Код бюджетной классификации

Из чего состоит обозначение

Коды КБК устанавливаются законодателем на определенный промежуток времени, как правило, на год. Начиная с 2016 года, бюджетная классификация включает:

  • классификацию всех доходов бюджетов;
  • классификацию всех расходов бюджетов;
  • классификацию всех источников финансирования;
  • классификацию всех источников финансирования дефицитов бюджета.

Чтобы понять принцип работы КБК, необходимо рассмотреть их подробнее, разобраться с их расшифровкой и обозначением комбинаций цифр. Некоторые сложности возникают как раз от незнания того, из чего состоят коды и как их определять для проведения операции по перечислению денег.

Как просто узнать свой номер СНИЛС

Коды бюджетной классификации имеют свои составляющие.

  • Администратор (первые три цифры).
  • Виды доходной части (элемент, статья и группа, а также подстатья и подгруппа – цифры от 4 до 13).
  • Классификация доходов (14-20 разряды).

Первые три цифры обозначают администратора, на чье имя поступают определенные доходные платежи или поступления, — это может быть, например Пенсионный фонд (код 392), Фонд социального страхования (код 393), Федеральная налоговая служба (код 182) и другие. За ними следует классификация и распределение видов и подвидов. Виды включают в себя группу, подгруппу, статью, три знака подстатьи и элемент.

Коды элементов КБК доходов распределяются по десяткам. Их распределение происходит следующим образом:

Итак, код бюджетной классификации Российской Федерации имеет такую расшифровку: первые три цифры кода определены получателю и распорядителю, следующие четыре определяют раздел и подраздел, последующие семь знаков определяют целевую статью, затем идут три знака вида расходов и завершается код тремя цифрами экономической классификации расходов.

Изменения в кодах бюджетной классификации: видео

Разделы по кодам

Составляющие части включают в себя также разделы и подразделы, для которых определены свои номера. При этом раздел и подраздел используются неотъемлемо друг от друга и всегда выглядят таким образом:

Вот некоторые обозначения расходов, что означает КБК.

Следует знать, что все оплачиваемые взносы в ФФОМС и ТФОМС администрирует ПФР. Для взимания налогов и сборов определены такие подвиды с 14 по 17 цифру:

  • 1000 – недоимка или существующая задолженность, выраженная в конкретной сумме платежа, и по отмененному;
  • 2000 – применяется в том случае, когда на задолженность по платежу начислена пеня или проценты (в отношении уплачиваемого платежа);
  • 3000 – указывается при оплате штрафов;
  • 4000 – для других платежей.

Отдельные виды кодов классификатора

Коды доходов бюджетной классификации установлены в 12 и 13 цифровых обозначениях и определяется для налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений. Для налоговых доходов код элемента доходов соответствует бюджету системы Российской Федерации по критериям распределения полномочий по установлению ставок налога федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ, органами муниципалитета.

Коды элементов для неналоговых доходов определяются также в зависимости от полномочий того органа власти, который управляет внебюджетными государственными фондами Российской Федерации. А по безвозмездным поступлениям код устанавливается по трансферту получателя и зависит от того, кому он назначается.

Кроме того, существуют целые правительственные программы, по которым устанавливаются и КБК возврата из бюджета. Таким образом, при назначении отправленного платежа или для того, чтобы получить возврат из бюджета по государственной программе, нужно внимательно следить за указанием цифр из классификатора. Для некоторых платежей такие коды генерирует Пенсионный фонд и налоговая.

Что такое КБК

КБК расшифровывает как «код бюджетной классификации», так что ничего сложного или необычного в этих цифрах нет. Цифровая последовательность, которой представлен каждый отдельно взятый код, является инструментом для того, чтобы проанализировать финансовые потоки, посредством которых в государственный бюджет попадают деньги. Ведь происходит это самыми разными способами: через налоги и пошлины, штрафы и пени, комиссии и сборы — и всё это требует учёта и анализа.

Данный код в зашифрованном виде содержит информацию об источнике платежа, о форме, в которой деньги поступают, и о том, на что они могут быть потрачены. Ведь само собой разумеется, что бюджет — это сложный инструмент финансового планирования, а не просто «копилка», в которую набирают деньги. Такая многоуровневая система перераспределения требует строгой регламентации, и КБК в этом деле оказываются просто незаменимы.

До того, как были введены данные условные обозначения, обычно использовались упоминаниями о платежах (источник, назначение), и эти данные было довольно трудно классифицировать и анализировать. На сегодняшний день всё это стало гораздо проще, поскольку каждый бюджетный рубль имеет адресата и отправителя. Максимальная конкретизация сведений позволяет верно направлять денежные потоки и не испытывать никаких проблем и трудностей с принятием решений.

В качестве примера можно привести транспортный налог. Он распределяется по налогоплательщикам — физическим лицам и организациям. Деньги, которые были получены от организаций, направляются на то, чтобы улучшить экологию и повысить безопасность дорожного движения, развить инфраструктуру. А деньги, пришедшие от физических лиц, направляются на строительство и ремонт дорог. Собирая и анализируя данные, Федеральная налоговая служба может лучше понимать, где нужно отрегулировать сбор налогов в ту или иную сторону, чтобы налоговое бремя не отягощало тех, кто не будет иметь никакого отношения к соответствующему сегменту расходования средств. Благодаря КБК, делать это ещё проще. Денежные потоки формируются так, чтобы направлять точно туда, где они нужнее всего. Сама же структура данных кодов соответствует положениям Бюджетного кодекса РФ.

В налоговых платежах каждому предприятию необходимо указывать свой код ОКАТО. то есть код территориальной принадлежности. Таким образом, можно составить максимально полную картину собираемости налогов и в отдельном регионе, и во всей стране, то есть в любом желаемом масштабе. Но это не значит, что КБК имеет предельно простую структуру — в данной системе ещё надо разобраться.

Пример анализа структуры КБК

Поскольку новые КБК появляются довольно редко, обычно понимание структуры уже существующих кодов позволяет разбираться практически во всех возможных случаях. А знание общих правил позволяет сориентироваться даже новичку в этом деле.

Рассмотрим на примере транспортного налога, в котором данные цифры анализировать очень удобно. Всего в последовательности содержится 20 цифр. Предположим, они будут иметь следующий вид:

182 1 06 04011 02 1000 110.

Рассмотрим порядок цифр и их назначение подробнее. Всего можно подразделить строку на четыре блока: административный, доходный, программный и классифицирующий.

Административный блок

Первые три цифры формируют так называемый признак администратора поступлений. Идущие в примере цифры «182» обозначают налоговый сбор. Взносы, которые идут во внебюджетные фонды, имеют другие коды. Например, «393» для Фонда социального страхования, а «392» — для Пенсионного фонда и Фонда обязательного медицинского страхования.

Доходный блок

В блок доходов включаются несколько информационных сообщений сразу. Первое из них выражено одной цифрой и обозначает вид поступления платежа. Так, цифра «1» значит, что он пришёл в виде налога, «2» — что пришёл в виде безвозмездного поступления, «3» — от бизнеса, и так далее.

От первого знака отделены ещё два, которые образуют подгруппу дохода, то есть обозначают, на какие цели предназначается данное денежное поступление. Это два знака, которые могут обозначать следующее:

  • 01 — налог на прибыль и подоходный налог;
  • 02 — налог или сбор на социальные нужды;
  • 03 — налог на продукцию (товары или работу;), реализуемую на территорию РФ;
  • 04 — налог на товар, ввезённый на территорию РФ;
  • 05 — налог на совокупный доход;
  • 06 — имущественный налог;
  • 07 — налог на использование природных ресурсов;
  • 08 — госпошлина;
  • 09 — задолженность по отменённому налогу, сбору или любому другому обязательному платежу;
  • 10 — доход от внешней экономической деятельности;
  • 11 — доход от пользования государственным и муниципальным имуществом;
  • 12 — платёж при использовании природных ресурсов;
  • 13 — доход от оказания платных услуг;
  • 14 — доход от продажи активов (материальных и нематериальных);
  • 15 — административный платёж или бор;
  • 16 — штраф, санкция, деньги на возмещение ущерба;
  • 17 — другие доходы неналогового характера;
  • 18 — бюджетный доход РФ от возврата остатка от субвенций и субсидий за прошлые годы;
  • 19 — возврат субвенций и субсидий за прошлые годы.

Если цифра группы — не «1» (налог), а «3» (бизнес), то подгруппа будет иметь другое значение, а именно:

  • 01 — доход от собственности по деятельности, приносящей доход (предпринимательской или любой другой);
  • 02 — рыночная продажа продукции;
  • 03 — безвозмездное поступление от деятельности, приносящей доход (предпринимательской или любой другой);
  • 04 — целевое отчисление от государственной или муниципальной лотереи.

Также в данный блок входят группа и подгруппа (соответственно две и три цифры подряд). Следующий элемент определяет код бюджета и состоит из двух цифр, обозначаемых так:

  • 01 — федеральный бюджет;
  • 02 — бюджет субъекта федерации;
  • 03 — местный бюджет;
  • 04 — бюджет городского округа;
  • 05 — бюджет муниципального района;
  • 06 — бюджет ПФР РФ;
  • 07 — бюджет ФСС РФ;
  • 08 — бюджет ФФОМС РФ;
  • 09 — бюджет ТФОМС;
  • 10 — бюджет поселения.

В рассматриваемой последовательности «1» — это группа, «06» — это подгруппа, «04» — это статья, «011» — подстатья, а «02» — это элемент.

Программный блок

Несколько цифр, идущих подряд в этом блоке, означают программу или подпрограмму, то есть вид платежа. Обозначается это следующим образом:

  • 1000 — налоги и сборы;
  • 2000 — проценты и пени;
  • 3000 — штрафы.

Классификационный блок

Последние три цифры кода классифицируют экономическую деятельность в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Обозначение проводится следующим образом:

  • 010 — налоговый доход;
  • 151 — поступление из другой бюджетной системы РФ;
  • 152 — перечисление от международной организации или от правительства иной страны;
  • 153 — перечисление от международной финансовой организации;
  • 160 — взнос или отчисление на социальные нужды;
  • 170 — доход от операций, проведённых с активами;
  • 171 — доход от переоценка активов;
  • 172 — доход от реализации активов;
  • 180 — прочие виды дохода;
  • 410 — уменьшение стоимости основных средств;
  • 420 — уменьшение стоимости активов, которые не были созданы;
  • 440 — уменьшение стоимости материальных запасов.

Таким образом, можно довольно легко структурировать и проанализировать любой КБК. Во-первых, это позволяет самостоятельно, без посторонней помощи, определить назначение денежных средств. Во-вторых, именно это позволяет избегать ошибок при заполнении отчётной и прочей документации.

Пример КБК для ЕНВД

Довольно актуальным для предпринимателей будет КБК ЕНВД 2014, хотя он и остался без изменений. Следует, однако, учитывать, что по приказу Министерства финансов код претерпит некоторые изменения в 2014 и 2015 годах. Поэтому следует отслеживать эти изменения на законодательном уровне, хотя за последнее время никаких особых перемен не отмечалось.

Блоки цифр в этом коде — такие же, как в любом другом. Уплачивая ЕНВД, предприниматель указывает такую последовательность:

182 1 05 02010 02 1000 110.

Можно отметить следующие особенности данного платежа:

  • Он уплачивается в бюджет (182).
  • Форма платежа — налог (1).
  • Сумма исчисляется на основе совокупного дохода (05).
  • Платёж классифицирован по статье и подстатье «02010».
  • Элемент указывает, что платёж будет переведён в бюджет субъекта федерации (02).
  • Платёж является прямым, то есть не представляет собой ни штраф, ни пеню за просрочку (1000).
  • Платёж представляет собой налоговый доход государства (классификационный код — «110»).

Как можно заметить, никаких сложностей тут нет. Например, если необходимо уплатить штраф, код будет иметь вид:

182 1 05 02010 02 3000 110.

Как можно увидеть, в предпоследнем блоке стоит «3000», а не «1000», и именно это свидетельствует о том, что речь идёт о штрафе. Если же это будет процент или пеня, то будет указан код «2000».

Расшифровка

Коды бюджетной классификации используют в документах в случаях, когда одна из сторон – государство и его органы. Например, как всем известно, КБК указывается при оплате налогов и штрафов.

КБК-расшифровка представляет собой 20 цифр, которые разделены на четыре части.

  1. «Администратор». Включает три знака, а также определяет орган (администратора) поступлений (к примеру, ФНС – 182, ПФР – 392).
  2. «Вид доходов». 4-13 знаки включительно. Первой цифрой обозначается «группа»: 1 – доходы, цифре 2 соответствуют безвозмездные доходы и т. п. Следующие два знака – «подгруппа» (01 – налог на прибыль, 08 – госпошлина и т. д.). «Статья» (7-8 знаки) и «подстатья» (9-11 разряды) берутся из расчетных документов в соответствии с конкретным значением, приведенным в классификации доходов. «Элемент» обозначает уровень бюджета: 01 – федеральный, 02 – бюджет субъекта и т. д.
  3. «Программа». Она занимает последующие 4 знака (14-17). Служит для распределения налогов (1000), пеней (2000) и денежных взысканий (3000).
  4. «Экономическая классификация». Представляет собой три знака в конце. Например, 110 – налоговые доходы, 130 – от платных услуг и т. д.

В совокупности формируется код, который нужно указывать в строке «Назначение платежа» в платежных документах.

Коды устанавливает Министерство финансов. Изменения вносятся довольно часто, в связи с чем при проведении подобных платежей следует сверяться по справочникам КБК, размещенным в сети Интернет.

Примеры разбора кодов

  • КБК по налогам. Главный администратор НДС на товары, которые реализуются на территории страны – Федеральная налоговая служба (182). Она ответственна за сбор налогов, уплату штрафов. Для НДС на товары из заграницы администратором будет являться Федеральная таможенная служба (153). Таким образом, во время уплаты налога коды будут следующие: на российские товары – администратор бюджета «182», группа «1», подгруппа «03», доходы «01», подстатья «000», элемент «01», подвид «1000», КОСГУ «110». В КБК пени по данному налогу сменяется подвид с «1000» на «2000».
  • НДФЛ – у этого налога исключительно один администратор – это Федеральная налоговая служба России (182). При уплате данного налога, код будет зависеть от того, на основании какой статьи Налогового кодекса взимается платеж. При платеже применяется следующий КБК: НДФЛ – администратор доходов бюджета «182», группа «1», подгруппа «01», доходы «02», подстатья «010», элемент, подвид и КОСГУ имеют коды, аналогичные для НДС.

Для физических лиц при уплате налога с доходов, которые получены в случаях, отраженных в статье 228 НК РФ, КБК тот же администратор, группа, подгруппа и статья доходов одинаковы с НДФЛ, подстатья «030», элемент, код подвида и КОСГУ так же аналогичны.

  • ЕНВД уплачивается организациями и ИП, которые перешли на него добровольно. Платеж производится по следующему КБК: администратором так же является ФНС (182), первая группа, подгруппа «05», доходы «02», подстатья «010», элементу соответствует «02», подвид «1000» и КОСГУ «110».

Справочная информация: «Таблица кодов классификации доходов бюджетов Российской Федерации по группе «Налоговые и неналоговые доходы» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)

В Перечне кодов видов доходов бюджетов коды бюджетной классификации приведены без уточнения разрядов 1 — 3 (код главного администратора доходов бюджета) и 14 — 17 (группа подвида доходов бюджетов). Администраторы доходов бюджета доводят до плательщиков полный код классификации доходов бюджетов с учетом кода подвида доходов бюджетов (14 — 20 разряды). Администраторы доходов бюджета обязаны производить уточнение платежей с кодом группы подвида доходов бюджетов 4000 с целью их отражения по кодам группы подвида доходов бюджетов, утвержденным приложением 2 к данным Указаниям. ТАБЛИЦА КОДОВ КЛАССИФИКАЦИИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ГРУППЕ «НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ» Указатель: 1. Классификация доходов бюджетов на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. 2. Порядки осуществления бюджетных полномочий главными администраторами доходов бюджетов бюджетной системы РФ. 3. Письма, разъясняющие порядок применения КБК в 2019 году Классификация доходов бюджетов на 2018 год, 2017 год, 2016 год, 2015 год, 2014 год, 2013 год, 2012 год, 2011 год, 2010 год, 2009 год, 2008 год, 2007 год, 2006 год, 2005 год.

  • Классификация доходов бюджетов с 1 января 2019 года и на плановый период 2020 г. и 2021 г.
  • 000 1 00 00000 00 0000 000 Налоговые и неналоговые доходы
    • 000 1 01 00000 00 0000 000 Налоги на прибыль, доходы
    • 000 1 02 00000 00 0000 000 Страховые взносы на обязательное социальное страхование
    • 000 1 03 00000 00 0000 000 Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации
    • 000 1 04 00000 00 0000 000 Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации
    • 000 1 05 00000 00 0000 000 Налоги на совокупный доход
    • 000 1 06 00000 00 0000 000 Налоги на имущество
    • 000 1 07 00000 00 0000 000 Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами
    • 000 1 08 00000 00 0000 000 Государственная пошлина
    • 000 1 09 00000 00 0000 000 Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам
    • 000 1 10 00000 00 0000 000 Доходы от внешнеэкономической деятельности
    • 000 1 11 00000 00 0000 000 Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности
    • 000 1 12 00000 00 0000 000 Платежи при пользовании природными ресурсами
    • 000 1 13 00000 00 0000 000 Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства
    • 000 1 14 00000 00 0000 000 Доходы от продажи материальных и нематериальных активов
    • 000 1 15 00000 00 0000 000 Административные платежи и сборы
    • 000 1 16 00000 00 0000 000 Штрафы, санкции, возмещение ущерба
    • 000 1 17 00000 00 0000 000 Прочие неналоговые доходы
    • 000 1 18 00000 00 0000 000 Поступления (перечисления) по урегулированию расчетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации
  • Порядки осуществления бюджетных полномочий главными администраторами доходов бюджетов бюджетной системы РФ
  • Письма, разъясняющие порядок применения КБК в 2018 г. и 2019 г.

Открыть полный текст документа