматив учитывается при расчете учебной нагрузки, соответствующей уровню должностного оклада преподавателя, указанного в табл. 5. В этой связи необходимо пересмотреть нормативы и разработать экономически обоснованную систему нормирования труда ППС вузов. Трудность при разработке может быть связана с различной сложностью и направленностью образовательный программы (например, для приобретения навыков работы в автоматизированных системах управления в сфере управления персоналом требуется большее количество часов индивидуальной работы со студентом) и различным количеством студентов, проходящих подготовку по программам. В настоящее время намечается тенденция снижения соотношения численности преподавателей и студентов.

Сравним динамику норматива соотношения численности ППС и студентов, представленную в табл. 6 и на рис. 4 с относительными показателями численности ППС (соотношение численности ППС и студентов), которые сложились в Южном федеральном университете в 2010 году в среднем по всем образовательным программам (табл. 7).

Таблица 7

Соотношение численности ППС и студентов в 2010 году в структурных подразделениях Южного федерального университета

Структурное подразделение

Численность ППС, чел.

Контрольные цифры приема студентов на дневное отделение, чел.

Фактическая норма соотношения численности ППС и студентов

Фактический коэффициент приведения

ЮФУ-центр

1867

10 588

1:6

0,16

Таганрогский технологический институт ЮФУ

787

5858

1:7

0,14

Педагогический институт ЮФУ

830

4105

1:5

0,2

Институт архитектуры и искусств ЮФУ

296

1360

1:5

0,2

Средняя фактическая норма соотношения численности ППС и студентов

3780

21 911

1:6

0,16

Таким образом, повышение коэффициента приведения или сокращение численности студентов, приходящихся на 1 преподавателя, является не случайным, а напрямую связанным с переходом российской системы образования на ФГОС третьего поколения. Применение компетентностного подхода в образовательном процессе, предполагающего формирование эффективных моделей поведения студентов вузов на будущих рабочих местах в соответствии с направлениями подготовки; практико-ориентированное обучение, меняющее трудовую функцию преподавателей вузов (преподаватель — не «транслятор» знаний, а менеджер, консультант, фасилитатор, тьютор, эксперт), приводит, как было сказано выше, при анализе норм рабочего времени по учебной нагрузке, к росту удельного веса самостоятельной работы преподавателя и к усилению индивидуальной работы со студентами. Это ведет к снижению трудоемкости преподавательского труда (не 900 часов в год, а 723 часа в год на учебную работу), что в свою очередь обуславливает увеличение штата и фонда оплаты труда ППС. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 17.02.2003 N 207-р в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова в положении об оплате труда также указывается более низкое нормативное соотношение численности профессорско-преподавательского состава и студентов — 1:4 . Таким образом, создаются предпосылки для формирования нового отраслевого норматива по данной категории работников.

При определении данного норматива важно принимать во внимание следующие факторы:

— форму обучения (очная, заочная, очно-заочная);

— соотношение в структуре учебной нагрузки долей аудиторной учебной работы, аудиторной самостоятельной работы, внеаудиторной самостоятельной работы;

— специфику основных образовательных программ для бакалавров и магистров;

— специфику отдельных современных направлений подготовки студентов;

— профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава;

— бюджетные ограничения вуза (доля расходов при планировании фонда оплаты труда ППС).

Подведем некоторые итоги. Во-первых, в настоящий момент в сфере организации труда ППС существуют только два норматива: первый определяет лимит учебной нагрузки (не более 900 часов в год), второй — продолжительность рабочей недели (36-часовая рабочая неделя). При расчете остальных норм труда (нормы времени для учебной и внеучебной работы ППС, норма времени для дополнительной (почасовой) оплаты труда, норма соотношения численности ППС и студентов) вузам предоставлена самостоятельность. Поэтому нормы затрат преподавательского труда устанавливаются на основе фактически сложившихся данных о затратах труда ППС, а не на основе научно-обоснованных затрат труда ППС.

Во-вторых, вследствие перехода российской системы высшего образования на образовательные стандарты третьего поколения меняется структура распределения рабочего времени: повышается доля аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы.

В-третьих, научно-обоснованные нормы затрат труда ППС влияют на установление рациональных ставок должностных окладов, что обеспечивает прозрачность и логику формирования фонда оплаты труда ППС. В этой связи возникает объективная необходимость в разработке отраслевых нормативов по затратам труда ППС, в разработке отраслевой методики исследования и установления научно-обоснованных норм затрат труда ППС.

> Сущность и задачи нормирования труда

Нормирование труда: понятие, виды, задачи

Сущность нормирования труда.

Для того чтобы рационально организовать труд, планировать его, распределять все рабочее время между сферами производства, необходимо располагать определенной мерой труда. Сущность нормирования состоит в установлении меры труда на выполнение определенной работы в наиболее рациональных организационно-технических условиях. Нормирование труда выступает мерой соотношения затрат и результатов труда, так как, являясь одним из элементов организации заработной платы, определяет, какой объем затрат труда и результатов должен соответствовать установленному размеру его заработной платы в конкретных организационно-технических условиях.

Под мерой труда понимается общие необходимые затраты рабочего времени на производство законченной продукции на данном уровне производственного процесса. Мера труда отражает среднеотраслевой (средне общественный) уровень затрат труда. Главной задачей нормирования является установление необходимых затрат труда

Нормирование труда — это одна из отраслей экономической науки, которая в тесной взаимосвязи с другими экономическими, техническими, психофизиологическими и социальными научными дисциплинами изучает трудовую деятельность человека в целях минимизации затрат и жизненной энергии человека на выполнение заданного объема работ.

Более полно сущность нормирования труда раскрывает подход, основывающийся на взаимодействии и организационной стороной трудовой деятельности. Так, еще А.К. Гостев акцентировал внимание на поиске наилучшего способа выполнения работы: «Нормирование — это значит искать наиболее выгодную организацию труда. Если в ремесле естественно интересоваться «количеством» труда, то в высших формах с нормой приходится соединять не количество, а именно организационный тип работы».

В целях выделения сущности норм обращается внимание и на их основные свойства, к числу которых В.Д. Плахов относит:

  • · Способность к выполнению мерной, оценочной и других функций
  • · Способность регулировать, организовывать общественные отношения, выполнять функцию управления
  • · Динамичность и стабильность
  • · Типичность, массовость распространения, адресность
  • · Способность сохранять и передавать информацию
  • · Способность проецироваться на настоящее и будущее

Любое игнорирование или недоиспользование вышеназванных свойств может привести к тому, что норма из средства повышения эффективности управления может превратиться в орудие рутины и застоя.

Целью нормирования труда является определение необходимых затрат и результатов труда, установление соотношений между численностью работников различных групп и количеством единиц оборудования. Необходимыми считаются затраты и результаты, соответствующие наиболее эффективным вариантам организации труда, производства и управления.

Нормирование труда предполагает сопоставление меры, характеризующей объем работы, и меры, характеризующей затраты труда.

Исходя из этого предметом нормирования труда является установление необходимых затрат конкретного труда определенного качества на выполнение данной работы в запроектированных организационно-технических условиях и постоянное выявление резервов снижения трудоемкости с последующим учетом их в нормах трудовых затрат.

Применение норм туда ведет к сокращению расходов на продукцию и экономному использованию рабочего времени, что влияет на анти затратный характер производства и, конечно, рост прибыли.

Без нормативного регулирования продолжительности рабочего времени, уровня напряженности норм труда, организации рационального использования трудовых ресурсов и снижения трудозатрат нельзя добиться эффективности в экономике. Для работодателя важен точный учет и контроль над издержками. Ему нужен рост объема работы прежде всего за счет максимально рационального использования рабочего времени, чего невозможно добиться без нормирования труда. При определении цены труда каждого работника на конкретном предприятии становится очевидной необходимость установления продолжительности рабочего времени, степени интенсивности и темпа работы наряду с оценкой квалификации, сложности и условий труда.

Задачи нормирования труда

Нормирование труда призвано решать задачи :

  • 1) эффективного потенциала работника. Это достигается распространением сферы нормирования на все категории работников, обеспечения выполнения работы с оптимальной численностью персонала, минимальными затратами рабочего времени при высоком качестве работы (продукции, оборота, услуг);
  • 2) повышения значимости экономического аспекта в трудовых отношениях. Обе стороны — и работодатель, и наемный работник — экономически заинтересованы в применении обоснованных норм трудозатрат и рациональном использовании рабочего времени;
  • 3) отражение в мере трудозатрат изменений технологических процессов, оборудования и оснастки. Для этого необходима связь нормирования труда с планированием и организацией производства, что наиболее эффективно достигается при микроэлементном нормировании труда, участвующем в комплексе автоматизированных систем производства;
  • 4) установления нормального уровня интенсивности труда. Для обеих сторон трудовых отношений важно, чтобы заложенная в нормировании интенсивность труда обеспечивала долговременный рост производительности труда и прибыли при рациональных затратах на персонал. Для этого нормирование труда должно учитывать интенсивность труда, а также уровень нервно-психологических и интеллектуальных нагрузок, существенно возрастающих при использовании новейшей техники, технологии и прогрессивных производственных процессов;
  • 5) социальной защиты работников от чрезмерной интенсивности труда, необходимой для сохранения нормальной работоспособности на протяжении всего трудового периода. Задача социальной защиты в нормировании труда призвана обеспечивать благоприятные возможности для роста удовлетворения работника содержанием и условиями труда, наиболее полного использования его интеллектуального потенциала. Гарантом выполнения этой задачи выступает профсоюзная организация, отразившая ее в коллективном договоре;
  • 6) взаимосвязи нормирования и стимулирования труда. Норма труда может рассматриваться как средство стимулирования персонала, так как стимулирует эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, высокое качество работы (продукции, оборота, услуг). Хорошо устанавливается связь нормирования труда с премиальными системами, когда размер премий зависит от величины норм трудозатрат, степени их напряженности и выполнения.

Виды норм труда

Для нормирования труда используются нормативы и единые (типовые) нормы. На предприятиях рассчитываются (определяются) и устанавливаются нормы времени, трудоемкости операций, выработки, обслуживания, численности, управляемости, а также нормированные задания.

Основное место в нормативных материалах по труду отводится нормам времени.

Норма времени — продолжительность рабочего времени, необходимого для изготовления единицы продукции или выполнения определенного объема работ. Норма времени обычно состоит из двух частей:

  • * нормы подготовительно-заключительного времени, которая устанавливается на все заданное количество продукции и не зависит от его величины;
  • * нормы штучного времени, которая включает оперативное время (в том числе основное, которое затрачивается на изменение предмета труда, и вспомогательное время, когда производятся загрузка сырья, съем готовой продукции, управление оборудованием и т.п.), время обслуживания рабочего места, время перерывов, предусмотренных технологией и организацией производства.

Норму времени (Нвр ) в целом можно представить как:

Hвр = tз +tв +tоб +tотл +tпт +tпз,

а норму штучного времени как:

tш = tз + tв + tоб + tотл +tпт

где tз — основное время; tв — вспомогательное время; tоб — время обслуживания рабочего места; tотл — время на отдых и личные надобности работников; tпт — время перерывов по оргтехпричинам (регламентировано); tпз — подготовительно-заключительное время.

Норма выработки определяет количество единиц продукции, которое должно быть изготовлено одним работником (бригадой) за определенное время;

Нвыр =Тд / Нв

где Нвыр — норма выработки, ед.;

Тд — длительность смены, ч;

Нв — установленная норма времени на единицу продукции, час.

Норма обслуживания — количество производственных объектов (рабочих мест, единиц оборудования), которое работник соответствующей квалификации должен обслужить в течение единицы рабочего времени. Норма применяется как к работникам, обслуживающим автоматизированные производственные процессы, так и к вспомогательным рабочим. Норма обслуживания рассчитывается по формуле:

Ноб = Тд /tоб

где Ноб — норма обслуживания, ед.;

Тд — длительность смены;

tоб — установленная норма времени на обслуживание единицы оборудования, ч.

Норма численности — это величина совокупных затрат труда производственного персонала предприятия или отдельных категорий работников, выраженная через необходимую для данной работы численность персонала. Норма численности измеряется в количество человек и может быть определена на основе нормы времени:

п

НЧ =1НВР В; /тсм ,

где Нч — норма численности работников, чел.;

Нр , — норма времени на одну 1-ю операцию (работу), чел.-^ или чел.-мин.;

п — номенклатура операций (работ), планируемых для выполнения на смену, шт.;

В, — объем работ, планируемых на смену, шт.;

Т — длительность смены, ч или мин.

По нормам численности устанавливается необходимое число наладчиков и операторов, обслуживающих автоматические линии; основных и вспомогательных рабочих, обслуживающих крупные машинные агрегаты; многостаночников, аппаратчиков, ремонтников и др. Кроме того, нормы численности используются для определения количественного состава руководителей, специалистов и служащих по отдельным должностям, в подразделениях управления цеха, по функциям управления на предприятии.

Нормированное задание определяет необходимый ассортимент и объем работ, которые должны быть выполнены одним работником или бригадой (звеном) за данный отрезок времени (смену, сутки, месяц)- Как и норма выработки, нормированное задание определяет необходимый результат деятельности работников, однако в отличие от нее оно может устанавливаться не только в натуральных единицах, но и в нормо-часах, нормо- рублях.

Норма управляемости определяет количество работников, которые должны быть непосредственно подчинены одному руководителю.

Норма устанавливается либо с применением нормативов числа подчиненных, либо исследовательским методом с построением балансов затрат рабочего времени. Например, для установления расчетным методом числа рабочих, подчиненных одному мастеру производственного участка (Ну), можно использовать формулу:

Н =21 +0,09 Чn — 1,17 Рс +2,48 Пр

где Чn — численность основных рабочих в цехе, чел.;

Рс — средний разряд работы на участке;

Пр — условный показатель типа производства (1 — единичное, 3 — серийное, 5 — массовое).

Таким образом, для рациональной организации производства используется система норм труда, отражающих различные стороны трудового процесса.

Нормы длительности, трудоемкости и численности являются нормами затрат труда, нормы выработки и нормированные задания — нормами результатов труда. Нормы обслуживания и управляемости относятся к нормативным характеристикам организации трудового процесса и характеризуют размеры рабочих мест.

Основное требование к нормам состоит в том, что все они должны соответствовать наиболее эффективным для условий данного участка вариантам технологического процесса, организации труда, производства и управления.