М 11 требование накладная

Основные правила по заполнению требования-накладной

На сегодняшний день унифицированного единого образца требования-накладной не существует, и в принципе, предприятия и организации могут разрабатывать такой документ самостоятельно. Однако многие по-прежнему предпочитают использовать ранее утвержденный и обязательный к применению бланк М-11.

Поскольку требование-накладная используется внутри компании, она может включать в себя несколько разных позиций и наименований товаров и материалов, за исключением тех случаев, если на потребление каких-то товарно-материальных ценностей наложены специальные ограничения в виде лимитов. Вся продукция, проходящая по данному документу, должна быть указана в нем с подробностями:

  • название,
  • количество,
  • стоимость и т.д.

Заполнение карандашом, а также ошибки, помарки и пр. исправления не допускаются, поэтому если такая оказия все же случилась, лучше оформить новый документ.

Бланк может быть заполнен как вручную, так и на компьютере, но в нем в любом случае должны содержаться «живые» подписи того, кто отпустил товар и того, кто его принял. Удостоверять требование-накладную печатью не надо, поскольку она относится к внутренней документации предприятия, а составляется документ в двух экземплярах, один из которых передается на склад организации и в дальнейшем служит в качестве основания для приходования, а второй остается у отправителя товарно-материальных ценностей и является основанием для их списания.

Требование-накладная относится к категории первичной документации и как любые другие подобные бумаги должен храниться не менее пяти лет.

Инструкция по заполнению требования-накладной по форме М-11

Часть первая

В первый раздел документа сначала нужно вписать номер требования-накладной в соответствии с внутренним документооборотом предприятия, затем чуть ниже указывается наименование организации и ее код ОКПО (Общероссийский классификатор предприятий и организаций) – содержится в учредительных бумагах.

После этого заполняется таблица, в которую вносятся

  • дата составления документа,
  • код вида операции (если такое кодирование применяется),
  • данные об отправителе и получателе (название структурного подразделения, например, основной цех или склад, а также вид его деятельности, к примеру: производство или хранение).

Потом вносятся данные субсчёта и кода аналитического учета отправителя (если таковой имеется), а также учетная единица выпуска продукции (килограммы, кубы, штуки и т.п.)

Ниже необходимо указать, через кого непосредственно проходит движение товарно-материальных ценностей: его должность, фамилию, имя, отчество (последние можно вписать в виде инициалов). Также аналогичным образом вносится информация о том работнике, который непосредственно потребовал передачу продукции и том, кто дал на это разрешение.

Заполнение второй таблицы формы М-11

Во вторую таблицу документа сначала вносятся данные о субсчёте и коде аналитического учета получателя (могут совпадать с предыдущими данными). Затем указывается наименование материальных ценностей и их номенклатурный номер (если такая нумерация применяется), а также все, что касается единиц измерения их код по ЕКЕИ (расшифровывается как Единый классификатор единиц измерения) и наименование (штуки, метры, кубы и т.д.).

После этого вписывается количество затребованных и отпущенных материалов. Данные в этих ячейках иногда могут не совпадать (к примеру, из-за нехватки продукции), поэтому всегда важно проверять, чтобы количество отпущенных товаров или материалов не превышало количества тех, что затребованы.

Следующие столбики касаются цены: сначала указывается полная стоимость ТМЦ, потом — сумма без учета НДС. В последнюю очередь в таблицу заносится номер карточки учета продукции по складской картотеке.

Документ заверяется сотрудником, который произвел выдачу товара, а также тем, кто его принял, но только после проверки передаваемых товарно-материальных ценностей на количество, качество и пр. параметры. Подписи должны быть проставлены с расшифровкой и указанием должностей ответственных лиц.

>Бланки форм документов по учету материалов

Бланк и порядок заполнения

Предприятия государственного сектора должны использовать бланки первичных документов, которые установлены Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н. В Приложении № 1 к этому приказу в перечне форм класса 05 содержится бланк формы 0504204.

Все остальные организации, не подпадающие под действие приказа № 52н, могут применять унифицированный бланк № М-11 требование-накладная, который утвержден Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а.

Таким образом, в настоящее время, в зависимости от организационно-правовой формы, может применяться одна из двух накладных:

  • по ОКУД 0315006 требование-накладная форма М-11;
  • по ОКУД 0504204 требование-накладная.

Несмотря на некоторые различия между ними, предназначение и правила их заполнения в основном совпадают. Бланк по ОКУД 0504204 (для бюджетников) немного компактнее по сравнению с формой по ОКУД 0315006 № М-11 за счет более рационального размещения реквизитов.

Оформляет любую из указанных накладных материально ответственное лицо подразделения-отправителя. Это нужно сделать в двух экземплярах, один из которых служит основанием для передачи ценностей, а второй — для их принятия.

Требование-накладную (либо 0504204, либо 0315006) подписывают участвующие в оформлении лица для последующей передачи соответственно в бухгалтерскую или другую ответственную службу отправителя и получателя, чтобы своевременно регистрировать движение ТМЦ. После заполнения документа необходимо проставить отметку с регистрацией факта хозяйственной жизни на соответствующих бухгалтерских счетах.

Требование-накладная форма 0504204: образец заполнения

Рассмотрим, как заполняется бланк по ОКУД 0504204 на примере. Для этого предположим, что учреждению ГБОУ ДОД СДЮСШОР «Аллюр» понадобилось передать электродрель со склада в административно-хозяйственный отдел (далее по тексту — АХО). Оформляет документ кладовщик склада № 3 в двух экземплярах: первый вручается уполномоченному представителю АХО (вместе с дрелью), второй остается на складе, позже его передадут в бухгалтерию учреждения.

Шаг 1. Кладовщик склада № 3 заполняет реквизиты учреждения, включая его код по ОКПО, указывает наименование структурных подразделений, которые участвуют в передаче, а затем номер требования-накладной и дату операции. Далее заполняются реквизиты «Затребовал» и «Разрешил», с указанием должностей и ФИО ответственных лиц:

Шаг 2. Затем в табличной части он отражает наименование передаваемых ТМЦ, номенклатурный номер, номер паспорта (или заводской номер) каждой единицы (при их наличии), количество передаваемых ТМЦ, их цену и сумму.

По строке «Итого» выводятся обобщенные данные по всем указанным в документе записям. Кладовщик, как материально-ответственное лицо, не должен здесь заполнять графы 10 и 11 — эти сведения указывают ответственные службы (в том числе бухгалтерская).

Шаг 3. В завершение стороны вписывают данные сотрудников, которые несут ответственность за передачу электродрели, при этом указывается дата события.

Шаг 4. В установленный срок требование-накладная передается кладовщиком в соответствующую службу учреждения, которая обрабатывает полученные данные: указывает корреспондирующие счета и вносит соответствующие записи в журнал операций. После этого заполняются реквизиты «бухгалтерской» части документа:

Для чего нужна дефектная ведомость

До ответа на вопрос, как составить дефектную ведомость, рассмотрим ее предназначение. Дефектная ведомость — это документ, в котором отражаются изъяны, дефекты, брак, недостатки оборудования, расходных материалов, товара, результата производственной деятельности и иных материальных ценностей (далее — МЦ). Также она может быть использована при приемке работ или товаров потребителем, обнаружившим в них определенные недостатки.

Все это необходимо:

  • для обоснования причин списания тех или иных МЦ;
  • обоснования возникновения расходов у организации, связанных с ремонтом, восстановлением или заменой МЦ, указанных в такой ведомости (в т. ч. для целей налогообложения);
  • целей бухгалтерского учета на предприятии;
  • общего учета МЦ на предприятии после инвентаризации (см. статью Образец акта инвентаризации товарно-материальных ценностей);
  • планирования финансово-экономической и инвестиционной политики предприятия (например, для составления смет на ремонт, закупку оборудования и пр.) и т. д.

Кроме того, дефектная ведомость, составленная и оформленная надлежащим образом, может быть использована в суде как вещественное доказательство. Сама по себе такая ведомость не всегда может послужить в качестве доказательства, зачастую помимо нее требуются также иные документы (в т. ч. акт осмотра, смета восстановительных работ, акты приема выполненных работ и т. д.).

Как правильно составить дефектную ведомость

Унифицированной (типовой) формы дефектной ведомости не существует. Дополнительно отметим, что имеются отдельные исключения (например, дефектная ведомость, утв. постановлением Минтранса от 09.01.2004 № 2, для оформления дефектов подъемно-транспортного оборудования морских торговых портов), однако в нашей статье мы их не рассматриваем.

Названный документ часто используется для целей бухучета и выступает в роли первичного документа (поскольку с помощью такого документа фиксируются определенные хозяйственные операции на предприятии), поэтому рациональной представляется практика составления шаблона дефектной ведомости в соответствии с требованиями ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402 (далее — закон «О бухучете»).

Таким образом, в дефектной ведомости должны быть отражены:

  1. Наименование документа.
  2. Дата его составления.
  3. Наименование хозсубъекта, составившего данную ведомость.
  4. Содержание факта хозяйственной жизни. В рассматриваемой нами ситуации предполагается, что в дефектной ведомости должны быть указаны (в зависимости от вида МЦ и конкретных целей составления документа):
    • наименование МЦ;
    • характеристики ее дефектов и повреждений;
    • причины возникновения дефектов;
    • виды работ, направленных на устранение указанных дефектов или повреждений;
    • указание, что тот или иной дефект не подлежит устранению, и вывод, что соответствующая МЦ должна быть списана;
    • сроки устранения дефектов, подлежащих устранению.
  5. Величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения (шт., руб., кв. м и иные).
  6. Наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления.
  7. Подписи названных выше лиц с расшифровками (Ф. И. О., должность).

Пример заполнения дефектной ведомости (скачать образец заполнения дефектной ведомости)

Выше мы описали, как составляется дефектная ведомость в соответствии с законом «О бухучете». Вместе с тем набор необходимых атрибутов каждая организация определяет самостоятельно, и приведенный выше список сведений может быть значительно сокращен (если дефектная ведомость составляется не для целей бухгалтерского и налогового учета, когда первичный документ должен соответствовать четким требованиям) или расширен.

Ниже по ссылке мы разместили шаблон дефектной ведомости на ремонт помещения с примером заполнения: Дефектная ведомость — образец.

Как видно, дефектная ведомость на ремонт помещения в части описания хозяйственной операции должна отражать такие параметры, как:

  • описание обнаруженных дефектов и повреждений;
  • перечень ремонтных и восстановительных работ;
  • объем выявленных дефектов;
  • сроки устранения выявленных дефектов;
  • стоимость ремонтных и восстановительных работ.

Если же производится осмотр, например, технического механизма, то комиссия оценивает состояние его отдельных частей, на основании чего делает вывод о необходимости ремонтных/восстановительных работ или списании части или всего такого механизма.

Дефектная ведомость — первичный учетный документ

Выше мы уже упомянули, что составленная в соответствии с требованиями закона «О бухучете» дефектная ведомость может выполнять функцию первичного учетного документа. Для этого она должна содержать все необходимые сведения (п. 2 ст. 9 закона «О бухучете») — их состав мы рассматривали выше.

ВАЖНО! Обязательное составление дефектных ведомостей в целях подтверждения обоснованности затрат на содержание и ремонт помещения, оборудования, транспорта или иных МЦ законодательством не регламентировано.

Гл. 25 Налогового кодекса РФ предусматривает как определяющие для возможности отнесения на расходы, уменьшающие полученные доходы в целях налогообложения налогом на прибыль, их производственный характер, экономическую обоснованность и документальное подтверждение этих расходов.

В качестве такого документального подтверждения могут выступать акты на списание, чеки, авансовые отчеты и др. (например, постановление ФАС ЗСО от 05.03.2007 № Ф04-231/2007 (31203-А70-25)). Рекомендуем также прочитать нашу статью по данной теме Дефектная ведомость на списание — образец.

Дефектная ведомость как первичный учетный документ составляется в момент проведения хозоперации, в рассматриваемом нами случае — при осмотре и обследовании материальной ценности или помещения (п. 3 ст. 9 закона «О бухучете»).

***

Итак, дефектная ведомость, как правило, составляется в произвольной форме. Содержание документа также может быть свободным (с учетом цели составления ведомости в каждом конкретном случае). Однако если его планируется использовать в качестве первичного учетного документа, то при составлении надлежит руководствоваться положениями закона «О бухучете».