Лицензия на алкоголь

Выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции

Перед подачей заявления заявитель должен уплатить госпошлину (см. ).

  1. Изучает описание услуги в соответствующем разделе Портала.
  2. Переходит по ссылке на экранную форму заявления на Портале (далее — форма электронного заявления).
  3. Авторизуется на Портале через ЕСИА.

    Заявитель — юридическое лицо (ЮЛ) — руководитель организации или представитель имеющий право действовать от имени организации без доверенности — должен иметь учетную запись юридического лица в ЕСИА, а авторизоваться на Портале, используя простую электронную подпись или квалифицированную электронную подпись.

  4. Подает электронное заявление через Портал, выполняя следующие действия:
    • выбирает тип подуслуги (выдача лицензии, переоформление лицензии, продление срока действия лицензии, прекращение действия лицензии);
    • заполняет форму электронного заявления, включающую сведения, необходимые и обязательные для предоставления государственной услуги;
    • указывает место получения результата (структурное подразделение Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — МФЦ));
    • прикрепляет скан‑образы документов* либо иные документы в электронном виде**, необходимые для предоставления услуги, к форме электронного заявления;
    • подтверждает достоверность сообщенных сведений (устанавливает соответствующую отметку в форме электронного заявления);
    • отправляет заполненное электронное заявление (нажимает соответствующую кнопку в форме электронного заявления).
  5. Получает на Портале в «Личном кабинете» и по электронной почте уведомление, подтверждающее, что заявление отправлено (принято МАИС ЭГУ ***), в котором указываются, в том числе идентификационный номер и дата подачи электронного заявления, при необходимости сохраняет уведомление для печати.
  6. Получает на Портале в «Личном кабинете» и по электронной почте уведомление о приеме электронного заявления в Комитете и о начале процедуры предоставления услуги.
  7. Отслеживает смену статуса заявления и получение уведомлений из Комитета:
    • по своей инициативе:
      • в Личном кабинете заявителя на Портале (раздел «Заявления» — «История заявлений»);
      • в разделе Портала «Проверка статуса заявления»;
      • в мобильном приложении «Государственные услуги Санкт‑Петербурга» (сервис «Проверка статуса заявления»);
    • знакомится с уведомлениями из Комитета** в электронной почте (от info@pgu.spb.ru), с последующим обращением в Личный кабинет на Портале.
  8. Получает уведомление о результате предоставления услуги (в Личном кабинете на Портале).
  9. Для получения лицензии необходимо обращение в структурное подразделение МФЦ, указанное при оформлении заявления.
  10. При получении переоформленного бланка лицензии переоформляемый бланк, имеющийся на руках у лицензиата, подлежит сдаче.

Лицензиат на основании письменного заявления свободной формы имеет право на получение заверенных Комитетом копий лицензии. Выдача лицензий, а также их копий осуществляется должностным лицом структурного подразделения МФЦ, ответственным за выдачу результатов предоставления государственной услуги, уполномоченному представителю лицензиата при предъявлении удостоверения личности и документа, подтверждающего полномочия.

* Скан‑образ документа — файл, полученный на сканере или цифровом фотоаппарате в результате сканирования оригинала документа.

** Требования, предъявляемые к электронным документам:

  • допустимые форматы файлов: jpg, jpeg, tiff, pdf, zip, rar, doc, xls, docx, xlsx;
  • максимальный размер файла для добавления к электронному заявлению — 3 Мб;
  • каждый отдельный документ должен быть загружен в виде отдельного файла;
  • количество файлов должно соответствовать количеству документов, направляемых для получения государственной услуги, а наименование файлов должно позволять идентифицировать документ и количество страниц в документе.

*** Электронное заявление сохраняется в МАИС ЭГУ, где ему присваивается идентификационный номер и статус, после чего электронное заявление становится доступным для уполномоченного лица Комитета.

**** Уведомления поступают в случае изменения статуса электронного дела на стороне Комитета.

Основания для отказа в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции:

  1. Несоответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 Федерального закона №171‑ФЗ, а именно:
    • отсутствие у заявителя статуса организации;
    • отсутствие у заявителя минимального размера оплаченного уставного капитала (уставного фонда);
    • отсутствие у заявителя в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарных торговых объектов и складских помещений общей площадью не менее 50 квадратных метров по каждому месту нахождения обособленного подразделения;
    • отсутствие у заявителя контрольно‑кассовой техники;
    • отсутствие у заявителя оборудования для учета объема оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, оснащенного техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему;
    • заявление в качестве обособленного подразделения нестационарного торгового объекта.
  2. Выявление в представленных документах недостоверной, искаженной или неполной информации.
  3. Наличие у заявителя на первое число месяца и не погашенной на дату поступления в Комитет заявления о выдаче лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, подтвержденной справкой налогового органа в форме электронного документа, полученной с использованием информационно‑телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, по запросу Комитета.
  4. Наличие у заявителя на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии не уплаченного в установленный срок административного штрафа, назначенного за правонарушения, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и совершенные в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
  5. Выявление в представленных документах недостоверной, искаженной, а также неполной информации.
  6. Заявление в качестве обособленных подразделений зданий, строений, сооружений и помещений, используемых для непосредственного осуществления соответствующего вида деятельности и находящихся во владении, распоряжении и(или) пользовании:
    • образовательных организаций;
    • индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, и(или) организаций, осуществляющих обучение;
    • юридических лиц независимо от организационно‑правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также юридических лиц независимо от организационно‑правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
    • юридических лиц независимо от организационно‑правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области культуры.
  7. Заявление в качестве обособленных подразделений торговых объектов, расположенных:
    • на спортивных сооружениях, которые являются объектами недвижимости и права на которые зарегистрированы в установленном порядке;
    • на оптовых и розничных рынках;
    • на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях;
    • на боевых позициях войск, полигонах, узлах связи, в расположении воинских частей, на специальных технологических комплексах, в зданиях и сооружениях, предназначенных для управления войсками, размещения и хранения военной техники, военного имущества и оборудования, испытания вооружения, а также в зданиях и сооружениях производственных и научно‑исследовательских организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, обеспечивающих оборону и безопасность Российской Федерации;
    • на вокзалах, в аэропортах (за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой в магазинах беспошлинной торговли);
    • в местах нахождения источников повышенной опасности, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
  8. Заявление в качестве обособленных подразделений торговых объектов, расположенных на территориях, прилегающих:
    • к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и(или) пользовании образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования), в которых непосредственно осуществляются соответствующие виды деятельности;
    • к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и(или) пользовании организаций, в которых непосредственно осуществляется обучение несовершеннолетних;
    • к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и(или) пользовании юридических лиц независимо от организационно‑правовой формы и индивидуальных предпринимателей, непосредственно осуществляющих в них в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность или осуществляющих медицинскую деятельность наряду с основной (уставной) деятельностью на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за исключением видов медицинской деятельности по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;
    • к спортивным сооружениям, которые являются объектами недвижимости и права на которые зарегистрированы в установленном порядке;
    • к боевым позициям войск, полигонам, узлам связи, к расположениям воинских частей, к специальным технологическим комплексам, к зданиям и сооружениям, предназначенным для управления войсками, размещения и хранения военной техники, военного имущества и оборудования, испытания вооружения, а также к зданиям и сооружениям производственных и научно‑исследовательских организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, обеспечивающих оборону и безопасность Российской Федерации;
    • к вокзалам и аэропортам (за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой в магазинах беспошлинной торговли);
    • к местам нахождения источников повышенной опасности, определяемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Основания для отказа в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания:

  1. Несоответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 Федерального закона №171‑ФЗ, а именно:
    • отсутствие у заявителя статуса организации;
    • отсутствие у заявителя контрольно‑кассовой техники;
    • отсутствие у заявителя (за исключением бюджетных учреждений) стационарного объекта общественного питания в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более (за исключением выдачи лицензий организациям, оказывающим услуги общественного питания на железнодорожном, водном и воздушном транспорте общего пользования междугородного и международного сообщения, а также на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, не относящемся к транспорту общего пользования; организациям, осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции при оказании услуг общественного питания);
    • отсутствие у заявителя, являющегося бюджетным учреждением, стационарного объекта общественного питания в оперативном управлении, безвозмездном пользовании или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более (за исключением выдачи лицензий организациям, оказывающим услуги общественного питания на железнодорожном, водном и воздушном транспорте общего пользования междугородного и международного сообщения, а также на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, не относящемся к транспорту общего пользования; организациям, осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции при оказании услуг общественного питания);
    • отсутствие документа, подтверждающего наличие у заявителя (за исключением бюджетных учреждений) в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде объекта общественного питания, который планируется использовать для предоставления услуг общественного питания (при выдаче лицензии, предусматривающей право розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции при оказании услуг общественного питания в нестационарных торговых объектах, на оптовых и розничных рынках);
    • отсутствие документа, подтверждающего у заявителя, являющегося бюджетным учреждением, в оперативном управлении, безвозмездном пользовании или в аренде объекта общественного питания, который планируется использовать для предоставления услуг общественного питания (при выдаче лицензии, предусматривающей право розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции при оказании услуг общественного питания в нестационарных торговых объектах, на оптовых и розничных рынках);
    • отсутствие документа, подтверждающего у заявителя в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде вагона‑ресторана (вагона‑кафе, вагона‑буфета, вагона‑бара), водного судна, воздушного судна и(или) права заявителя оказывать в них услуги общественного питания (при выдаче лицензии, предусматривающей право розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на железнодорожном и водном транспорте общего пользования междугородного и международного сообщения, а также на железнодорожном и водном транспорте, не относящемся к транспорту общего пользования).
  2. Выявление в представленных документах недостоверной, искаженной или неполной информации.
  3. Наличие у заявителя на первое число месяца и не погашенной на дату поступления в Комитет заявления о выдаче лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, подтвержденной справкой налогового органа в форме электронного документа, полученной с использованием информационно‑телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, по запросу Комитета.
  4. Наличие у заявителя на дату поступления в Комитет заявления о выдаче лицензии не уплаченного в установленный срок административного штрафа, назначенного за правонарушения, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и совершенные в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
  5. Отсутствие уведомления уполномоченного федерального органа исполнительной власти о начале предоставления услуг общественного питания.
  6. Заявление в качестве обособленных подразделений зданий, строений, сооружений и помещений, используемых для непосредственного осуществления соответствующего вида деятельности и находящихся во владении, распоряжении и(или) пользовании:
    • образовательных организаций;
    • индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, и(или) организаций, осуществляющих обучение;
    • юридических лиц независимо от организационно‑правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также юридических лиц независимо от организационно‑правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
    • юридических лиц независимо от организационно‑правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области культуры.
  7. Заявление в качестве обособленных подразделений объектов общественного питания, расположенных:
    • на спортивных сооружениях, которые являются объектами недвижимости и права на которые зарегистрированы в установленном порядке;
    • на оптовых и розничных рынках (за исключением розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента готовой продукции);
    • на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях (за исключением железнодорожного, водного и воздушного транспорта общего пользования междугородного и международного сообщения, а также железнодорожного, водного и воздушного транспорта, не относящегося к транспорту общего пользования);
    • на боевых позициях войск, полигонах, узлах связи, в расположении воинских частей, на специальных технологических комплексах, в зданиях и сооружениях, предназначенных для управления войсками, размещения и хранения военной техники, военного имущества и оборудования, испытания вооружения, а также в зданиях и сооружениях производственных и научно‑исследовательских организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, обеспечивающих оборону и безопасность Российской Федерации;
    • в местах нахождения источников повышенной опасности, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
  8. Заявление в качестве обособленных подразделений объектов общественного питания, расположенных на территориях, прилегающих:
    • к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и(или) пользовании образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования), в которых непосредственно осуществляются соответствующие виды деятельности;
    • к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и(или) пользовании организаций, в которых непосредственно осуществляется обучение несовершеннолетних;
    • к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и(или) пользовании юридических лиц независимо от организационно‑правовой формы и индивидуальных предпринимателей, непосредственно осуществляющих в них в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность или осуществляющих медицинскую деятельность наряду с основной (уставной) деятельностью на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за исключением видов медицинской деятельности по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;
    • к боевым позициям войск, полигонам, узлам связи, к расположениям воинских частей, к специальным технологическим комплексам, к зданиям и сооружениям, предназначенным для управления войсками, размещения и хранения военной техники, военного имущества и оборудования, испытания вооружения, а также к зданиям и сооружениям производственных и научно‑исследовательских организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, обеспечивающих оборону и безопасность Российской Федерации;
    • к местам нахождения источников повышенной опасности, определяемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Основания для отказа в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции:

  1. Несоответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 Федерального закона №171‑ФЗ, а именно:
    • отсутствие у заявителя в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарных торговых объектов и складских помещений общей площадью не менее 50 квадратных метров по каждому месту нахождения обособленного подразделения;
    • отсутствие у заявителя контрольно‑кассовой техники;
    • отсутствие у заявителя оборудования для учета объема оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, оснащенное техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему;
    • заявление в качестве обособленного подразделения нестационарного торгового объекта.
  2. Основания, предусмотренные пунктами 5 — 7 оснований для отказа в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

Основания для отказа в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания:

  1. Несоответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 Федерального закона №171‑ФЗ, а именно:
    • отсутствие у заявителя контрольно‑кассовой техники;
    • отсутствие у заявителя (за исключением бюджетных учреждений) стационарного объекта общественного питания в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более (за исключением переоформления лицензий организациям, оказывающим услуги общественного питания на железнодорожном, водном и воздушном транспорте общего пользования междугородного и международного сообщения, а также на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, не относящемся к транспорту общего пользования; организациям, осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции при оказании услуг общественного питания);
    • отсутствие у заявителя, являющегося бюджетным учреждением, стационарного объекта общественного питания в оперативном управлении, безвозмездном пользовании или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более (за исключением переоформления лицензий организациям, оказывающим услуги общественного питания на железнодорожном, водном и воздушном транспорте общего пользования междугородного и международного сообщения, а также на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, не относящемся к транспорту общего пользования; организациям, осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции при оказании услуг общественного питания);
    • отсутствие документа, подтверждающего наличие у заявителя (за исключением бюджетных учреждений) в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде объекта общественного питания, который планируется использовать для предоставления услуг общественного питания (при переоформлении лицензии, предусматривающей право розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции при оказании услуг общественного питания в нестационарных торговых объектах, на оптовых и розничных рынках);
    • отсутствие документа, подтверждающего наличие у заявителя, являющегося бюджетным учреждением, в оперативном управлении, безвозмездном пользовании или в аренде объекта общественного питания, который планируется использовать для предоставления услуг общественного питания (при переоформлении лицензии, предусматривающей право розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции при оказании услуг общественного питания в нестационарных торговых объектах, на оптовых и розничных рынках);
    • отсутствие документа, подтверждающего наличие у заявителя в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде вагона‑ресторана (вагона‑кафе, вагона‑буфета, вагона‑бара), водного судна, воздушного судна и(или) права заявителя оказывать в них услуги общественного питания (при переоформлении лицензии, предусматривающей право розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на железнодорожном и водном транспорте общего пользования междугородного и международного сообщения, а также на железнодорожном и водном транспорте, не относящемся к транспорту общего пользования).
  2. Основания, предусмотренные пунктами 5 — 8 оснований для отказа в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Основания для отказа в продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции:

  1. Несоответствие заявителя требованиям, предусмотренным пунктами 1 — 4 оснований для отказа в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
  2. Основания, предусмотренные пунктами 5 — 7 оснований для отказа в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
  3. В случае если место нахождения стационарного торгового объекта организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, в период действия лицензии перестает соответствовать требованиям, указанным в пункте 7 оснований для отказа в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, такая организация вправе продолжать осуществлять деятельность по розничной продаже алкогольной продукции в данном стационарном торговом объекте и возникшие ограничения к ней не применяются. В этом случае дальнейшее продление срока действия лицензии производится Комитетом без учета возникших в течение срока действия лицензии ограничений, но не более чем на пять лет.

Основания для отказа в продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания:

  1. Несоответствие заявителя требованиям, предусмотренным пунктами 1 — 4 оснований для отказа в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
  2. Основания, предусмотренные пунктами 6 — 8 оснований для отказа в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
  3. В случае если место нахождения объекта общественного питания организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в период действия лицензии перестает соответствовать требованиям, указанным в пункте 8 оснований для отказа в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, такая организация вправе продолжать осуществлять деятельность по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в данном объекте общественного питания и возникшие ограничения к ней не применяются. В этом случае дальнейшее продление срока действия лицензии производится Комитетом без учета возникших в течение срока действия лицензии ограничений, но не более чем на пять лет.

Может ли индивидуальный предприниматель заниматься оптовой торговлей алкоголем? Торговля алкоголем является прибыльным делом. Спрос на него не носит сезонный характер и «каждую пятницу» увеличивается в десятки раз, а в праздничные дни в сотни. ИП при торговле продуктами питания могут расширить свой бизнес и сделать рентабельным, так как наличие в ассортименте алкоголя увеличит количество клиентов. Необходимо разобраться может ли предприниматель осуществлять оптовую торговлю пивом и другими согревающими напитками.

Какие документы потребуются для регистрации

В законе № 171-ФЗ статья 16 устанавливает запрет на реализацию алкоголя ИП, исключение составляют для сельхозпроизводителей, которые производят вина и шампанское самостоятельно на личных подсобных или фермерских хозяйствах. Причина запрета не указана.

Розничную продажу слабоалкогольных напитков могут проводить все, независимо от ОПФ.

Таким образом, оптовую торговлю ИП вести не может, так как право торговать предоставлено юридическим лицам. Соответственно при желании ведения оптовой торговли нужно регистрировать юридическое лицо.

Для регистрации нового вида деятельности нужно только правильно выбрать ОКВЭД. Укажите максимальное их количество, связанное с продажей алкоголя в розничной сети и местах общественного питания, чтобы при необходимости каждый раз не вносить изменения через ИФНС.

В законе № 171-ФЗ указано, что документальное подтверждение права на осуществление продажи напитков с крепостью не более 8% не требуется. ИП не нарушит закон, работая без лицензии и, к нему не будет применено никаких санкций, если будут соблюдены условия продажи.

Лицензируется только оптовая торговля алкоголем, которая для ИП запрещена.

Правила торговли

Независимо от содержания крепости пиво алкогольный напиток и он не может быть доступным в любое место и время.

Избежать административную и уголовную ответственность можно, если соблюдать следующие правила.

Запрещено продавать в местах и прилегающих к ним территориях:

  • детские и образовательные учреждения;
  • поликлиники и больницы;
  • остановки общественного транспорта;
  • АЗС;
  • вокзалы и аэропорты;
  • рынки;
  • военные объекты.

В местах скопления граждан, таких как рынки и вокзалы продажа возможна только в местах общественного питания.

Рекомендуем к изучению! Перейди по ссылке:

Реализация должна происходить только в стационарных объектах, внесённых в реестр недвижимости. Временные или легковозводимые конструкции без капитального основания не позволяют ИП продавать слабоалкогольную продукцию. Торговая площадь может быть любой. Предприятия общепита могут продавать не только в капитальных объектах.

Время продажи с 8.00 до 23.00, в ресторанах, кафе и барах режим ограничения не действует.

Нельзя осуществлять продажу лицам, не достигшим 18-летнего возраста.

Если такой факт будет зафиксирован правоохранительными органами, то для виновных лиц предусмотрены штрафы:

  • Продавец – 30 000-50 000 рублей;
  • ИП – 100 000-200 000 рублей.

При любых сомнениях необходимо запросить паспорт, а при его отсутствии необходимо отказать в обслуживании. Для того чтобы не «клюнуть на крючок» контрольной закупки сотрудников правоохранительных органов всегда запрашивайте паспорт. При проведении контрольных закупок сотрудники МВД и ведомств используют несовершеннолетних молодых людей.

С 01.07.2017 запрещён оборот пива в пластиковых бутылках 1,5 литра и более. Штраф ИП за торговлю от 300 000-500 000 рублей.

За все правонарушения может быть и административная и уголовная ответственность.

Можно ли ИП продавать алкогольные напитки

Для продажи разрешённых видов алкоголя, ИП обязательно должен подключиться к ЕГАИС, в которой будет подтверждать закупку у производителя. Приобрести для того, чтобы продавать алкоголь ИП у поставщика без системы не может.

Для подключения к ЕГАИС необходимо:

  1. Зарегистрироваться на сайте Росалкогольрегулирования.
  2. Получить идентификационный номер в системе.
  3. Заказать на платной основе сертификат с электронной цифровой подписью, которой необходимо визировать все отчёты.
  4. Приобрести электронную подпись с защитой в формате Крипто и ПО Крипто АРМ, стоимостью от 4 500 рублей за комплект на 1 ПК. Срок действия ключей не ограничен.
  5. Произвести установку ключей и ПО самостоятельно, настроить личный кабинет или воспользоваться услугами программиста.

Все расходные накладные регистрируются в системе, таким образом, в момент продажи у поставщика объём товара уменьшается, а у покупателя увеличивается.

Рекомендуем к изучению! Перейди по ссылке:

Подтверждать реализацию каждой единицы пива не требуется. Важно, чтобы оптовые поставки осуществлялись легально.

Если ИП на ОСН или УСН нужно приобретение кассового аппарата. При ЕНВД и ПСН однозначного ответа нет, так как присутствуют противоречия в изложении нормативных актов.

Например, с 31.03.2017 кассовый аппарат обязателен для всех ИП независимо от вида деятельности при продаже алкогольной продукции в любых населённых пунктах, что регламентировано законом № 261-ФЗ.

Федеральный закон № 54-ФЗ Пленум ВАС РФ 11.07.2014 посчитал обязательным применение ККМ независимо от системы налогообложения. Однако решение противоречит информации, указанной в статье 2, которая одобряет отсутствие кассы на ЕНВД и ПСН. Так как информация трактуется неоднозначно, чтобы не тратить время на решение спорных вопросов с ИФНС кассовый аппарат в большинстве указаний и законов, а также судебных практик рекомендуется установить.

Деятельность ИП без ККМ наказывается штрафом от 1/4 рассчитанной суммы, минимум 10 000 рублей. Штрафные санкции прописаны в Кодексе об административных правонарушениях РФ.

Крепкие напитки ИП продавать нельзя, однако это не освобождает от регистрации в ЕГАИС и оформления сопроводительных документов. Алкоголь с оборотом до 8% можно реализовать, при приобретении его у официальных поставщиков.

Отчётность при продаже пива

Продавцы алкогольных напитков заполняют журнал учёта объёма розничных продаж. Правила заполнения прописаны в приказе № 164, утверждённом Росалкогольрегулирования.

Данные вносят в журнал ежедневно, указывается следующая информация:

  • наименование;
  • код продукции;
  • объём упаковки;
  • количество.

Журнал учёта можно вести в электронном виде или рукописным способом.

За нарушения в порядке заполнения журнала штраф составляет 15 000 рублей.

Ежеквартально в Росалкогольрегулирование сдаётся декларация по форме № 15 не позднее 20 числа месяца, следующего за отчётным периодом.

Не допускается вносить в журнал исправления, ошибки и неточности, при заполнении которые допускают неоднозначное понимание изложенной информаций. Отсутствие журнала влечёт за собой возникновение уголовной ответственности.

Таким образом, изучив нормативно-правовую базу и практические аспекты деятельности ИП, сделаем выводы:

  1. ИП разрешена только розничная торговля пивом и другими слабоалкогольными напитками.
  2. Отпуск пива физическим лицам не лицензируется.
  3. Обязательно соблюдайте правила торговли пивом.
  4. Требуйте предъявление паспорта у всех, кто вызывает сомнение в возрасте.
  5. Нельзя приобретать алкоголь без ЕГАИС. Контрафактные напитки могут причинить непоправимый ущерб здоровью.
  6. Установите онлайн-кассу.
  7. Своевременно заполняйте журнал учёта продажи пива.

Торговля алкоголем это отлаженная система с сильной нормативной базой, которая гарантирует безопасность всем участником сделки, а получение ими прибыли будет являться приятным бонусом за соблюдение определённых правил.

Лицензия на алкогольную продукцию

Получение алкогольной лицензии в Москве

В настоящее время невозможно планировать легальную деятельность в области розничного оборота алкоголя без получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. Наша предлагает помощь в оформлении данной лицензии в Москве и области.

Известно, что продажа алкогольных напитков — одна из самых наивыгоднейших по прибыли отраслей торговли. Требуется лицензия везде, где осуществляется деятельность по производству, розливу, маркировке, хранению и реализации, как в розницу, так и оптовом, спиртосодержащих напитков. Иначе говоря, лицензия на алкоголь необходима для разрешения любого из обозначенных выше видов деятельности.

Следует иметь в виду, что самими частыми алкогольными напитками, продаваемыми в розничных сетях, являются водка, коньяк, виски и бренди; вина различных сортов, шампанские вина, ликеры, напитки с пониженным содержанием алкогольной компоненты. Кстати, лицензия на торговлю алкоголем нужна и в случае продажи питьевого спирта.

Лицензиями являются три разновидности государственных разрешающих документов. Первая разновидность — это алкогольная лицензия, дающая право на производство, розлив и маркировку содержащих спирт напитков.

Вторая разновидность — лицензия, разрешающая закупать и хранить алкогольные напитки. И наконец, третий вид — лицензия на продажу спиртосодержащих напитков, выдаваемая отдельно для осуществления оптовой и розничной торговли.

Сегодня максимальный срок действия лицензии на алкоголь – это пять лет, а минимум — год.

Фирмам следует знать, что стоимость каждого года действия лицензии оплачивается отдельно и составляет 40000 рублей за каждый год. На практике предпочтение отдаётся оформлению документов на 1-2 года, вслед за чем лицензия пролонгируется или закрывается, смотря насколько предприятие успешно торгует алкоголем.

Виды алкогольных лицензий

Обычно лицензию на алкоголь получают для розничной реализации спиртосодержащих напитков. Есть несколько вариантов розничной продажи алкогольной продукции:

  • Продажа для потребления алкогольных и слабоалкогольных напитков на месте покупки. Этот вид продажи производится в ресторанах, кафе и барах, подразумевая наличие оборудованного места для потребления алкоголя без выноса его за пределы места потребления;
  • Продажа алкогольной продукции в розницу для употребления вне места продажи. Это магазины, ларьки, маркеты и др.

Лицензия на алкоголь оформляется в случае соответствия всем правилам реализации спиртосодержащей продукции, и наличии документации на продаваемый алкоголь, включая информацию для покупателя о наименовании, торговой марке, составе алкогольной продукции и т. д.

Получение лицензии на алкогольную продукцию – это целая область сложных и хлопотливых процедур. Только для получения разрешения на продажу алкоголя в Москве необходимо предоставить в лицензирующие органы ряд учредительных документов юридического лица, оформляющего лицензию: договор аренды места; сведения о наличии оплаченного уставного капитала, свидетельство о постановке на учёт, коды Госкомстата, выписки из ЕГРЮЛ и десятки других документов.

Лицензия на алкоголь, как видим, вещь достаточно непростая, а усилия, и, что гораздо важнее – рабочее время, затраченное на её получение, зачастую отпугивают предпринимателей, решивших заняться реализацией алкогольных напитков. Именно потому для получения данного разрешающего документа очень часто обращаются в фирмы, предоставляющие юридические услуги и консалтинговую помощь.

Обращение к нам гарантирует скорейшее получение вами лицензии на продажу алкогольной продукции. Наши специалисты помогут собрать и оформить все документы, необходимые для обращения в лицензирующий орган.

>Цены на сертификаты

Наименование

Стоимость

Срок оформления

Спецпредложение

от 150 000 рублей от 3-х рабочих дней Без предоплаты!

На какие виды алкоголя нужна лицензия

Россия — одна из многих стран, где существует лицензия на алкоголь. Мера принята для защиты граждан от “палёной” водки, а также чтобы государство получало свои деньги от продажи акцизных марок, а бизнес не уклонялся от обязанностей.

Нюансы лицензирования спиртосодержащих напитков содержатся в 171-ФЗ. Это закон принят более 23 лет назад, и его постоянно дополняют и изменяют. Последние правки, например, были внесены в 2017 году (они увеличили роль региональных властей в контроле за лицензированием).

Однако перечень видов спиртного, на которые требуется алкогольная лицензия, неизменный долгие годы. Разрешение необходимо получить, если торгуешь продуктами, доля этилового спирта в которых не ниже 15%. Таким образом, специальный документ нужен для производства и реализации:

  • водки;

  • коньяка;

  • джина;

  • рома;

  • виски;

  • ликера;

  • саке;

  • крепкого вина (15-20% спирта).

Кроме того, лицензия необходима и при работе с полуфабрикатами для изготовления спиртного (сусло, виноматериал и прочее).

На что не нужна лицензия

Из текста закона ясно, что алкогольная лицензия не требуется при производстве и реализации напитков крепостью до 15%. Таким образом, для работы с пивом и напитками на его основе, сидра получение специального разрешительного документа не нужно.

Кроме того, согласно 171-ФЗ, не требует лицензирования розничная продажа товаров со спиртом, которые не предназначены для употребления в пищу. Например, туалетной воды.

Также не надо платить за разрешение на перевозку или закупку алкогольного сырья для технологических нужд, если объем не выше 2000 литров.

Кто может получить лицензию, а кто — нет

В 171-ФЗ сказано, что получить разрешительный документ может как отечественная, так и иностранная компания, имеющая любую форму собственности.

Однако запрещено торговать крепким алкоголем физлицам, которые имеют статус ИП. Поэтому индивидуальные предприниматели не могут претендовать на лицензию.

Хорошая новость — ИП разрешено торговать алкоголем невысокой крепости (например, пиво и содержащие его напитки). Но только в розницу. Оптовая реализация пива возможна опять-таки лишь юрлицам.

У торговой точки должна быть онлайн-касса, на которой заранее подключен ЕГАИС. Отсутствие подключения может стать поводом для отказа (было несколько судебных споров и суд остался на стороне регулирующих органов — подтвердил легальность отказа в лицензии).

Пример из жизни

Как выходят из ситуации предприниматели? Рассмотрим на примере бизнесмена Ивана, который зарегистрирован как ИП и решился на продажу крепкого алкоголя.

Иван может:

  • открыть ООО,

  • оформить помещение на фирму,

  • визуально разделить магазин на две части (поставить стеллажи посередине),

  • подключить ЕГАИС;

  • получить лицензию на продажу алкоголя для компании,

  • сдать помещение в субаренду ИП.

Продавая овощи, хлеб и бакалею как ИП, Иван может применять спецрежимы, в том числе удобный ЕНВД. Компания, кстати, же может продавать не только алкоголь, но и другие подакцизные товары (сигареты).

Общие требования к помещению

Закон прописывает четкие требования к месту продажи алкоголя, чтобы организация могла получить разрешительный документ.

  1. Площадь торгового зала — свыше 50 “квадратов”;

  2. Магазин или объект общепита должен находиться достаточно далеко (от 15 до 100 м в зависимости от региона) от больниц, школ, университетов, спортобъектов;

  3. В месте, где собираются торговать крепким алкоголем, должна быть вода и канализация.

Законодательно требования для магазинов и общепита разные. Например, ООО “Голубой Дунай”, уже имеющее отдел в магазине с алкоголем, хочет переделать часть магазина в кафе, чтобы торговать водкой на розлив. В этом случае фирма должна получить отдельную лицензию для кафе (и заплатить госпошлину в 65 тысяч рублей).

Алкогольная лицензия для магазина

Владельцу магазина, который собирается получить алкогольную лицензию, надо выполнить следующие требования (помимо общих):

  • иметь юридическое лицо с уставным капиталом в 1 млн рублей;

  • заключить договоры со всеми службами и инспекциями, которые принимают помещение (например, пожарниками);

  • иметь помещение в собственности или в долгосрочной аренде (от 14 мес.).

Уставной капитал фирмы при продаже алкоголя оптом должен быть свыше 10 млн рублей.

Алкогольная лицензия для кафе и ресторана

Владелец кафе должен также соблюдать требования к помещению и долгосрочной аренде (также 14 мес.). Однако специальных требований к уставному капиталу нет.

Зато в кафе обязательно наличие склада. Необходимо, чтобы заведение общепита выполняло ГОСТ 31985 (услуги общепита).

Ранее можно было оформить одну лицензию — на кафе и магазин. Однако сейчас разрешено получать только разные лицензии. Это сделано, чтобы разграничить торговлю кафе и магазинов после 23 часов (ночью реализация магазинами алкоголя запрещена).

Рассмотрим особенности на примере. Кафе с безалкогольными напитками, находящееся в Подмосковье, хочет переквалифицироваться в бар и продавать алкоголь. У ООО уже есть документ, разрешающий продажу спиртных напитков в общепите городе Москва. Несмотря на это необходимо получить новую лицензию для Подмосковья, так как формально это разные регионы федерального округа.

Виды и сколько стоит лицензия

Бывает несколько видов лицензий на алкоголь. Необходимо получить отдельное разрешение на:

  • реализацию оптом;

  • реализацию в розницу;

  • транспортировку алкоголя (денатурат, спирт, нерасфасованные спиртосодержащие товары с более 25% спирта);

  • закупку, продажу и складирование спиртосодержащих товаров;

  • закупку, продажу и складирование спиртосодержащих товаров, которые не предназначены в пищу;

  • производство и оборот спиртных напитков, изготовленных самостоятельно;

  • складирование алкоголя и товаров, содержащих спирт.

Для лицензии на производство алкогольной продукции и ее продажу необходимо уплатить государственную пошлину. Стоимость ее разная.

  1. Реализация в розницу — 65 тысяч рублей;

  2. Опт — 800 тысяч рублей;

  3. Виноделие и оборот вина сельхозпроизводителями, ИП — 65 тысяч рублей;

  4. Промышленное изготовление вина — 800 тысяч рублей;

  5. Промышленное производство более крепких напитков — 9,5 млн рублей (см. таблицу).

Из-за высокой цены госпошлины на оптовую торговлю алкоголем малому бизнесу рекомендуется начинать алкогольный бизнес именно с реализации в розницу.

Одна лицензия розничной продажи алкоголя разрешает продажи только в том регионе, котором она была выдана. Это указано в приложении к документу.

Сколько действует лицензия

Разрешительный документ дают минимально на 12 месяцев. Максимум — на пять лет. На этот срок госпошлина для розницы составит 325 тысяч рублей.

Получение одной лицензии на длительное время имеет плюсы и минусы. Положительные стороны:

  • не надо собирать пакет документов каждый год, можно “отделаться” одним на пять лет;

  • цена госпошлины может подрасти в цене через год-два, вы же останетесь с разрешением по старой цене.

Отрицательные моменты:

  • необходимо выплатить сразу крупную сумму;

  • если пакет документов собран неправильно, организация получила отказ в лицензии, то никто не вернет потраченные на госпошлину средства;

  • если магазин прекратит работу раньше, чем через пять лет, вы потеряете деньги.

Планы по изменению законодательства по лицензированию

В 2018 году продолжаются обсуждения получения лицензии малым бизнесом. Считается, что высокая стоимость разрешения лишает конкурентоспособности малый бизнес.

Сейчас рассматривается такое предложение — снизить стоимость лицензирования до 20 тысяч рублей, однако выдавать документ на каждую торговую точку. Возможно, законодательно изменения будут приняты уже в 2019-2020 годах.

Документы на лицензию на алкоголь

Чтобы получить лицензию, владелец торговой точки или общепита должен собрать пакет бумаг:

  • справку из Единого госреестра юрлиц;

  • документ о том, что компания зарегистрирована официально;

  • подтверждение регистрации онлайн-кассы;

  • устав, документ об уставном капитале и другие сведения, подтверждающие легальность работы юрлица;

  • заявление на получение лицензии на алкоголь;

  • ИНН компании;

  • договор аренды на 14 и более месяцев или бумага о праве собственности;

  • техпаспорт на здание;

  • копия квитанции, что пошлина была оплачена.

Для розничной торговли заключение о ненарушении санитарного законодательства не является обязательным. Однако лучше вместе с подготовкой обязательного пакета озаботится получением дополнительных справок. От Санэпидемнадзора и пожарной службы. Описаны случаи, когда эти документы запрашивали для разрешения лицензирования.

Необходимо, чтобы у компании не было налоговой задолженности перед подачей документов.

Если необходимо разрешение на оптовую реализацию, то помимо стандартного набора необходимо:

  • документ от МЧС, что здание соответствует противопожарным нормам;

  • документы на оборудование, используемое для производства и хранения алкогольной продукции (сертификация);

  • разрешение на деятельность от Росприроднадзора.

Ранее звучали предложения о том, чтобы дополнить обязательный пакет документов копиями свидетельств о квалификации персонала компании. Однако Минфин в письме 25.05.2017 № 03‑14‑06/32364 заявил, что квалификация сотрудников не влияет на безопасность и качество продаваемого алкоголя, поэтому такие документы власти не вправе запрашивать.

Варианты получения

Кто выдает лицензию на алкоголь? Этим занимаются местные власти. Например, в Москве — Департамент торговли и услуг, в Подмосковье — министерство потребительского рынка. Проверкой лицензий и действий властей на местах занимается Росалкогольрегулирование.

Организация может получить документы самостоятельно. Для этого надо будет собрать документы и направить их в орган местного самоуправления, который их принимает. Документы разрешено:

  • передать лично;

  • отправить почтой;

  • подать заявление на лицензию (предоставление или продление) только на розничную реализацию спиртных напитков на портале gosuslugi.ru.

Обычно заявление рассматривают до 30 дней. После этого сообщают результат.

Второй, менее трудоемкий и более затратный способ, — обратится в компании, которые предоставляют услугу получения алкогольных лицензий. Средняя цена за такие услуги от 20 до 30 тысяч рублей. Некоторые организации дают гарантию того, что компания получит заветный документ (“получите лицензию, или вернем вам деньги”).

Пошаговая инструкция для самостоятельного получения лицензии на розничную торговлю алкоголем

Оффлайн-вариант:

  1. Подготовить заявление на получение лицензии на алкоголь (скачать форму). В заявлении указываются данные компании, а также место, где предполагается реализовывать спиртное: почтовый адрес, площадь, назначение. Кроме того, необходимы данные по расчетному счету в банке, о виде лицензии и сроке, на который она запрашивается (не более пяти лет);

  2. Собрать остальные документы из списка, который указан выше (данные о компании и об онлайн-кассе, которая будет стоять в торговой точке);

  3. Оплатить госпошлину;

  4. Подключить ЕГАИС;

  5. Отправить документы в орган местного самоуправления, который осуществляет регистрацию (в крупных городах информация эта указана на сайте администрации, в более мелких — надо узнавать в экономическом отделе органа местного самоуправления);

  6. Ждать около 30 дней ответа. Возможно, разрешение будут выдавать дольше. Не исключено, что власти потребуют дополнительные документы. Например, разрешение от пожарников.

Онлайн-вариант:

  1. Зарегистрироваться на сайте gosuslugi.ru;

  2. Подготовить пакет документов, оплатить госпошлину;

  3. Заполнить онлайн-заявление на сайте;

  4. Прикрепить онлайн-версии документов и квитанцию (сканированные);

  5. Ждать вызова в орган местного самоуправления с оригиналами документов.

Почему отказали. Примеры из жизни и опыт предпринимателей

Самый неприятный вариант: организация подает документы, делает полный пакет и вроде бы по правилам, а через 30 дней после рассмотрения документов власти направляют письменный отказ. С чем может быть он связан?

Журналист “Бизнес.Ру” опросил предпринимателей и посмотрел решения суда по делам, связанным с разрешительными документами, составив список причин отказа.

Случай 1. Ошибка в заявлении. Компания вместо указания фактического адреса реализации спиртных напитков указывает юридическое — место своего офиса. Естественно, эти помещении разные, с различными условиями для продажи.

Поэтому региональные власти, видя несоответствие, отказывают в получении лицензии.

Случай 2. До подачи заявления в торговой точке не была подключена ЕГАИС. Например, заведение общепита в Забайкальском крае не получило лицензию из-за того, что не установило эту систему до подачи заявления. Отказ попытались оспорить в суде.

Лицензирующий орган (Региональная служба по тарифам и ценообразованию) заявил, что кассу надо было подключить ЕГАИС перед обращением за лицензией. Арбитражный суд (постановление от 10.05.2017 № Ф02-1675/2017 по делу № А78-11285/2016) счел это основание соответствующим закону.

Случай 3. Подавали заявление в июле 2017 года, не успели поменять старый кассовый аппарат на новый. Получили отказ в продлении лицензии, так как к заявлению необходимо было приложить карточку о регистрации онлайн-кассы.

Случай 4. На фирме один из совладельцев фирмы повесил на компанию долг и скрылся из страны. После этого ООО пришлось перерегистрировать, чтобы легально торговать спиртными напитками. Власти не выдают лицензию компаниям, на которых висят крупные долги. Кстати, с налоговыми долгами ситуация аналогичная — отказ можно получить из-за незначительных пени.

Случай 5. Магазин находился в 100 метрах от учебного заведения или же находится на первом этаже жилого дома. Во многих регионах есть собственные региональные законы, связанные с запретом на продажу алкоголя. Например, минимальное расстояние в 25 метров от школ и больниц увеличивают до 100 метров. В Краснодарском крае, к примеру, нельзя заниматься розничной реализацией алкоголя в магазинах на первых этажах жилых домов.

При этом поправками 2016 года разрешено продлевать лицензию не более чем на пять лет, если рядом с магазином открылась больница или школа. Представим, что в городе работал алкогольный магазин, а в здании рядом с ним открылась школа. Раньше ему надо было закрываться. Теперь же он может продолжать работать до окончания лицензии, а потом продлить разрешение хотя бы на пять лет.