Местные налоги перечень

Полный перечень и характеристики

Местные налоги делятся на следующие подвиды:

  1. На имущество физических лиц. Объектом является недвижимость, находящаяся в законном владении, а также самолет, моторная лодка, другое транспортное средство, исключая автомобили, мотоциклы и другие самоходные машины и механизмы с пневмоходом. Уплачивается налог владельцем. Для расчета нужно знать кадастровую стоимость объекта и инвентаризационную. Разность между ними, умноженная на специальный понижающий коэффициент, который зависит от года оплаты, составляет полную сумму.
  2. На землю (земельный налог). Уплачивает владелец. Облагается земля, которая находится во владении или бессрочном пользовании. Процентная ставка колеблется от 0,3 до 3% от стоимости земли. Кроме этого, может учитываться понижающий или повышающий коэффициент, который применяется в зависимости от наличия льгот или других факторов.
  3. Сбор (регистрационный) с лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью. Объектом налогообложения в данном случае является та деятельность физического лица, которой он будет заниматься или занимается для получения прибыли. Сумма определяется по уровню минимального размера заработной платы с учетом льгот при их наличии.
  4. На производственное строительство в зоне, признанной курортной. Таким образом, объектом налогообложения является право на такое строительство, а конкретные ставки устанавливаются местным органом власти. Оплачивается инициатором и организатором стройки.
  5. Курортный. Этот сбор оплачивается отдыхающими, туристами, приезжающими отдохнуть, но фиксированного размера он не имеет, так как устанавливается для каждой конкретной местности отдельно.
  6. На торговлю (торговый сбор). Объектом является право осуществлять торговлю в определенном месте (местах), а плательщиком – сам предприниматель (торговец). Уплачивается каждый квартал, составляет фиксированную сумму, которая зависит от характера торговли и торговой площади. Может составлять от 50 рублей за каждый квадратный метр. При размере площади, отведенной под магазин (торговую точку), более 50 метров, показатель может составлять более 40000 рублей, а при отсутствии торгового зала (за исключением автозаправочных станций) – более 80000 за каждый объект.
  7. Целевые сборы. Например, на содержание милиции или благоустройство территории. Определяются “на местах”, а оплачивают их граждане, проживающие на данной территории, а также организации. Ограничение: не более 3% от годовой минимальной заработной платы для физических лиц или не более 3% от годового фонда оплаты труда для юридических лиц.
  8. На рекламу. Уплачивают как физические, так и юридические лица, которые хотят сделать рекламу своей продукции. Ставка не должна превышать 5% от стоимости этой рекламы, право на которую и является объектом налогообложения в данном случае.
  9. На перепродажу авто, компьютерной и вычислительной техники. Размер налога не должен превышать 10% от суммы проведенных сделок.
  10. На собак (сбор с горожан-владельцев собак, кроме служебных). За год оплачивается установленная на местном уровне сумма, не превышающая седьмую часть минимальной зарплаты за месяц.
  11. За право торговли ликероводочными изделиями. Осуществляется уплата путем покупки лицензии лицом, осуществляющим подобную деятельность. С организаций (юридических лиц) берут 50 размеров МРОТ за один год, 25 – с физических лиц. Если речь идет о торговле на временных точках, сбор составит половину минимальной месячной заработной платы за каждый день.
  12. За право проведения лотерей и аукционов на местном уровне. Является лицензионным сбором и оплачивается организатором этих мероприятий. Уплачивается в размере, не превышающем 10% от лотов или выпущенных билетов.
  13. За ордер на квартиру. Физические лица уплачивают этот сбор при заселении в новую квартиру, он составляет не более трех четвертей от минимального размера оплаты труда за месяц, однако, зависит от площади жилья.
  14. За парковку автотранспорта. Этот сбор уплачивают водители, оставляющие авто (транспортное средство) на специально оборудованных для этого стоянках. Размер сбора должен быть установлен местными властями на уровне не более 5% от необлагаемого минимума доходов.
  15. За использование государственной символики. Уплачивается производителями, которые желают размещать указанную символику на своей продукции, в размере не более 25% ее стоимости.
  16. За участие лошадей в скачках на ипподроме. Касается любых лиц, которые выставляют на соревнования лошадей. Максимальный размер ставки не может быть больше 5% с каждого выигрыша.
  17. На выигрыш. Уплачивается лицами, которые делают ставки на ипподроме и выигрывают. Ставка – такая же, как и в предыдущем случае.
  18. Для участников тотализатора на ипподроме. Входит в стоимость билета, покупаемого при совершении ставки и составляет не более 5% от стоимости самой ставки.
  19. Со сделки на бирже. Участники такой сделки уплачивают в местную казну не более одной десятой процента от суммы.
  20. За право на проведение съемки (видео или кино). Вносится организаторами таких съемок (коммерческими теле– и кино-организациями) при условии, что они требуют от властей оцепления места съемок органами охраны порядка. Размер устанавливается в каждом конкретном случае при организации и планировании таких мероприятий.
  21. За уборку территории. Налогоплательщиками в данном случае являются владельцы зданий и сооружений, вокруг которых коммунальные службы проводят уборку. Местные органы власти устанавливают ставку этого сбора на свое усмотрение.
  22. На поддержание в работоспособном исправном состоянии объектов социальной, культурной сферы, если данные объекты находятся на балансе предприятия, организации. Владельцы последних и уплачивают данный налог, причем его размер не может превысить 12,5% от оборота (объема продукции, услуг).

Нюансы уплаты

Все суммы местных налоговых платежей и сборов должны уплачиваться в местные бюджеты соответствующих органов власти. Налоги с первого по третий пункт предыдущего раздела уплачиваются на всей территории РФ в обязательном порядке.

Для первого вида налога – на имущество физических лиц – срок оплаты устанавливается двумя датами. За недвижимость нужно обязательно внести налог до 15 сентября. Если дом, строение или автомобиль новые, то такой взнос должен производиться в начале года, который следует за годом приобретения. Взимание налога на эту категорию объектов может быть прекращено в одном случае: при разрушении этого объекта.

Ставки налогов и сборов, начиная с 8 пункта, заканчивая 21, могут разрабатываться и утверждаться местными органами власти, а именно, районными или городскими. При этом органы местного самоуправления не имеют права устанавливать и вводить налоги или сборы, не утвержденные Налоговым кодексом РФ.

Последний определяет такие элементы налога, как объект налогообложения (то, что облагается налогом), налоговую базу (нормативно-правовые документы, акты), налоговый период, порядок исчисления.

А местные органы власти могут регулировать такие элементы налога, как налоговая ставка (процент или фиксированная сумма), порядок и сроки уплаты, льготы и их применение (порядок применения). Города федерального значения (например, Москва, Санкт-Петербург) руководствуются в вопросах налогообложения законами субъектов федерации.

Местные налоги

Налоговое законодательство Российской Федерации построено на основе принципа единства финансовой политики государства, проявляющегося, в частности, в установлении закрытого перечня налогов, действующих на всей территории страны.

Виды налогов и сборов, которые могут удерживаться на территории государства, устанавливаются и изменяются Налоговым кодексом РФ. В этом же нормативном акте расписано, какие налоги и сборы к какому уровню налоговой системы относятся.

Так, Налоговый кодекс РФ устанавливает три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов Федерации и местный.

Каждый вид налога отнесен к тому или иному уровню исходя из объема функций и полномочий, реализация которых возложена на государство в целом, государственные органы субъектов Российской Федерации или муниципальные образования.

Местные налоги устанавливаются (а равно вводятся в действие и прекращают действие) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Специальные налоговые режимы могут отменять отдельные виды местных налогов.

Представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом РФ.

К местным налогам и сборам относятся:

  1. земельный налог;

  2. налог на имущество физических лиц;

  3. торговый сбор.

Налог на имущество физических лиц

Основным нормативным актом, обеспечивающим правовое регулирование уплаты налога на имущество физических лиц, в 2004 г. являлся Закон о налогах на имущество физических лиц.

Плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций). Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. Плательщиком налога может быть одно из указанных лиц, определяемое по соглашению между ними.

Объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Ставки налога устанавливаются в пределах, указанных в табл. 17.1.

Таблица 17.1

Ставки налога на имущество физических лиц

Налоговые льготы. От уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются категории граждан, названные в ст. 4 Закона о налогах на имущество физических лиц.

Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогам и основания для их использования налогоплательщиками.

Порядок исчисления налога. Исчисление налогов производится налоговыми органами. Налог устанавливается на основании данных об инвентаризационной стоимости имущества физических лиц по состоянию на 1 января каждого года.

Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.

Платежные извещения об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа.

Порядок и сроки уплаты налога. Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока – не позднее 15 сентября и 15 ноября.

По новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.

За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства. За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этих строениях, помещениях и сооружениях. За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, налог уплачивается одним из указанных собственников по соглашению между ними. В случае несогласованности налог уплачивается каждым из собственников в равных долях.

При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником – начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.

В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.

Земельный налог

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли выступают земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Земельный налог с 1 января 2005 г. устанавливается НК (разд. 9 «Местные налоги» гл. 31 «Земельный налог») и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения:

  • земельные участки, изъятые из оборота;
  • некоторые земельные участки, ограниченные в обороте (их перечень содержит п. 2, 3, 5 ст. 389 Налогового кодекса);
  • земельные участки из состава земель лесного фонда.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Для остальных налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются органами:

  • осуществляющими ведение государственного земельного кадастра;
  • осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • муниципальных образований.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. При установлении налога представительный орган муниципального образования вправе не устанавливать отчетный период.

Налоговые ставки не могут превышать:

  • 0,3 % в отношении земельных участков:
  • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
  • приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
  • 1,5 % в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Порядок исчисления и уплаты налога. По общему правилу сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.

Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и авансовых платежей по нему самостоятельно.

Индивидуальные предприниматели исчисляют сумму налога и авансовых платежей по нему самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.

В остальных случаях сумма налога и авансовых платежей по нему исчисляется налоговыми органами и уплачивается налогоплательщиком на основании направленного в его адрес уведомления.

Организации и индивидуальные предприниматели не позднее 1 февраля истекшего налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.

Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.

Налог и авансовые платежи по нему подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).