Кто обязан проводить специальную оценку условий труда

Содержание

Когда проводить специальную оценку?

Если до 1 января 2014 года компания провела аттестацию рабочих мест, то ее результаты действительны в течение пяти лет со дня завершения. То есть спецоценку можно не проводить максимум до 31 декабря 2018 года. Однако провести спецоценку вне плана нужно в следующих случаях (ст. 17 Закона № 426-ФЗ):

  • ввод в эксплуатацию новых рабочих мест;
  • получение предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
  • изменение технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявление профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Можно провести специальную оценку условий труда до истечения срока действия результатов аттестации рабочих мест по собственной инициативе (п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Как быть с проведенной аттестацией?

Результаты аттестации рабочих мест можно использовать в целях установления дифференцированных тарифов до 31 декабря 2018 года. Для этого необходимо одновременное соблюдение четырех условий (ч. 5 ст. 15 ФЗ от 28.12.2013 № 421-ФЗ):

  • Аттестацией установлено, что условия труда на рабочих местах являются вредными или опасными.
  • Срок действия аттестации еще не истек.
  • Результаты аттестаций отражены в документах, которые оформлены не позднее 31.12.2013 (письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).
  • Аттестационные документы оформлены по правилам, утв. Приказами Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н или от 31.08.2007 № 569.

Если результаты аттестации оформлены правильно, то в аттестационных документах должны быть отражены те же классы и подклассы условий труда, которые действуют сейчас. В этой части изменений в законодательстве РФ не произошло. Так, например, если проведенной аттестацией условия труда были признаны опасными, то на выплаты нужно начислять дополнительные взносы по тарифу 8 % (см. табл. 2).
Однако имейте в виду, что если по результатам проведенной аттестации условия труда были признаны оптимальными или допустимыми, то дополнительные взносы следует начислять по фиксированным ставкам: 6 или 9 %. Применять нулевые тарифы в этом случае нельзя. Снизить взносы до нуля можно только по результатам спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ). Получается, что некоторым работодателям может быть выгодно скорейшее проведение специальной оценки условий труда в целях снижения тарифов страховых взносов.

Важные нюансы специальной оценки рабочих мест

Вопрос

Ответ

Что такое специальная оценка?

Специальная оценка условий труда — это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).
По результатам специальной оценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах (п. 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ)

Кто должен проводить специальную оценку?

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям. С такой организацией заключается договор гражданско-правового характера (п. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ)

Какие рабочие места подлежат специальной оценке?

Специальной оценке подлежат все рабочие места. Не оцениваются только условия труда (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ):
— надомных работников;
— дистанционных работников;
— работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями

Влияет ли спецоценка на размер скидки по страховым взносам на травматизм?

Да, органы ФСС устанавливают скидку в зависимости от безопасности условий труда по результатам их специальной оценки (абз. 2 п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»)

Какая ответственность предусмотрена за непроведение специальной оценки?

Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки или ее непроведение является нарушением трудового законодательства. Руководитель (или иное должностное лицо) может быть привлечен к ответственности в виде административного штрафа от 5 000 до 10 000 руб., организацию могут оштрафовать на сумму от 60 000 до 80 000 руб.
При повторном нарушении размер санкций существенно увеличивается, также вместо штрафа должностных лиц могут временно дисквалифицировать, а деятельность организации приостановить (ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Если на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя. В этом случае возможно привлечение руководителя к уголовной ответственности по ст. 143 УК РФ.

Организация применяет общую систему налогообложения. Можно ли при расчете налога на прибыль учесть затраты на спецоценку?

Расходы на проведение специальной оценки условий труда можно учесть в составе прочих расходов (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если доходы и расходы признаются методом начисления, то учесть их можно после приема работ по спецоценке (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Если же доходы и расходы признаются кассовым методом, то расходы учитываются после оплаты и приемки выполненных работ (и иных расходов на проведение специальной оценки условий труда), см. п. 3 ст. 273 НК РФ.
Принимая во внимание, что расходы на проведение специальной оценки условий труда относятся к косвенным расходам, при методе начисления они уменьшают налог на прибыль в том отчетном периоде, в котором были осуществлены (п. 2 ст. 318 НК РФ)

Организации применяют специальные налоговые режимы (одна компания на УСН, другая на ЕВНД). Можно ли при расчете единого налога затраты на специальную оценку учесть в расходах?

Если организация применяет УСН с объектом обложения «доходы», то расходы на проведение спецоценки никак не повлияют на расчет единого налога (п. 1 ст. 346.14 НК РФ).
При объекте налогообложения «доходы минус расходы» учесть затраты также не получится. Дело в том, что такие затраты не предусмотрены в закрытом перечне расходов, которые принимаются во внимание при расчете единого налога при УСН (п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Если компания платит ЕНВД, то расходы на проведение специальной оценки условий труда также на налог никак не повлияют, поскольку он рассчитывается из показателей по вмененному доходу (п. 1 ст. 346.29 НК РФ)

Можно ли расходы за специальную оценку зачесть в счет уплаты страховых взносов?

Денежные расходы на специальную оценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм. Это предусмотрено приказом Минтруда России от 20.02.2014 № 103н. Зачесть можно максимум 20 % от суммы взносов

До конца 2018 г. нужно завершить аттестацию рабочих мест

Спецоценка условий труда (далее по тексту — СОУТ) или в старой терминологии «аттестация рабочих мест» действительна в течение пяти лет. А поэтому 31 декабря 2018 года является крайним сроком, до которого можно использовать результаты «старой» аттестации. Это означает, что компании и ИП, которые еще не провели СОУТ по-новому, в обязательном порядке должны провести эту процедуру до конца 2018 года. Игнорирование данной процедуры грозит работодателю немалыми штрафами.

ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ С ROSCO! ОПЕРАТИВНО И КАЧЕСТВЕНО!

Несколько слов об общих правилах аттестации. По трудовому законодательству работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором (ст.21 ТК РФ).

И работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда (абз. 10 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).


Отношения, возникающие в связи с проведением СОУТ, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и права работников на рабочие места соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 01.01.2014 г. (далее по тексту – Закон №426-ФЗ).

Проведение СОУТ, а также организация и финансирование производится за счет средств работодателя (ч.1 ст.8 Закона №426-ФЗ).

Результаты СОУТ применяются, в частности, для предоставления различного рода гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (п.2 ст.3 Закона №426-ФЗ). А условия труда на рабочем месте, а также гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда с указанием характеристик условий труда на рабочем месте являются обязательными для внесения в трудовой договор с работником (ст.57 ТК РФ).

Важно! Несмотря на то, что с 01.01.2014 г. понятие «аттестация рабочих мест» заменено термином «специальная оценка условий труда» (СОУТ), по-прежнему многие специалисты апеллируют понятием «аттестация рабочих мест». По сути, несмотря на формальную замену понятий, смысловая нагрузка терминов не поменялась. Поэтому термины «аттестация рабочих мест» и СОУТ являются синонимами и имеют право на жизнь.

CПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА

Какие рабочие места должны быть аттестованы?

По общему правилу, СОУТ включает в себя измерение опасных производственных факторов в ходе осуществления, например, штатных производственных процессов.

СОУТ необходимо провести на всех рабочих местах, даже на тех, где отсутствует фактор «вредности» (например, рабочее место бухгалтера, менеджера, директора), за некоторым исключением (см. ниже). В отношении рабочих мест, которые признаются аналогичными, достаточно провести СОУТ только в отношении 20% таких мест (но не менее двух рабочих мест). Поэтому по остальным рабочим местам результаты оценки будут распространяться автоматически (ст.9 Закона №426-ФЗ).

Важно! Например, если в компании работают шесть аудиторов, которые находятся в одной комнате, пользуются одинаковым оборудованием (компьютером, принтером и т.п.), то их рабочие места можно считать аналогичными и вместо шести оценить только два рабочих места.

Рабочие места менеджера и бухгалтера (разный функционал, должности) нельзя считать аналогичными и правило 20% (но не менее двух рабочих мест) в этом случае не действует.

Результаты проведенной СОУТ действуют пять лет и в случае отсутствия вредных условий труда (если в отношении рабочего места не произошло никаких изменений), срок действия оценки продляется. Но это не касается рабочих мест с вредным и опасным характером производства, в отношении таких мест СОУТ проводится с периодичностью один раз в пять лет либо чаще (если речь идет о внеплановом проведении СОУТ).

КОНСУЛЬТАЦИЯ НАЛОГОВОГО ЮРИСТА

Внеплановая аттестация рабочих мест

Работодатели в ряде случаев обязаны проводить внеплановую СОУТ (ст.17 Закона №426-ФЗ, письмо Роструда РФ от 20.11.2015 г. №2628-6-1 «Об условиях труда на рабочем месте»). Например, это необходимо при изменении технологического процесса, замене производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников.

Кроме того, необходимость в проведении внеплановой СОУТ возникает когда:

  • организуются новые рабочие места;

  • работодатель получил предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой СОУТ (например, ранее им были допущены нарушения трудового законодательства);

  • изменяется состав применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

  • изменяются применяемые средств индивидуальной и коллективной защиты, способные оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

  • произошел на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявилось профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

  • требует этого профсоюз или иной представительный орган работников.

Важно! Внеплановая аттестация проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных случаев.

Этапы проведения аттестации рабочих мест

1 этап. Поиск специализированной компании.

Работодателем проводится СОУТ совместно со специализированной организацией, привлекаемой по договору гражданско-правового характера (п.2 ст.8 Закона №426-ФЗ).

Важно! Далеко не каждая организация может провести СОУТ. Требования к подобным организациям прописаны в ст.19 Закона №426-ФЗ. Перечень организаций, уполномоченных проводить СОУТ, представлен на сайте Минтруда РФ ( ).

И работодатель, выбирая организацию для проведения СОУТ, должен убедиться, что она входит в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.

Проведение СОУТ организацией, не отвечающей требованиям ст.19 Закона №426-ФЗ, приведет к признанию отчета о проведенной оценки, недействительным.

КАДРОВЫЙ АУДИТ

2 этап. Формирование внутренней комиссии по проведению СОУТ и издание приказа о проведении СОУТ.

В приказе указываются члены комиссии (не менее 3 человек), определяется перечень рабочих мест, в отношении которых проводится аттестация, устанавливается график проведения спецоценки.

Необходимо обратить внимание на дату составления и утверждения отчета аттестации рабочих мест, поскольку датой завершения проведения СОУТ является дата утверждения отчета — не позднее 31 декабря 2018 года.

4 этап. Ознакомление работников с результатами СОУТ и предоставление дополнительных гарантий и компенсаций (если условия труда были признаны вредными или опасными).

Со дня утверждения отчета о СОУТ необходимо в течение 30 календарных дней ознакомить работников с результатами оценки их рабочих мест. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (п.5 ст.15 Закона №426-ФЗ).

Как показывает практика, не все работники и работодатели согласны с результатами СОУТ. В первом случае работник может лишиться ряда льгот и компенсаций, а во втором установление высокого класса вызывает необходимость предоставления льгот работнику.

Работник, который считает, что при проведении СОУТ его права были нарушены, вправе обжаловать результаты СОУТ в суде (ст.5 Закона №426-ФЗ). Кроме того, работник до принятия им решения о заключении трудового договора обязан обладать достоверной, актуализированной информацией об условиях труда на его рабочем месте. Такую информацию он может получить только по результатам проведения специальной оценки условий труда из карты специальной оценки условий труда рабочего места, которое будет ему предоставлено (Решение Кемеровского областного суда от 18.01.2017 г. №21-7/2017).

УСЛУГИ КАДРОВОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА

5 этап. Размещение сведений о проведенной СОУТ на сайте компании или ИП (при его наличии).

На сайте компании или ИП размещаются результаты СОУТ, приводятся данные о классах и подклассах условий труда на рабочих местах, а также перечень мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах.

6 этап. Подача в трудовую инспекцию декларации соответствия условий труда нормативам.

Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда оформляется только по форме, утв. Приказом Минтруда РФ от 07.02.2014 г. №80н и заполняется на основании отчета о проведении СОУТ.

В декларации указываются только те рабочие места, которые признаны оптимальными (класс 1) или допустимыми (класс 2).

Срок подачи декларации — не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета работодателем.

Отражение расходов на аттестацию в налоговой и «страховой» отчетности

Расходы на проведение СОУТ учитываются как прочие расходы (пп.7 п.1 ст.264 НК РФ) для налогоплательщиков, применяющих общий режим налогообложения.

«Упрощенцам» такие расходы учесть нельзя по причине отсутствия подобных расходов в закрытом перечне расходов (п.1 ст.346.16 НК РФ, письма ФНС РФ от 30.07.2014 г. №ГД-4-3/14877 и Минфина РФ от 30.06.2014 г. №03-11-09/31528).

В «страховой» отчетности (в форме 4-ФСС, которая предоставляется в территориальное отделение соцстраха), результаты СОУТ отражаются в таблице 5 формы 4-ФСС за I квартал 2019 года.

В части взносов на пенсионное страхование, СОУТ влияет на дополнительный тариф, если установлены вредные или опасные условия труда.

СОСТАВЛЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

Штрафы за отсутствие аттестации рабочих мест

На­ру­ше­ние по­ряд­ка про­ве­де­ния аттестации рабочих мест или ее непро­ве­де­ние вле­чет (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ):

  • пре­ду­пре­жде­ние или штраф на долж­ност­ных лиц от 5 000 до 10 000 руб­лей;

  • штраф на ра­бо­то­да­те­ля — предпринимателя от 5 000 до 10 000 руб­лей;

  • штраф на ра­бо­то­да­те­ля — компанию от 60 000 руб­лей до 80 000 руб­лей.

При этом максимальный размер штрафа (для компании – 80 тыс. рублей) не зависит от количества рабочих мест, по которым не была проведена СОУТ (письмо Роструда РФ от 28.11.2016 г. №ПГ/31983-03-3).

Это означает, что если компания не провела СОУТ, например, 2 из 15 рабочих мест, то максимальный размер штрафа составит не более 80 000 рублей.

Повторное нарушение влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
  • на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Важно! В соответствии со ст. 57 Трудового кодекса РФ условия труда на рабочем месте являются обязательными для включения в трудовой договор. При этом определение условий труда должно осуществляться на основании результатов специальной оценки условий труда.

В соответствии с ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ ненадлежащее оформление трудового договора (в том числе и отсутствие условий труда) влечет наложение административного штрафа за каждый не надлежаще оформленный трудовой договор:

  • на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.

Повторное нарушение влечет наложение административного наказания:

  • на должностных лиц — дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
  • на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Вывод: отсутствие СОУТ влечет административную ответственность по двум статьям КоАП одновременно с наложением штрафа по ст.5.27 и 5.27.1.

НАЛОГИ ПРИ ВЫДАЧЕ РАБОТНИКАМ МОЛОКА «ЗА ВРЕДНОСТЬ»

Оценка условий труда в теории

Обязательная аттестация рабочих мест по условиям труда была отменена с начала 2014 года. Сегодня предприятия и организации обязаны проводить специальную оценку условий труда. Если рассматривать эти процедуры по целям и заданиям в сфере труда и его охраны, они обе схожи.

Что это?

В российской законодательной базе специальная оценка условий труда определена так: это сочетание мер, которые осуществляются поэтапно для выявления потенциально вредных и опасных факторов на производстве.

Подлежит исследованию с целью выявления и ликвидации негативного воздействия на персонал. При этом учитываются фактические отклонения от действующих норм, которые прописаны в трудовом законодательстве.

Кто проводит?

Ответственность по проведению процедуры по оценке условий труда, как гласит законодательство России, полностью возложена на работодателей. Из ст. 212 Трудового Кодекса РФ следует: все индивидуальные предприниматели и компании, в штате которых по документам работает наемный персонал (даже 1 человек) обязаны регулярно проводить спецоценку.

Следует отметить, что физические лица не зарегистрированные как индивидуальные предприниматели аттестацию не проводят.

Работодатель имеет право заказать процедуру у организаций. Только для этого необходимо заключать гражданско-правовой договор. Статья 19 закона № 426-ФЗ выдвигает ряд требований к таким организациям, которым они в обязательном порядке должны соответствовать. Одно из них – это наличие не менее 5 сотрудников, у которых есть сертификат эксперта, согласно которому они имеют право на выполнение услуг подобного рода.

Производить данное мероприятие работодатель может самостоятельно. Разрешено делать это совместно со специализированной организацией либо доверив полностью все нюансы стороннему персоналу.

Заключая договор с предпринимателем, учтите некоторые его отличия от юридического лица. Читайте, на основании чего действует ИП.

Для сотрудников категории ИТР разработаны свои нормы выдачи спецодежды. Виды и количество найдёте

Цель

Главной целью специальной оценки можно назвать приведение существующих условий труда на предприятии/организации в соответствие с нормами, которые установлены на законодательном уровне.

Таким образом, проводится проверка условий труда на соблюдение стандартов.

После, при необходимости, разрабатывается комплекс мероприятий для их улучшения и постепенно внедряются на производстве. Таким образом, обеспечивается безопасность и комфорт трудящихся. Также оценка помогает освободить работодателей от лишних затрат.

Какие рабочие места подлежат аттестации?

С 1 января 2019 года были внесены изменения в законодательство, в частности по поводу перечня подлежащих аттестации рабочих мест. До этого сюда не включались такие, где персонал занят выполнением однотипных видов работ исключительно на компьютерах, копировальной и прочей офисной технике.

Теперь требуется проводить оценку всех без исключения рабочих мест работодателя, в том числи офисного персонала.

Не проводят процедуру только в 2-х случаях для:

  • сотрудников, работающий удаленно, то есть дистанционно;
  • надомных сотрудников.

Нормативы аттестации рабочих мест по условиям труда

Законодательство

Законодательная база в этой сфере включается в себя:

  1. Закон №426-ФЗ «О специальной оценке труда»;
  2. Закон №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием закона №426-ФЗ»;
  3. Трудовой Кодекс РФ;
  4. ГОСТы по нормативам уровня шума, освещенности, загрязненности и т. д.;
  5. Кодекс об административных правонарушениях РФ.

Частота и сроки

Специальную оценку необходимо осуществлять минимум один раз на протяжение пяти лет.

Итоги проведенной аттестации до 1 января 2019 года имеют законную силу пять лет с даты ее завершения. Но не более чем до конца 2019 года.

По инициативе работодателя можно провести процедуру ранее этого срока. Статьей 17 закона №426-ФЗ предусмотрены случаи для внепланового проведения оценки. К ним относятся: изменений технологического процесса на производстве, сырьевой базы, машин, станков на производстве и прочие нововведения, которые могут повлиять на степень воздействия на работников факторов, угрожающих их здоровью.

При возникновении несчастного случая или профзаболевания, работодатель обязан незамедлительно провести повторную оценку. Также выполнить её вне графика можно по постановлению инспектора труда или предложению от профсоюзов. Сроки проведения могут быть прописаны в коллективном договоре у работодателя, но реже установленных законодательно.

Смотрите также видео об особенностях проведения СОУТ

Порядок проведения

Организационные мероприятия

Для начала проведения оценки работодатель должен выпустить приказ о создании специальной комиссии, разработать график проведения каждого этапа работ. При необходимости можно нанять подрядчика, который будет проводить мероприятия.

Членами вышеупомянутой комиссии должны стать представители работодателя вместе с инспектором по охране труда и глава профсоюза.

Для малых предприятий к членам комиссии другие требования. В ее состав должен войти, помимо перечисленных, руководитель предприятия лично. Как бы то ни было, возглавить эту комиссию должен работодатель или его уполномоченный представитель.

После утверждаются конкретные рабочие места, по которым будет проводиться оценка. Затем эксперты идентифицируют выявленные негативные факторы на производстве. После проводят их изучение. Если негативные факторы не обнаружены, это не требуется. По результатам рабочим местам присваиваются классы.

Методика проведения спецоценки труда устанавливает чёткие требования к процедурам, выполнение которых обязательно:

  • идентификации негативных факторов и их исследованию;
  • присвоению класса условиям труда;
  • оформлению отчетности.

Проведение исследований

Во время исследований специалисты измеряют и анализируют 4 фактора:

  1. Физические. Оцениваются температура в помещениях, вибрация, освещение, магнитные и электрические поля, шум и т.д.
  2. Химические. Это смеси и вещества, которые образуются в ходе химического синтеза.
  3. Биологические. Это различные микроорганизмы, которые содержатся в препаратах.
  4. Напряженность и тяжесть труда. Анализируются нагрузки на органы чувств, позвоночник, нервную и другие функциональные системы организма человека.

Все испытания проводятся экспертами нанятой организации или сотрудниками предприятия, которые участвуют в процедуре.

Присвоение класса условиям труда

По результатам оценки трудовой среде присваиваются классы и подклассы. Они зависят от уровня вредности или опасности факторов на производстве.

На данный момент предусмотрено 4 класса условий труда:

  1. оптимальный;
  2. допустимый;
  3. вредный (Класс делится на 4 степени);
  4. опасный.

Для каждого класса установлен определенный уровень таксы страховых взносов от несчастных случаев и профзаболеваний. Для вредного – 2-7%, для опасного – 8%.

Экспертиза

Экспертиза – это комплексное оценивание обстоятельств производственной среды, которые влияют на здоровье человека.

Существуют 4 вида:

  1. Государственная (проводят органы, которые занимаются регулированием сферы охраны труда).
  2. Отраслевая.
  3. Муниципальная (проводится органами местного самоуправления).
  4. Независимая (осуществляется профсоюзами, общественными организациями). Большинство работодателей выбирают независимый тип экспертизы.

Итоговый отчёт

Инструкцию по заполнению отчета о проведении оценки и его бланк можно найти в методике.

Комиссия указывает в нем ряд сведений:

  • краткую информацию об организации;
  • перечень тех рабочих мест, на которых были обнаружены потенциально вредные и опасные факторы;
  • протоколы о проведенных исследованиях и измерениях;
  • экспертное заключение и т. д.

После документ должен быть подписан всеми членами комиссии и утвержден ее главой. Форму и порядок подачи итогового отчета утверждает Министерство труда РФ.

Фонд социального страхования (ФСС) на основании результатов оценки устанавливают размер скидки или надбавки для работодателей. Для этого необходимо заполнить форму №4. Правда, на данный момент, в бланке нет полей для результатов спецоценки. Остались графы для результатов аттестации.

Ознакомление работников

Каждый работодатель при проведении процедуры специальной оценки обязан ознакомить в письменном виде под роспись каждого работника в течение месяца (30 дней) с дня утверждения итогового отчета.

В это время всю информацию, полученную в ходе оценки, необходимо огласить, например, разместить её на официальном сайте компании.

Сотрудники, в свою очередь, не обязаны ставить роспись, если они не согласны с результатами проведенной оценки.

Проводки, КОСГУ, ОКВЭД, ОКПД

Бухгалтерские проводки по затратам на проведение этого мероприятия возможно проводить несколькими способами, в зависимости от того, за чей счет она проводилась:

  • за счет работодателя;
  • за счет страховых взносов от несчастных случаев и профзаболеваний.

Если оценка была проведена полностью за счет работодателя, проводка будет включать:

дебет 20 р. (23, 25, 26, 29 или 44) и кредит 60 р. (76, 70 или другие). В таком случае будут учтены все затраты.

Если оценка проведена за счет взносов необходимо сначала начислить заработную плату за месяц и уплатить взносы на страхование от профзаболеваний и несчастных случаев. После уменьшить задолженность перед ФСС на соответствующую сумму и отразить в доходах средства, которые направлены на финансирование предупредительных мер. Предварительно необходимо получить разрешение на проведение специальной оценки за счет страховых взносов. Сумму определяет ФСС.

С финансовой точки зрения процедура рассматривается, как закупка услуг по оценке условий труда. Соответственно необходимо формализировать предмет закупки по классификатору ОКПД. В большинстве случаев специалисты применяют код 74.3 (услуги в области технических испытаний и исследований).

С организацией обязательно должен быть подписан гражданско-правовой договор. Только заказчик имеет право на действия с информацией о проведенной оценке. Такого ОКВЭД нет. Если стоимость услуг превышает 500 тысяч рублей, работодатель обязан провести аукцион или конкурс.

По КОСГУ расходы на проведение спецоценки относят к 226 статье.

Штрафы

Величина карательных мер за нарушения в проведении процедуры оценки по условиям труда определены ст. 5.27.1 (части 2 и 5) КоАП РФ. Согласно нему нарушения порядка в проведении оценки влечет за собой предупреждение или наложение штрафа для ответственных лиц в размере 5-10 тысяч рублей;

  • для юридических лиц – 60-80 тысяч рублей;
  • на предпринимателей без прав юридического лица – 15-25 тысяч рублей.

Необходимо отметить, что данные штрафы начнут применяться только с 1 января 2019 года (закон №421-ФЗ, ст.15).

Если в организации произошел несчастный случай, а результатов оценки нет, то работодателя могут привлечь в зависимости от уровня последствий к уголовной ответственности.

На данный момент в Госдуме России на рассмотрении находится законопроект про административные нарушения. В нем отдельной статьей вынесен вопрос о непроведении аттестации рабочих мест по условиям труда. Согласно новому законопроекту планируются изменения в размерах штрафов. Они увеличатся почти в 20 раз, некоторые достигнут суммы в 600 тысяч рублей.

Данные меры необходимы для усиления ответственности работодателей за несоблюдения установленных законодательством норм об охране труда. За некоторыми компаниями нарушения наблюдаются систематически.

Штрафы за неправильную подачу информации в налоговые органы поражают!Смотрите, как получить возмещение НДС из бюджета.

Всю ответственность за деятельность ООО несёт его генеральный директор согласно должностной инструкции. Что ещё должно быть в этом документе? Читайте в статье.

Нужна ли директору предприятия доверенность на получение ТМЦ? Узнайте

Выгода для предприятия

К сожалению, многие российские работодатели считают проведение специальной оценки невыгодным занятием. Государство оказывает поддержку, поскольку проведение мероприятия позволяет сократить затраты на страховые взносы от несчастных случаев и профзаболеваний на производстве. Тарифы могут быть уменьшены до 40%. От результатов проверки при установлении классов их могут дифференцировать.

Регулярное проведение оценки позволяет скорректировать издержки на профилактические меры от травматизма и профессиональных заболеваний персонала на производстве.

При установлении классов доплаты и компенсации за работу при вредных и опасных условиях разрешено включить в список расходов по оплате труда. Так можно уменьшить размер прибыли, который облагается налогом.

Учитывая, что процедура является обязательной, это поможет избежать административных штрафов. Эксперты считают, что улучшение условий труда, способствует увеличению производительности персонала.

Отмена обязательной аттестации не избавила работодателей от проведения этой процедуры, а лишь внесла в нее корректировки.

Предыдущая статья: Нормы выдачи спецодежды Следующая статья: Смена юридического адреса ооо