Лицензирование страховой деятельности

Содержание

Лицензирование страховой деятельности

Лицензия, предоставляющая право заниматься страховой деятельностью на территории Российской Федерации, может быть выдана только юридическому лицу, так как физические лица не вправе заниматься страховой деятельностью.

Страховой деятельностью, подлежащей лицензированию, считается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих страховых выплат.

Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования и страхования ответственности. Если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование, то лицензия выдается на осуществление перестрахования. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять.

Не требует получения лицензии деятельность, связанная с оценкой страховых рисков, определением размера ущерба, размера страховых выплат, иная консультационная и исследовательская деятельность в области страхования.

Лицензирование страховой деятельности осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, который выдает страховщикам лицензии на осуществление страховой деятельности, ведет единый Государственный реестр страховщиков и объединений страховщиков, а также реестр страховых брокеров, разрабатывает нормативные и методические документы по вопросам страховой деятельности, отнесенные Законом о страховании к его компетенции.

Ограничение действия лицензии означает запрет до устранения нарушений, установленных в деятельности страховщика, заключать новые договоры страхования и продлевать действующие по отдельным видам страховой деятельности (или видам страхования) или на определенной территории.

Приостановление действия лицензии означает запрет до устранения нарушений, установленных в деятельности страховщика, заключать новые договоры страхования и продлевать действующие по всем видам страховой деятельности (или видам страхования), на которые выдана лицензия. При этом по ранее заключенным договорам страховщик выполняет принятые обязательства до истечения срока их действия.

Отзыв лицензии означает запрет на осуществление страховой деятельности, за исключением выполнения обязательств, принятых по действующим договорам страхования. При этом средства страховых резервов могут быть использованы страховщиком исключительно для выполнения обязательств по договорам страхования.

Лицензирование деятельности страховых организаций

Лицензия на проведение страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение страховой деятельности на территории Российской Федерации при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче такой лицензии. Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности выдается субъектам страхового дела Федеральной службой страхового надзора (ФССН) при Министерстве финансов РФ.

Порядок лицензирования деятельности страховых организаций определен гл. 32 «Лицензирование деятельности субъектов страхового дела» Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование» от 29.03.94 г. № 251 (с изм. и доп. от 19.06.98 г., 03.10.2002 г., 14.10.2005 г.) и Приказом Минфина РФ «Об утверждении Положения о требованиях к заявлению, сведениям и документам, предоставляемым для получения лицензии на осуществление деятельности субъектов страхового дела» от 11.04.2006 г. N° 60н.

Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования, страхования ответственности и перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование по видам страховой деятельности. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять.

Лицензия выдастся по установленной форме и содержит следующие реквизиты:

  • наименование юридического лица-страховщика, владеющего лицензией, его юридический адрес;
  • наименование отрасли, формы проведения и вида (видов) страховой деятельности, с указанием в приложении вида (видов) страхования, на проведение которого имеет право страховщик;
  • территория, на которой страховщик и его филиалы намерены осуществлять страховые операции;
  • подпись руководителя (или заместителя руководителя) и гербовая печать федерального органа по надзору за страховой деятельностью;
  • регистрационный номер по государственному реестру страховщиков;
  • номер лицензии и дата ее выдачи.

Срок действия лицензии на проведение страховой деятельности не имеет ограничения, если это специально не предусмотрено при выдаче.

Для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования соискатель лицензии предоставляет в ФССН следующие документы:

  • заявление о предоставлении лицензии;
  • учредительные документы;
  • документ о государственной регистрации в качестве юридического лица;
  • протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа;
  • сведения о составе акционеров (участников);
  • документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;
  • документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;
  • сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре);
  • сведения о страховом актуарии;
  • правила страхования по видам страхования, предусмотренным законодательством, с приложением образцов используемых документов;
  • расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;
  • положение о формировании страховых резервов;
  • экономическое обоснование осуществления видов страхования.

Для получения лицензии на осуществление перестрахования соискатель лицензии обязан предоставить в ФССН указанные документы, за исключением сведений о страховом актуарии, правил страхования, расчетов страховых тарифов.

Для получения лицензии на осуществление страховой брокерской деятельности соискатель лицензии предоставляет в орган страхового надзора следующие документы:

  • заявление о предоставлении лицензии;
  • документ о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • учредительные документы соискателя лицензии — юридического лица;
  • образцы договоров, необходимых для осуществления страховой брокерской деятельности;
  • документы, подтверждающие квалификацию работников страхового брокера и квалификацию страхового брокера — индивидуального предпринимателя.

Соискатели лицензии, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам или имеющие долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49%, в дополнение к перечисленным документам представляют согласие в письменной форме соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью страны места пребывания на участие иностранных инвесторов в уставных капиталах страховых организаций, созданных на территории РФ, или уведомляют ФССН об отсутствии требования к наличию такого разрешения в стране места пребывания иностранных инвесторов.

Следует обратить внимание на особенности правового положения страховых организаций с участием иностранного капитала. Так, страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%, не могут осуществлять в Российской Федерации страхование жизни, обязательное страхование, обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций.

В случае если размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций превышает 25%, ФССН прекращает выдачу лицензий на осуществление страховой деятельности страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%.

При предоставлении в надлежащей форме всех документов (документы должны быть подписаны уполномоченным лицом соискателя лицензии и скреплены печатью), необходимых для получения лицензии, ФССН выдает соискателю лицензии уведомление в письменной форме о приеме документов. Если позднее субъекты страхового дела вносят изменения в документы, явившиеся основанием для получения лицензии, то они обязаны в течение 30 дней со дня внесения изменений уведомить об этом орган страхового надзора и предоставить документы, подтверждающие эти изменения.

ФССН рассматривает заявления юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о выдаче им лицензий в срок, не превышающий 60 дней с даты получения всех необходимых для получения лицензии документов. О принятии решения ФССН обязана сообщить соискателю лицензии в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения.

Основанием для отказа в выдаче юридическому лицу лицензии на осуществление страховой деятельности может служить:

  • несоответствие документов, прилагаемых к заявлению, требованиям законодательства Российской Федерации;
  • использование соискателем лицензии — юридическим лицом обозначения, индивидуализирующего другой субъект страхового дела;
  • наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной информации;
  • наличие у руководителей или главного бухгалтера неснятой или непогашенной судимости;
  • необеспечение страховщиками своей финансовой устойчивости и платежеспособности в соответствии с требованиями законодател ьства;
  • наличие неисполненного предписания органа страхового надзора;
  • несостоятельность (банкротство) субъекта страхового дела — юридического лица по вине учредителя соискателя лицензии.

Об отказе в выдаче лицензии федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью сообщает юридическому лицу в письменной форме с указанием причин отказа в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.

Лицензия на осуществление страховой деятельности субъектам страхового дела, как уже упоминаюсь, выдается без ограничения срока се действия, однако может выдаваться и временная лицензия на срок не более 3 лет по желанию соискателя лицензии. Кроме этого, временная лицензия может быть выдана на срок от одного до трех лет при отсутствии информации, позволяющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования, представляемыми при лицензировании. Однако срок действия временной лицензии может быть продлен по заявлению соискателя, если за время ее действия им не было допущено нарушений или они были устранены в установленные сроки.

За рассмотрение и выдачу каждой лицензии на осуществление страховой деятельности взимается плата со страховых организаций в размере, установленном действующим законодательством РФ. Суммы лицензионных сборов зачисляются в соответствующие бюджеты.

Следует отметить, что к компетенции ФССН в части лицензирования деятельности страховых организаций относятся дача предписаний, ограничение или приостановление действия лицензии, на осуществление страховой деятельности. Основанием для принятия решения об ограничении или приостановлении лицензии является невыполнение предписания, которое дается органом страхового надзора субъектам страхового дела.

Предписанием является письменное указание ФССН и (или) территориального органа страхового надзора, обязывающее страховщика устранить выявленное нарушение в установленный срок, т.е. по сути, это распоряжение об устранении страховщиком в установленный срок выявленных у пего нарушений. Предписание дается страховщику за нарушения требований Закона о страховании, в частности за:

  • осуществление видов деятельности, которые не могут быть предметом непосредственной деятельности страховщиков в соответствии с Законом;
  • несоблюдение установленных правил формирования и размещения страховых резервов;
  • несоблюдение установленных требований к нормативному соотношению между активами и страховыми обязательствами;
  • нарушение установленных требований о представлении отчетности в Минфин России и (или) территориальный орган страхового надзора отчетности;
  • непредставление в срок документов, затребованных Минфином России и (или) территориальным органом страхового надзора;
  • установление факта представления недостоверной информации в Минфин России и (или) в территориальный орган страхового надзора;
  • несообщение в установленный срок в Минфин России об изменениях и дополнениях, внесенных в документы, явившиеся основанием для выдачи лицензии (с представлением подтверждающих документов);
  • иные нарушения.

Предписания направляются органом страхового надзора субъектам страхового дела; организации, получившие предписания, должны исправить выявленные нарушения в установленный срок и известить об этом контролирующий орган. В случае неисполнения предписания надлежащим образом или в установленный срок действие лицензии ограничивается или приостанавливается в порядке установленном законодательством.

Ограничение действия лицензии страховщика означает запрет на заключение договоров страхования по определенным видам страхования, договоров перестрахования, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств страховщика, в соответствующие договоры.

Приостановление действия лицензии страховщика означает запрет на заключение договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела, в соответствующие договоры.

Решение об ограничении или приостановлении действия лицензии в обязательном порядке подлежит опубликованию в печатном органе, который определяется ФССН, в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения и вступает в силу со дня его опубликования. Соответственно, решение сообщается и страховщику в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня вступления его в силу с указанием причин ограничения или приостановления действия лицензии.

Представление страховщиком в установленный срок документов, свидетельствующих об устранении нарушений, послуживших причиной для ограничения или приостановления действия лицензии, является основанием для возобновления действия лицензии.


Лицензия – это документ, удостоверяющий право ее владельца на проведение страховой деятельности на территории РФ при соьлюдении им условий и требований, оговоренных в лицензии.

Лицензия на право проведения страховой деятельности выдается Департаментом страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации.

Лицензирование регламентируется Условиями лицензирования страховой деятельности на территории РФ утвержденными приказом Росстрахнадзора от 19.05.94г. №02-02/08 (в ред. От 17.06.94), и Правилами лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.03.94г. №251 (в ред. От 19.06.98г.)

Страховщики должны иметь лицензию на каждый вид страховой деятельности. Под лицензируемой страховой деятельностью понимается деятельность страховых организаций, связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих страховых выплат. Другие виды деятельности в страховании – оценка рисков, определение размера ущерба, посредническая деятельность, консультирование – в лицензиях не нуждаются. Как правило, лицензия не имеет ограничений по срокам действия. Исключения составляют новые виды страхования, на которые выдаются временные лицензии сроком на один год. Лицензия действует на определенной территории, заявленной страховщиком.

Для получения лицензии страховой организацией должны быть выполнены следующие основные условия:

1) регистрация на территории Российской Федерации;

2) необходимый размер уставного капитала, оплаченного в соответствии с действующим законодательством.;

3) соотношение между собственными средствами компании и размерами страховой премии, планируемой по данному виду страхования на первый год деятельности, соответствует установленным нормативам;

4) показатель максимальной ответственности по отдельному риску не превышает 10% собственных средств страховщика.

Для получения лицензии страховщик должен подать в надзорные органы заявление с приложением учредительных документов, копию свидетельства о регистрации, справки о размере оплаченного уставного капитала, сведения о руководителях и их заместителях. Кроме того, он должен представить экономическое обоснование (бизнес-план) по лицензируемым видам деятельности, правила страхования, расчет страховых тарифов. При оформлении лицензии на перестрахование как специализированный вид деятельности не требуется представлять бизнес-план и другие документы, связанные с экономическим обоснованием. Срок рассмотрения документов на получение лицензии 60 дней со дня их получения.

Органы страхового надзора при выявлении нарушений со стороны страховщиков могут давать им предписания по устранению недостатков; ограничивать или приостанавливать действие лицензии; принимать решение об отзыве лицензии.

Предписание — это письменное распоряжение федерального органа по надзору, обязывающее страховщика устранить выявленные нарушения. Основания для выдачи предписания:

— по характеру деятельности страховой компании: осуществление видов страховой деятельности, не предусмотренных лицензией или на территории, в ней не заявленной;

— осуществление видов деятельности, запрещенных законом для страховых организаций (производственная, торгово-посредническая, банковская);

— финансовые нарушения: по формированию и размещению резервов; несоблюдение нормативного соотношения между активами и обязательствами;

— ценовые нарушения: необоснованное занижение тарифов, изменение структуры тарифной ставки без ведома органов надзора;

— информационные нарушения: невыполнение сроков представления или непредставление бухгалтерской и статистической отчетности или ее недостоверность;

— нарушения в работе со страхователями: выдача полиса без приложения правил страхования; нарушение правил страхования в части расширения страхового покрытия и т.д.

Страховщик должен устранить нарушения. Указанные в предписании, в установленный в нем срок и представить отчет в органы надзора. Если он этого не сделает, возможно ограничение или приостановление действия лицензии.

Ограничение действия лицензии означает запрет заключать новые договоры страхования и продлевать действующие по отдельным видам страхования или на определенной территории до устранения нарушений, установленных в деятельности страховщика.

Приостановление действия лицензии означает запрет на заключение новых и продление действующих договоров страхования по всем видам страховой деятельности, предусмотренным в лицензии.

Отзыв лицензии означает запрет на осуществление страховой деятельности, за исключением выполнения обязательств по действующим договорам страхования. Отзыв лицензии осуществляется при неоднократных и грубых нарушениях страховщиком страхового законодательства и непринятии мер по их устранению.

Решения об ограничении, приостановлении, отзыве лицензии сообщаются страховщику и публикуются в печати, так же как и сообщения о ее возобновлении в случае устранения нарушений. Отозванную лицензию страховщик обязан возвратить в федеральный орган по надзору в 10-дневный срок со дня публикации решения.

Лицензирование страховой деятельности в РФ

Лицензирование в страховании – норма, предусматривающая ведение страховой деятельности организациями только на основании специального разрешения.

Лицензия на проведение страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение страховой деятельности на территории РФ при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии.

Не требует получения лицензии деятельность, связанная с оценкой страховых рисков, определением размера ущерба, размера страховых выплат, иная консультационная и исследовательская деятельность в области страхования.

Лицензия может быть выдана для осуществления страховой деятельности на определенной территории, заявленной страховщиком.

Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования и страхования ответственности. Если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование, то лицензия выдается на осуществление перестрахования. В лицензии указывается конкретный вид страхования, который страховщик вправе осуществлять.

Лицензия выдается по установленной форме и включает в себя:

— наименование органа, выдавшего лицензию

— юридический адрес и регистрационные реквизиты владельца лицензии

— разрешенный вид деятельности

— область осуществления лицензии

— особые условия осуществления лицензируемой деятельности, регистрационный номер, дату и сроки начала и окончания действия лицензии.

Как правило, лицензия на проведение страховой деятельности не имеет ограничений по сроку, если иное не предусмотрено при ее выдаче.

Порядок выдачи лицензии:

1) подача соответствующих документов

2) экспертиза поданных документов специалистами

3) выдача лицензии или отказ в ней.

Лицензирование регламентируется Законом РФ «Об организации страхового дела в РФ» от 27.11.1992г. №4015-1

Для получения лицензии соискатель предоставляет в орган страхового надзора следующие документы:

1) Заявление по установленной форме

2) Учредительные документы

3) Документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица

4) Сведения о составе акционеров

5) Документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере.

6) Сведения о страховом актуарии

7) Расчет страховых тарифов с приложением использованной методики расчета и указанием источника исходных данных, структуру тарифных ставок

8) Экономическое обоснование осуществления видов страхования, включающее в себя:

— Бизнес-план на первый год деятельности страховщиков, получающих лицензию впервые

— расчет соотношения активов и обязательств по установленной форме для страховщиков, осуществляющих страховую деятельность не менее года

— положение о порядке создания и использования страховых резервов

— план по перестрахованию

— баланс с приложением отчета о финансовых результатах на последнюю отчетную дату

план размещения страховых резервов

9) Правила по видам страхования, содержащих:

— определение круга субъектов страхования и ограничения по заключению договора страхования

— определение объектов страхования

— определение перечня страховых случаев (основные и дополнительные условия)

10) Сведения о руководителя и его заместителях.

11) Положение о формировании страховых резервах.

Для получения лицензии на осуществление перестрахования предоставляется тот же перечень за исключением сведений о страховом актуарии, правил по видам страхования, расчет страховых тарифов, документы, используемы при перестраховании предоставляются.

Для получения лицензии на осуществление страховой брокерской деятельности соискатель представляет в орган страхового надзора:

2) документ о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя

3) учредительные документы юридического лица

4) образцы договоров, необходимых для осуществления страховой брокерской деятельности

5) документы, подтверждающие квалификацию работников страхового брокера

Принятие решения о выдаче лицензии осуществляется органом страхового надзора в срок, не превышающий 60 дней с момента получения всех документов.

Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются:

1) использование соискателем лицензии – юридическим лицом, обозначений полностью индивидуализирующих другой субъект страхового дела, сведения о котором внесены в единый государственный реестр субъектов страхового дела

2) наличие у соискателя лицензии (для дополнительного вида страхования) не устраненного нарушения страхового законодательства

3) несоответствие документов требованиям закона.

4) Несоответствие учредительных документов требованиям законодательства РФ

5) Наличие в документах, недостоверной информации

6) Наличие у руководителя или главного бухгалтера непогашенной судимости

7) Не обеспечение страховщиками своей финансовой устойчивости и платежеспособности

8) Наличие неисполненного предписания органа страхового надзора

9) Несостоятельность (банкротство) субъекта страхового дела

Решение об отказе в выдаче лицензии направляется в течение 5 дней со дня принятия такого решения.

ФССН при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства о страховании выдается предписание – это письменное распоряжение, обязывающее страховщика в установленный срок устранить выявленные нарушения.

Если предписание не выполняется в срок, органы страхового надзора имеют право ограничить, приостановить действие лицензии, либо ее отозвать. Самостоятельно.

Ограничение – запрет до устранения выявленных нарушений заключать новые договора страхования и продлевать действующие по отдельным видам страхования или на определенной территории.

Приостановление — запрет до устранения выявленных нарушений заключать новые договора страхования и продлевать действующие по всем видам страхования, на которые выдана лицензия. При этом, по всем заключенным ранее договорам страховщик выполняет принятые на себя обязательства до истечения их срока действия.

Отзыв лицензии – запрет на осуществление страховой деятельности , за исключением выполнения обязательств, принятых по действующим договорам страхования.

При устранении замечаний в срок происходит возобновление действия лицензии.

Основанием для прекращения страховой деятельности субъекта страхового дела является:

1) решение органа страхового надзора об отзыве лицензии (публикация в соответствующем печатном органе в течение 10 раб дней с момента отзыва)

3) на основании заявления от субъекта страхового дела

В течение 6 месяцев после вступления решения о прекращении деятельности субъект страхового дела обязан:

1) принять решение о прекращении страховой деятельности

2) исполнить обязательства, возникающие по договорам страхования

3) осуществить передачу обязательств по договорам страхования (страховой портфель) другому страховщику, с согласия органа страхового надзора

4) предоставить в орган страхового надзора следующие документы:

— решение о прекращении страховой деятельности

— документы, подтверждающие в письменной форме факт наличия или отсутствия требований страхователей

— бухгалтерскую отчетность с отметкой налогового органа

При непредставлении документов направляется иск о ликвидации субъекта страхового дела в судебном порядке.

Вся информация о выдаче, приостановлении или отзыве лицензии подлежит опубликованию в средствах массовой информации, имеющих тираж не менее 10 тыс. экземпляров на соответствующей территории.

Лицензирование страховой деятельности.

Страховые организации, функционирующие на территории РФ, обязаны получить лицензию, которая представляет собой разрешение на проведение страховой деятельности на территории РФ с соблюдением условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии. Деятельность, связанная с определением размеров ущербов и размеров выплат, а также с консультированием по вопросам страхования, не нуждается в лицензировании.

Лицензирование проводится на основании Федерального закона «Об организации страхового дела в РФ» и «Условий лицензирования страховой деятельности на территории РФ», утвержденных Департаментом страхового надзора. Лицензии на осуществление страховой деятельности выдаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью:

а) страховщикам на основании их заявлений,

б) страховщикам, предметом деятельности которых является исключительно перестрахование, на основании их заявлений.

При получении лицензии страховщики представляют в Департамент страхового надзора:

1) экономическое обоснование страховой деятельности, элементами которого являются бизнес – план на первый год деятельности (для страховщиков, впервые получающих лицензию); расчет соотношения активов и обязательств для страховщиков, работающих не менее года; положение о порядке создания и использования страховых резервов; план по перестрахованию; план размещения страховых резервов; баланс с приложениями на последнюю отчетную дату;

2) справки банка о размере оплаченного уставного капитала и наличии страховых резервов;

3) правила по видам страхования с приложением образцов форм договоров страхования и страховых полисов;

4) расчет страховых тарифов с приложением использованной методики расчета и указанием источника исходных данных;

5) сведения о руководителе и его заместителях.

Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования и страхования ответственности, а также перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять.

Законодательством установлена плата за выдачу каждой лицензии на осуществление страховой деятельности в размере 50-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Страховщики, получившие лицензии до введения в действие Закона РФ О страховании», от платы за лицензии нового образца освобождаются.

Для получения лицензии страховая организация должна выполнить следующие требования:

1. При обращении страховой организации впервые за получением лицензии на проведение страховой деятельности оплаченный уставный капитал и иные собственные средства страховой организации должны обеспечивать проведение планируемых видов страховой деятельности и выполнение принимаемых страховщиком обязательств по договорам страхования. Минимальный размер уставного капитала зафиксирован в законе. Его размер должен быть не менее 25 тысяч минимальных оплат труда — при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни, не менее 35 тысяч минимальных размеров оплаты труда — при проведении страхования жизни и иных видов страхования, не менее 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда — при проведении исключительно перестрахования.

2. Страховщики, осуществляющие страховую деятельность на основании ранее полученной лицензии, при обращении за получением лицензии на новые виды страховой деятельности должны отвечать требованиям платежеспособности в соответствии с «Методикой расчета нормативного размера соотношения активов и обязательств страховщиков», утвержденной Департаментом страхового надзора.

3. Максимальная ответственность по отдельному риску по договору страхования не может превышать 10 процентов собственных средств страховщика.

Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью рассматривает заявления юридических лиц о выдаче им лицензий в срок, не превышающий 60 дней с момента получения документов и при условии выполнения всех требований.

Департамент страхового надзора как при решении вопроса о выдаче лицензии, так и в процессе дальнейшей деятельности страховой компании осуществляет контроль выполнения следующих условий и нормативов:

— страховщиком может быть только юридическое лицо;

— страховая организация может быть создана только в организационно-правовой форме, предусмотренной Гражданским кодексом;

— страховая организация может осуществлять страхование только после регистрации и получения лицензии на проведение страховой деятельности;

— в РФ установлены ограничения на создание страховых организаций иностранными юридическими лицами и гражданами. Так, страховые организации с иностранными инвестициями не могут осуществлять в России страхование жизни, обязательное страхование, а также имущественное страхование, затрагивающее государственные интересы.

Основанием для отказа в выдаче юридическому лицу лицензии на осуществление страховой деятельности может служить несоответствие документов, прилагаемых к заявлению, требованиям законодательства РФ. Об отказе и выдаче лицензии федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью сообщает юридическому лицу в письменной форме с указанием причин отказа.

Если в ходе деятельности страховые организации не выполняют выданных им предписаний и не устраняют вскрытые проверками нарушения, то Департамент страхового надзора имеет право временно приостановить действие выданных лицензий, ограничить их действие, аннулировать лицензии или принять решение о полном прекращении деятельности страховых организаций.

IV. Порядок выдачи лицензий на проведение страховой деятельности

4.1. Для получения лицензии страховщик обращается в Росстрахнадзор с заявлением установленной формы (Приложение 2), в котором должны быть указаны:

— полное наименование страховщика; его юридический адрес;

4.1.1. заверенные копии учредительных документов:

а) устав, разработанный в соответствии с действующим законодательством;

4.1.2. копия свидетельства о регистрации;

4.1.3. справки банков о размере оплаченного уставного капитала;

4.1.4. экономическое обоснование страховой деятельности, включающее:

а) бизнес-план на три года по лицензируемому виду страхования (Приложение 3), содержащий прогноз развития страховых операций с указанием:

4.1.5. правила по видам страхования, которые в соответствии с Законом «О страховании» и общими условиями действительности сделок, предусмотренными гражданским законодательством, содержат:

— определение круга субъектов страхования (страхователи, застрахованные) и ограничения по заключению договора страхования;

4.1.6. расчет страховых тарифов;

4.1.7. сведения о руководителях и его заместителях (Приложение 4);

Страховщики, предметом деятельности которых является исключительно перестрахование, представляют документы, указанные в п. 4.1, кроме 4.1.4, 4.1.5, 4.1.6.

4.3. Росстрахнадзор рассматривает заявления юридических лиц о выдаче им лицензий в срок, не превышающий 60 дней с момента получения документов на лицензирование.

Какие виды деятельности подлежат лицензированию?

Закон №172 от 2003 г., регламентирующий организацию страховой сферы в нашей стране, классифицирует все виды деятельности, для которых необходимо получение разрешения. Этот перечень охватывает двадцать три вида.

В частности, получение документа позволяет застраховать жизнь клиента:

  • на случай наступления каких-либо обстоятельств, например, смерть, достижение конкретного возраста;
  • на условиях регулярной страховой выплаты по финансовой ренте;
  • от наступления болезни или несчастного случая.

Обязательному лицензированию подлежит страховая деятельность в таких сферах:

  • медицинская;
  • пенсионная;
  • грузоперевозки;
  • сельское хозяйство.

Также осуществляется страховка:

  • личного имущества;
  • предпринимательских и финансовых рисков;
  • всех типов транспортных средств (воздушный, автомобильный, железнодорожный, водный);
  • гражданской ответственности их владельцев.

Аналогично страхуется гражданская ответственность:

  • структур, занимающихся эксплуатацией опасных объектов;
  • в случае наступления вредных последствий из-за некачественного приобретенного товара, произведенной работы или оказанной услуги;
  • за нанесение вредных последствий третьему лицу;
  • за нарушение договорных обязательств.

Перестрахованием, взаимным страхованием, страховой брокерской деятельностью также можно заниматься только после приобретения соответствующего разрешения.

О требованиях и условиях

При лицензировании для страховой компании выдвигается непременное требование — наличие у нее определенного уставного капитала. Дифференциация его наименьшего размера зависит от планируемого направления деятельности.

При наличии величины уставного капитала не ниже ста двадцати миллионов рублей организации разрешено осуществлять страховку:

  • граждан (исключая страхование жизни);
  • гражданской ответственности;
  • рисков предпринимателей;
  • недвижимости и другого имущества.

Двукратное возрастание величины уставного капитала дает возможность заключать договоры по страхованию жизни. Наличие 480-ти миллионов дает право на работу по перестрахованию.

Законодатель оставил за собой право изменять необходимый минимум уставного капитала. Это может зависеть от экономического состояния в государстве, инфляционных процессов, изменения стратегических направлений в данной сфере.

Регулированию подлежит и допустимая возможность использования иностранных инвестиций. Лицензии, разрешающие страховать имущество, жизнь и здоровье людей на территории нашей страны с использованием средств бюджета, не могут выдаваться дочерним структурам зарубежных фирм или организациям, содержащих в уставном капитале свыше 49 процентов заграничных средств.

Это же ограничение относится и к страхованию:

  • рисков, возникающих в связи с закупом товара, работ и услуг для муниципальных и государственных нужд;
  • имущественного интереса муниципальных и госучреждений.

Компании, уставной капитал которых имеет долю иностранного свыше 51 процента, не допускаются к лицензированию, наряду с вышеперечисленным, по ОСАГО, а также по страхованию интереса клиентов, связанного с достижением конкретного возраста.

Серьезные квалификационные требования предъявляются к руководящим лицам компаний:

  • У генерального директора кроме высшего образования должно быть более двух лет стажа работы руководителем страховой фирмы.
  • Главбух кроме соответствия требованиям ФЗ «О бухучете» обязан иметь стаж работы в бухгалтерии пять лет и более, из которых он не менее двух лет должен работать в структуре, занимающейся страховкой.
  • Руководящие места не должны заниматься лицами, возглавлявшими ранее компании, у которых отозвано или приостановлено разрешение на страховую деятельность в течение последних трех лет.
  • Не допускаются руководители с непогашенной судимостью или дисквалификацией за нарушения в сфере финансов.

Кроме подтверждения наличия необходимых активов, имеющихся в распоряжении страховщиков и квалификации руководящего звена, в процессе лицензирования обязательно контролируются:

  • условия страховки, которые не должны противоречить гражданскому праву;
  • обоснованность применяемого страхового тарифа;
  • соответствие правил, регламентирующих формирование страхового резерва, тем требованиям, которые установлены законодателем;
  • наличие бизнес-плана.

О том, как получить лицензию на вывоз мусора, читайте в этом материале.

Если вас интересует, сколько стоит лицензия на алкоголь в 2016 году, прочтите эту статью.