Лицензирование в экологическом праве

Виды деятельности, подлежащие лицензированию

Деятельность, полностью или частично основанная на использовании природных ресурсов, наносит ущерб государству и его гражданам, а также несет экологическую угрозу, способную нанести вред здоровью жителей, проживающих на смежных территориях. Именно поэтому любая деятельность, связанная с эксплуатацией данных ресурсов должна проходить в соответствии с законом и регулироваться правовыми нормами.

Выделяют две основные группы, подлежащие обязательному лицензированию. К первой относятся виды деятельности, непосредственно связанные с эксплуатацией природных недр, а именно:

  • вырубка и использование лесов;
  • земледелие;
  • использование природных водоемов для ловли рыбы и выкачивания воды;
  • утилизация, выбросы или хранение вредных и токсичных отходов, мусора, остатков производства и других веществ;
  • картографические и геодезические исследования земель;
  • геологическое и геоморфологическое обследование недр;
  • мониторинг и наблюдение за экологической ситуацией;
  • организация спортивной ловли рыбы или соревнований по охоте;
  • сбор, обработка и продажа лечебных и других дикорастущих трав и цветов;
  • вылов диких животных;
  • деятельность экологических организаций по охране природы.

Во вторую группу входят виды деятельности, которые косвенно связаны с использованием природных ресурсов и загрязняют окружающую среду в ходе производства:

  • транспортировка грузов, которые могут нанести вред окружающей среде;
  • добыча, обработка и хранение нефтепродуктов;
  • проектирование и строительство на землях природоохранного значения;
  • производство, хранение, а также использование токсичных веществ, предназначенных для истребления крыс и других паразитов;
  • транспортировка и хранение военной техники;
  • производство веществ, способных провоцировать инфекционные и другие заболевания человека и животных.

Данная классификация позволяет тщательно вести учет и контроль над эксплуатацией природных ресурсов, поскольку он ведется не только уполномоченными государственными органами, но и природоохранными организациями.

Необходимые документы и порядок выдачи

Процесс оформления и выдачи экологической лицензии начинается со сбора и систематизации всей необходимой информации. Это очень важный этап, ведь к перечню документов предъявляются большие требования, а наличие всей необходимой информации обязательно.

В бланке заявления физические лица должны указать:

  • свое имя, фамилию и отчество;
  • серию и номер паспорта;
  • идентификационный номер;
  • место прописки и проживания;
  • место работы и должность;
  • срок, на который требуется получить разрешительную лицензию.

Юридические лица должны предоставить полную информацию о своей компании:

  • данные владельцев;
  • адрес;
  • наименования и виды деятельности;
  • контакты юристов, банка и номер счета, по которому будет идти оплата за оформление разрешения.

К заявлению должны быть приложены следующие документы:

  • чек об оплате за предоставленные юридические услуги и подачу заявления;
  • документы, подтверждающие юридическую деятельность предприятия, или же заверенные штампом юриста копии;
  • заверенное подтверждение регистрации компании в государственной системе;
  • справка из налоговой службы.


Это основной перечень документов, который в зависимости от конкретной ситуации может быть дополнен следующими материалами:

  • Данные о специалистах и сотрудниках компании, отвечающих за виды деятельности, попадающих под лицензирование, а также документы, подтверждающие их квалификационный уровень подготовки (аттестаты, дипломы и др.). В случае, если документы не будут предоставлены, персонал пройдет аттестацию в обязательном порядке.
  • Данные о техническом и нормативно-правовом обеспечении производства, особенно если речь идет о хранении и изготовлении опасных и токсичных веществ.
  • Обоснование необходимости использования природных недр и земель с экологической точки зрения.

Когда все необходимые документы вместе с заявлением будут предоставлены в соответствующий орган для регистрации, они поступают на очередь к рассмотрению.

В течение 30 рабочих дней орган, ответственный за ведение лицензионной деятельности, обязан вынести решение по делу.

В случае, если проверка информации требует больше усилий и дополнительного времени, этот срок может быть продлен до 90 дней, но не дольше.

Отказ в выдаче лицензии должен иметь законные основание и существенные причины, указанные в письменном виде. Существенным поводом для отказа может стать одно из нарушений:

  • Неверность предоставленной информации – умышленно или случайно.
  • Недостаточный профессиональный уровень персонала, не прошедшего аттестацию.
  • Экспертное заключение, не подтверждающее наличие необходимой технической и нормативно-правовой базы для безопасной деятельности предприятия.

Что собой представляет налог на добычу полезных ископаемых — смотрите в этом материале.

О том, как получить лицензию на вывоз мусора — читайте .

Лицензирование природопользования.

Лицензирование – один из наиболее широко используемых административно-правовых инструментов в области природопользования и охраны окр. среды. это разрешительная система. ЭЛ – это деятельность уполномоченных гос. органов, связанную с выдачей лицензий на природопользование, или осуществление иной деятельности, в процессе которой оказывается негативное воздействие на окр. среду.

В законе есть треб-е о необходимости лицензир-я отдельных видов деят-ти в области охраны окр. среды, их перечень устанавливается ФЗ.

Лицензия – официальный документ, который разрешает определенному лицу осуществление указанного в нем вида деятельности (или совершение конкретных действий) в течении установленного срока, а также определяет условия его осуществления.

Источники права. ВК, ЛК, ФЗ «о континентальном шельфе», ФЗ «Об исключительной экономической зоне», Положение о лицензировании деятельности с опасным отходами, ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.

Виды ЭЛ:

1. По объекту лицензирования выделяются группы разрешений (лицензий) на:

a. Природопользование (определяют права и обязанности природопользователя при эксплуатации природного ресурса, изъятии его из окр. среды, условия этой деятельности, ограничения, параметры используемого природного ресурса)

b. Осуществление видов деятельности, связанной с самим фактом существования природного ресурса (морская разведка минеральных и живых ресурсов континентального шельфа)

c. Оказание воздействий на окр. среду и ее компоненты (негативное – например, на выброс вредных веществ в атмосферу; позитивное – на природоохранительную деятельность)

2. По видам деятельности, осуществляемой на основании разрешения (Л):

a. Полученные для удовлетворения личных нужд,

b. Для осуществления хоз. деят-ти в целом или ее этапа,

c. Связанные с изъятием и полным использ-ем предмета Л,

d. Связанные с извлеч-ем, использ-ем полез. св-в части предмета Л.

3. По субъекту выдачи Л:

a. Л, выдача и контроль за использованием которых осуществляется органом Э управления единолично

b. Л, которые выдаются таким органом по согласованию с иными органами, специально уполномоченными в области охраны окр. среды и природопользовнаия.

  • 4. По названию документа: лицензии и разрешения. (В принципе отсутствует внятное разъяснение различий между ними. Их употребление, видимо, связ. с традициями, как и некоторых специфич-х названий для отд. Л (лесоруб. билет, ордер, лесной билет))
  • 5. По субъектам пользования Л: выдаваемые российским физ. и юр. лицам / иностр. физ. и юр. лицам / международным организациям.
  • 6. По источнику права:

a. Лицензирование деятельности в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (2001) (например, по эксплуатации хим-ки опасных производственных объектов, уничтожению хим. оружия, производство дезинфекционных средств)

b. В соответствии с иными общими и специальными Э ФЗ. (например, вышеуказанным законом не регулируются использование природных ресурсов, деятельность в области атомной энергии и др.)

7. По сфере лицензирования: Л на пользование или иную деятельность в отношении

a. Недр. Л на пользование недрами – официальный документ в форме гос. разрешения, оформляемый на бланке установленной формы с гербом РФ и необходимыми текстовыми, графическими и иными приложениями, удостоверяющий право на пользование участком недр в определенных границах, с указанием его целей, сроков и условий. Л выдаются для:

  • • Проведения работ по геологич. изучению недр
  • • Разработки месторождений полезных ископаемых
  • • Использовании отходов горнодоб. промышл-ти и связ. с ними перераб-х произв-в
  • • Использ-я недр в целях, не связ. с добычей полез. ископ-х
  • • Образ-я особо охраняемых геологич-х объектов
  • • Сбора палеонтологических, минералогических и иных коллекционных материалов.

b. Лесопользования. Выдача произв-ся при налич. договоров аренды участка лесного фонда, безвозмездного пользования, концессии. Выдаются ежегодно.

  • • Лесной билет – документ, предоставляющий право на побочное лесопользование
  • • Лесоруб. билет – док-т, предост-ий право на заготовку и вывоз древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов
  • • Лесной ордер – выдается лесничеством на основ. лесоруб. билета и явл-ся док-том на право осущ-я отд. видов заготовки и вывоза древесины.

c. Земель.

d. Вод. Л на водопользование – документ, удостоверяющий право его владельца на пользование водным объектом или его частью в течении установленного срока на определенных условиях:

  • • Л в области использования и охраны поверхностных, подземных и трансграничных водных объектов
  • • Л на водопользование
  • • Распорядительные Л, по к-рым осущ-ся переход права пользования вод. объектами от одного лица к др.

Для осуществления специального водопользования требуется получение Л и заключение договора.

Для осуществления особого водопользования – получение решения уполномоченного органа.

Для осуществления общего водопользования – получения Л не требуется.

По целевой направленности видов осуществляемой деятельности Л разделяются на получаемые:

  • o Для водопольз-я в целях забора воды для целей гидроэн-ки
  • o Для использ-я поверх. вод. объектов без изъятия воды,
  • o Для сброса сточных вод
  • o Для добычи полез. ископаемых, торфа
  • o Для бур. и др. работ, связ. с недропольз.

e. Объектов животного мира: охота, рыболовство, добыча объектов живот. мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства. Долгосрочные и краткосрочные.

f. Атм. воздуха.

g. Обязательное лицензирование в исключительной экономической зоне:

  • • Л на вылов живых ресурсов в научно-исслед. и контрол. целях для оценки сост-я их запасов и для опред-я общего допустим. улова
  • • для их воспр-ва и акклиматизации, в т.ч. искусств. воспроизведение, товарное выращивание
  • • в учебных и культурно-просветительных целях
  • • на разведку и промысел
  • • на любительский и спортивный вылов
  • • Р на проведение ресурсных исследований
  • • Р на проведение морских научных исследований
  • • Р на сброс вредных веществ и захоронение отходов и др. материалов с судов, ЛА и др.
  • • Р на разведку и разработку неживых ресурсов.

h. Лицензии на осуществление деятельности на континентальном шельфе:

  • • Л на регион. геологич. изучение, поиск минер. рес.
  • • Л на промысел живых ресурсов
  • • Р на создание искусств-х островов, установок, сооруж-й
  • • Р на проведение морских научных исследований
  • • Р на захоронение отходов и др. материалов
  • • Р на прокладку подвод. кабелей и трубопроводов
  • • Р на проведение буровых работ.

i. Иные виды лицензирования, например,

  • • В области обращения с опасными отходами
  • • Промышленной безопасности промышл. объектов
  • • Гидрометеорологии
  • • Мониторинга окр. среды
  • • Сбора и реализации сырья из дикорастущих лекарственных растений и др.

Какие виды деятельности подлежат лицензированию

Физическим и юридическим лицам экологическая деятельность разрешена лишь в определённых сферах, перечень которых строго нормирован на законодательном уровне. Все виды разрешённых работ можно условно поделить на две группы: с использованием и без использования природных ресурсов.

В первую категорию включается любая предпринимательская деятельность, которая требует использования объектов природной среды. Такое взаимодействие может быть как активным (изъятие ресурса и его переработка) так и пассивным (мониторинг или использование грунтов).

Утверждённый законом перечень деятельности, которая требует использования природных ресурсов, выгляди следующим образом:

  1. Любой вид земледелия (как сбор воспроизводимых в природе ресурсов, так и высаживание собственных сельскохозяйственных культур).
  2. Вырубка или другое использование лесов.
  3. Использование водоёмов, созданных природой, для ловли и разведения рыбы, либо для выкачивания или слива воды.
  4. Исследования земель, флоры или фауны.
  5. Отслеживание экологической ситуации в определённой местности.
  6. Утилизация отходов.
  7. Отлов животных, которые родились в дикой природе.

Вторая категория – это сопутствующая экологическая деятельность. Она не касается напрямую экологической сферы, но может представлять для неё серьёзную опасность, поэтому получение экологической лицензии также необходимо. На данный момент перечень сопутствующей деятельности в сфере экологии выглядит следующим образом:

  1. Перевозка и производство опасных для природы грузов;
  2. Работа с нефтепродуктами;
  3. Хранение и перевозка любо военной техники;
  4. Обработка, хранение и транспортирование токсичных веществ;
  5. Любое строительство на территориях, которые имеют особый экологический статус.

Лицензия по экологии имеет определённую классификацию, связанную с видом деятельности, который необходимо узаконить. На данный момент на территории Российской Федерации выделяют следующие виды экологических лицензий:

  1. На картографическую разведывательную деятельность.
  2. На использование подземных вод.
  3. На пользование наземными водами.
  4. На добычу полезных ископаемых.
  5. На захоронение отходов.
  6. На геодезические исследования.
  7. На работу с металлами.

Порядок подачи заявления на лицензию необходимые документы

Процессуальными документами установлен определённый порядок получения разрешительной экологической документации. На момент 2018 года этот процесс состоит из следующих этапов:

  1. Сбор документации и написание заявления.
  2. Подача пакета документов в контролирующий орган, созданный при Министерстве экологии и природных ресурсов.
  3. Рассмотрение заявки. На этот этап у ответственного за проверку органа есть 30 рабочих дней. Рассчитываются они за вычетом всех официальных выходных, предусмотренных КЗоТ-ом. Если вопрос касается больших территорий, государственных заказов или особенно опасных веществ, то срок рассмотрения заявления продлевается до 90 дней, но до истечения первых 30 дней заявителя должны об этом предупредить.
  4. При получении некоторых видов лицензии представитель контролирующего органа выезжает на само предприятие и проводит очную проверку.
  5. Если все этапы оценивания были пройдены успешно, тогда гражданин получает свою лицензию. На руки она не выдаётся, данные о ней просто вносятся в соответствующий реестр.

Самая важная стадия из всего процесса получения лицензии – сбор необходимой документации, так как именно на её основе контролирующий орган будет принимать решение о соответствии кандидата ключевым требованиям.

У каждого вида экологической лицензии есть свои дополнительные нюансы при составлении пакета документов, но основной список схож для всех типов и выгляди следующим образом:

  1. Заявление, заполненное на бланке. В нём указываются данные о заявителе (физическом или юридическом лице), информация о предприятии, о том, на какой срок необходимо получить разрешение.
  2. Квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины.
  3. Документы из реестра юридических лиц.
  4. Бумаги, подтверждающие отсутствие задолженностей перед налоговой и пенсионным фондом;
  5. Техническая документация предприятия.
  6. Данные о сотрудниках, их уровне квалификации.

Срок действия и как продлить

Срок действия лицензии может варьироваться от нескольких месяцев до множества лет. Также закон предусматривает возможность получения бессрочной лицензии (например, на использование подземных вод). То, сколько будет действовать лицензия, прямо зависит от её вида и от того, для каких целей она получалась.

Например, если разрешительная документация необходима для выполнения государственного заказа, то и лицензия будет выдаваться на тот срок, который необходим для исполнения обязательств по нему. Если же гражданину нужна лицензия для собственного бизнеса, тогда срок действия того разрешения будет определяться его требованием, законом и решением контролирующего органа.

Любая лицензия (кроме бессрочной) может быть продлена. Для этого гражданин подаёт в лицензирующий орган своё заявление с копией чека об оплате госпошлины и со всеми документами, которые подавались им при получении первичной лицензии. В течение 30 дней без права продления заявление рассматривается, после чего контролирующий орган выдаёт свой вердикт.

Если разрешительная документация выдавалась для определённого проекта, и он был завершён раньше, тогда её срок будет сокращён для того, чтобы она не была использована предпринимателем для иных целей.

Аннулирование и приостановление действия

Экология не может быть защищена только лицензией, во многом сохранность природы зависит от благоразумности людей, поэтому лицензия может быть аннулирована, если гражданин выходит за рамки её действия и начинает преувеличивать свои права.

Аннулирование лицензии может быть инициировано контролирующим органом, органом местного самоуправления либо органом исполнительной власти только в том случае, если предприниматель нарушил закон в сфере экологического права, либо вышел за рамки действия лицензии. В любом другом случае санкции за правонарушение не могут касаться лицензии.

Приостановить действие лицензии – это одновременно и право и обязанность предпринимателя. Если компания на некоторое время прекращает свою деятельность, её руководитель обязан подать заявление о заморозке разрешительной документации, выданной бессрочно. Необходимо это для того, чтобы контролирующие органы не тратили своё время на мониторинг неработающего предприятия и дополнительную отчётность.

Для охраны окружающей среды Российской Федерацией был выбран путь лицензирования предпринимательской деятельности в сферах, которые могут представлять опасность для природных богатств государства. Этот метод ограничения и контроля бизнеса вызывает споры в кругах законодателей, но на данный момент он остаётся единственным, и избежать получения экологической лицензии не получится, если гражданин хочет заниматься предпринимательством законно.

>Ecolog Natural

Сущность лицензирования природоохранной деятельности

Разрешения и лицензии необходимы для природопользователей, желающих активизироваться в сфере, подлежащей лицензированию, или легально осуществлять выбросы. Лицензии и разрешения выдаются на определенный срок и возобновляются через установленное время. В странах ЕС выдача разрешений на выбросы является обязательной процедурой для всех крупных промышленных объектов и энергетических установок.

В России отправным инструментом административного регулирования природопользования является его лицензирование, под которым понимается «разработка и выдача документации, закрепляющей юридическое право на проведение хозяйственной и иной деятельности при заданных экологических ограничениях и природно-ресурсных лимитах». Лицензирование осуществляется с целью максимального снижения отрицательного воздействия деятельности субъектов хозяйствования на окружающую среду и предотвращение вреда, который может быть нанесен интересам общества и здоровью людей.

В систему лицензирования природопользования входят:

— специальные лицензии – документы, выдаваемые уполномоченными государственными органами управления природопользованием, — дают право на пользование одним видом природного ресурса в установленном месте и на определенных условиях. Это лицензии на пользование ресурсами недр, водопользование, лесопользование и землепользование, разрешение на выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, отстрел охотничьих животных и вылов рыбы;

— лицензии на комплексное природопользование, которые устанавливают экологические требования, ограничения, предельные объемы использования природных ресурсов и загрязнения природной среды для предприятий.

Под комплексным природопользованием понимается такое использование субъектами хозяйствования природно-ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъятие) одного вида природных ресурсов наносит минимальный ущерб другим компонентам природы, равно как и хозяйственная деятельность предприятия в целом. Лицензия на комплексное природопользование является нормативно-правовым документом, позволяющим контролировать масштаб и качество воздействия предприятия на окружающую среду. В отличии от специальных лицензий она не даёт права на определенный вид природопользования, а лишь регламентирует условия последнего исходя из природоохранных интересов территории, которые не всегда могут быть учтены при выдаче специальных лицензий. Лицензия на комплексное природопользование для предприятий, хозяйственная деятельность которых связана с использованием природных ресурсов, имеющих федеральное значение, выдаётся органами МПР России.

Лицензирование деятельности в области охраны окружающей среды в России осуществляется на основе соответствующего Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. Положение определяет порядок выдачи лицензий на утилизацию, складирование, перемещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов, материалов, веществ (кроме радиоактивных); лицензий на проведение экологической паспортизации, сертификации, экологического аудита; осуществление видов деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения.

Перейти на страницу: 1 2