Инструктажи по охране труда

Вводный, первичный и повторный инструктажи работников по охране труда

На предприятии приказом назначена постоянно действующая комиссия, в состав которой входят генеральный директор, начальник производства и инженер по охране труда. Эта комиссия проводит вводный инструктаж работников при приеме на работу с составлением протокола. Может ли эта же комиссия проводить обучение рабочих 1 раз в год по цехам и отделам или нужно приказом назначать другой состав комиссии, в состав которой будут входить непосредственно руководители цехов и отделов, которые назначены ответственными?

Важно не путать проведение установленных нормативами инструктажей и обучения. В отношении инструктажей есть четкие правила.Обучение, в отличие от инструктажей, может проводиться произвольно по усмотрению работодателя.

Вводный инструктаж

Лица, обязанные проходить вводный инструктаж, установлены п. 2.1.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 года № 1/29 (далее — Порядок обучения).

К лицам, обязанным проходить вводный инструктаж, относятся:

  • лица, принимаемые на работу;
  • работники, командированные в организацию;
  • работники сторонних организаций, выполняющие в организации работы на выделенном участке;
  • обучающиеся образовательных организаций, проходящие в организации производственную практику;
  • другие лица, участвующие в производственной деятельности организации.

Вводный инструктаж проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности (п. 2.1.2 Порядка обучения). Проведение вводного инструктажа осуществляется в кабинете охраны труда или специально оборудованном помещении с использованием современных технических средств обучения и наглядных пособий (п. 7.1.3 ГОСТ 12.0.004-90). Его продолжительность должна соответствовать программе инструктажа, которая разрабатывается на основании законодательных и иных нормативных правовых актов РФ с учетом специфики деятельности организации и утверждается приказом работодателя (п. 2.1.2 Порядка обучения). Унифицированной формы приказа об утверждении программы вводного инструктажа не установлено, поэтому его составляют в произвольной форме.

Примерный перечень вопросов для составления программы вводного инструктажа приведен в Приложении 3 к ГОСТ 12.0.004-90.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ ВВОДНОГО ИНСТРУКТАЖА

1. Общие сведения о предприятии, организации, характерные особенности производства.

2. Основные положения законодательства об охране труда.

2.1. Трудовой договор, рабочее время и время отдыха, охрана труда женщин и лиц моложе 18 лет. Льготы и компенсации.
2.2. Правила внутреннего трудового распорядка предприятия, организации, ответственность за нарушение правил.
2.3. Организация работы по охране труда на предприятии. Ведомственный, государственный надзор и общественный контроль за состоянием охраны труда.

3. Общие правила поведения работающих на территории предприятия, в производственных и вспомогательных помещениях. Расположение основных цехов, служб, вспомогательных помещений.

4. Основные опасные и вредные производственные факторы, характерные для данного производства. Методы и средства предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний: средства коллективной защиты, плакаты, знаки безопасности, сигнализация. Основные требования по предупреждению электротравматизма.

5. Основные требования производственной санитарии и личной гигиены.

6. Средства индивидуальной защиты. Порядок и нормы выдачи СИЗ, сроки носки.

7. Обстоятельства и причины отдельных характерных несчастных случаев, аварий, пожаров, происшедших на предприятии и других аналогичных производствах из-за нарушения требований безопасности.

8. Порядок расследования и оформления несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

9. Пожарная безопасность. Способы и средства предотвращения пожаров, взрывов, аварий. Действия персонала при их возникновении.

10. Первая помощь пострадавшим. Действия работающих при возникновении несчастного случая на участке, в цеху.

Первичный инструктаж

Лица, обязанные проходить первичный инструктаж на рабочем месте (далее — первичный инструктаж), установлены п. 2.1.4 Порядка обучения. К ним относятся: все вновь принятые в организацию работники (в их число также включаются работники, которые выполняют работу на условиях трудового договора, заключенного на срок до двух месяцев или на период выполнения сезонных работ; совместители; надомники, которые используют материалы, инструменты и механизмы, выделяемые работодателем или приобретаемые ими за свой счет); работники организации, переведенные в установленном порядке из другого структурного подразделения, либо работники, которым поручается выполнение новой для них работы; командированные работники сторонних организаций; обучающиеся образовательных организаций, проходящие производственную практику (практические занятия); другие лица, участвующие в производственной деятельности организации.

Первичный инструктаж проводится непосредственным руководителем работ на конкретном рабочем месте до начала работником самостоятельной работы. Пунктом 7.2.3 ГОСТ 12.0.004-90 установлено, что первичный инструктаж может проводиться: индивидуально с каждым работником; с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование, и в пределах общего рабочего места. Этот инструктаж должен сопровождаться практическим показом безопасных приемов и методов труда.

От прохождения первичного инструктажа могут быть освобождены те работники, которые не связаны с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов (п. 2.1.4 Порядка обучения). При этом работодателем должен быть утвержден перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте.

Программа первичного инструктажа разрабатывается руководителем структурного подразделения, согласовывается со специалистом по охране труда или работником, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности, и утверждается приказом работодателя. Программа разрабатывается на основании законодательных и иных нормативных правовых актов РФ с учетом специфики деятельности организации, структурного подразделения, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации.

Примерный перечень вопросов для составления программы первичного инструктажа приведен в Приложении 5 к ГОСТ 12.0.004-90.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ ПЕРВИЧНОГО ИНСТРУКТАЖА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

1. Общие сведения о технологическом процессе и оборудовании на данном рабочем месте, производственном участке, в цехе. Основные опасные и вредные производственные факторы, возникающие при данном технологическом процессе.
2. Безопасная организация и содержание рабочего места.

3. Опасные зоны машины, механизма, прибора. Средства безопасности оборудования (предохранительные, тормозные устройства и ограждения, системы блокировки и сигнализации, знаки безопасности). Требования по предупреждению электротравматизма.

4. Порядок подготовки к работе (проверка исправности оборудования, пусковых приборов, инструмента и приспособлений, блокировок, заземления и других средств защиты).

5. Безопасные приемы и методы работы; действия при возникновении опасной ситуации.

6. Средства индивидуальной защиты на данном рабочем месте и правила пользования ими.

7. Схема безопасного передвижения работающих на территории цеха, участка.
8. Внутрицеховые транспортные и грузоподъемные средства и механизмы. Требования безопасности при погрузочно-разгрузочных работах и транспортировке грузов.

9. Характерные причины аварий, взрывов, пожаров, случаев производственных травм.

10. Меры предупреждения аварий, взрывов, пожаров. Обязанность и действия при аварии, взрыве, пожаре. Способы применения имеющихся на участке средств пожаротушения, противоаварийной защиты и сигнализации, места их расположения.

После окончания первичного инструктажа проводится устная проверка приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы (п. 2.1.3 Порядка обучения). Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельной работе не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж (п. 7.8 ГОСТ 12.0.004-90). В этом случае издается приказ об отстранении данного лица от работы. В нем указываются причина, а также период отстранения от работы — до прохождения данным работником первичного инструктажа на рабочем месте с положительным результатом проверки приобретенных им знаний и навыков безопасных приемов работы. Приказ издается на основании служебной (докладной) записки лица, проводившего первичный инструктаж на рабочем месте. На период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется (ч. 3 ст. 76 ТК РФ).

Если получен положительный результат проверки приобретенных знаний и навыков, издается приказ о допуске к работе. Приказ издается на основании служебной (докладной) записки лица, проводившего первичный инструктаж на рабочем месте.

Повторный инструктаж

Повторный инструктаж проводится не реже одного раза в шесть месяцев для всех работников, которые проходили первичный инструктаж (п. 2.1.5 Порядка обучения). Инструктаж осуществляется непосредственным руководителем работ на конкретном рабочем месте по программе первичного инструктажа (п. 7.3.2 ГОСТ 12.0.004-90) и должен сопровождаться практическим показом безопасных приемов и методов труда.

Повторный инструктаж может проводиться:

  • индивидуально с каждым работником;
  • с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование,
  • и в пределах общего рабочего места.

После окончания повторного инструктажа проводится устная проверка приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы (п. 2.1.3 Порядка обучения). Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельной работе не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж (п. 7.8 ГОСТ 12.0.004-90). В этом случае необходимо издать приказ об отстранении их от работы. В журнале регистрации инструктажа делается запись о дате проведения повторного

инструктажа с обязательными подписями инструктируемого и инструктирующего (п. 2.1.3 Порядка обучения). Кроме того, запись о проведении повторного инструктажа может быть сделана и в личной карточке прохождения обучения.

Материал подготовлен редакцией журнала «Охрана труда и пожарная безопасность» № 7, 2015

Программа по технике безопасности на уроках химии

  • Абдулина Маргарита Ивановна, учитель химии

Разделы: Химия

В начале изучения химии, в 8 классе, учитель проводит вводный инструктаж по технике безопасности, который включает правила поведения в химической лаборатории, пожарную безопасность и правила оказания первой медицинской помощи. На протяжении учебного года, в зависимости от изучаемой темы, учитель инструктирует учащихся о правилах безопасного обращения с химическими веществами. При проведении практической или исследовательской работы учащиеся изучают соответствующую инструкцию, а затем проходят тематический тест (Приложение 1). В соответствии с полученной оценкой ученик допускается или не допускается к работе. В кабинете химии имеется свод инструкций по безопасному обращению с лабораторным оборудованием, химическими реактивами, по пожарной безопасности и правилам оказания первой доврачебной помощи. В данной работе представлены инструкции по охране труда и технике безопасности в химическом кабинете, а также тест по ТБ.

ВИДЫ ИНСТРУКТАЖА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
(в соответствии с ГОСТом 12.0.0004-90 «Организация обучения безопасности труда»)

№ п/п

Вид инструктажа

Время или причины
проведения

Ответственный за проведение

Документ для регистрации

1 Вводный На первом уроке химии и с каждым вновь прибывшим учащимся Зав. кабинетом, учитель Классный журнал
2 Первичный на рабочем месте Перед практической работой – правила техники безопасности при работе в кабинете химии, и с каждым вновь прибывшим учеником Зав. кабинетом, учитель Классный журнал
3 Повторный На первом уроке в каждом полугодии (триместре) Зав. кабинетом, учитель Классный журнал
4 Текущий Перед проведением лабораторных и практических работ Учитель Фиксируется только для практических работ в классном журнале (учителем) и в тетрадях (учащимися)
5 Внеплановый В случаях: а) грубого нарушения безопасности труда; б) получения травмы; в) отсутствия на занятиях (работе) более 60 дней; г) введения в действие новых правил, инструкций по охране труда и технике безопасности Зав. кабинетом, учитель Классный журнал (для лаборанта и практикантов – специальный журнал)
6 Целевой В случаях: а) постановки химического эксперимента на вечерах занимательной химии; б) проведения экскурсий на промышленные предприятия и в химические лаборатории Учитель Специальный журнал

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ В КАБИНЕТЕ ХИМИИ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для всех учащихся, работающих в кабинете химии.
  2. Учащиеся могут находиться в кабинете только в присутствии учителя; пребывание учащихся в помещении лаборантской не допускается.
  3. Присутствие посторонних лиц в кабинете химии во время эксперимента допускается только с разрешения учителя.
  4. В кабинете химии запрещается принимать пищу и напитки.
  5. Учащимся запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя.
  6. Не допускается загромождение проходов портфелями и сумками.
  7. Во время работы в кабинете химии учащиеся должны соблюдать чистоту, порядок на рабочем месте, а также четко следовать правилам техники безопасности.
  8. Учащимся запрещается бегать по кабинету, шуметь и устраивать игры.
  9. Не допускается нахождение учащихся в кабинете химии во время его проветривания.
  10. Учащиеся, присутствующие на лабораторной или практической работе без халата, непосредственно к проведению эксперимента не допускаются.

II. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

  1. Перед проведением экспериментальной работы каждый учащийся должен надеть халат. Халат должен быть из хлопчатобумажной ткани, застёгиваться только спереди, манжеты рукавов должны быть на пуговицах. Длина халата — ниже колен. Стирать халат, испачканный химическими реактивами, необходимо отдельно от остального нательного белья.
  2. При проведении эксперимента, связанного с нагреванием жидкостей до температуры кипения, использованием разъедающих растворов, учащиеся должны пользоваться средствами индивидуальной защиты (по указанию учителя).
  3. Учащиеся, имеющие длинные волосы, не должны оставлять их в распущенном виде, чтобы исключить возможность их соприкосновения с лабораторным оборудованием, реактивами и тем более — с открытым огнем.
  4. Прежде, чем приступить к выполнению эксперимента, учащиеся должны по учебнику или инструктивной карточке изучить и уяснить порядок выполнения предстоящей работы.
  5. Учащиеся обязаны внимательно выслушать инструктаж учителя по технике безопасности в соответствии с особенностями предстоящей работы. Текущий инструктаж по технике безопасности перед практической работой регистрируется, собственноручно учащимися в тетрадях для практических работ. Текущий инструктаж перед лабораторной работой не регистрируется.
  6. Приступать к проведению эксперимента учащиеся могут только с разрешения учителя.

III. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

  1. Во время работы в кабинете химии учащиеся должны быть максимально внимательными, дисциплинированными, строго следовать указаниям учителя, соблюдать тишину, поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.
  2. Во время демонстрационных опытов учащиеся должны находиться на своих рабочих местах или пересесть по указанию учителя на другое, более безопасное место.
  3. При выполнении лабораторных и практических работ учащиеся должны неукоснительно соблюдать правила техники, безопасности, следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук, так как многие из них вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек.
  4. Никакие вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус!Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя их пары или газы лёгким движением руки, а не наклоняясь к сосуду и не вдыхая полной грудью.
  5. При выполнении лабораторных работ учащиеся должны точно повторять действия учителя, показывающего, как нужно правильно проводить эксперимент.
  6. Подготовленный к работе прибор учащиеся должны показать учителю или лаборанту.
  7. По первому требованию учителя учащиеся обязаны немедленно прекратить выполнение работы (эксперимента). Возобновление работы возможно только с разрешения учителя.
  8. Учащимся запрещается самостоятельно проводить любые опыты, не предусмотренные в данной работе.
  9. Учащимся запрещается выливать в канализацию растворы и органические жидкости.
  10. Обо всех разлитых и рассыпанных реактивах учащиеся должны немедленно сообщить учителю или лаборанту. Учащимся запрещается самостоятельно убирать любые вещества.
  11. Обо всех неполадках в работе оборудования, водопровода, электросети и т.п. учащиеся обязаны сообщить учителю или лаборанту. Учащимся запрещается самостоятельно устранять неисправности.
  12. При получении травм (порезы, ожоги и т.п.), а также при плохом самочувствии учащиеся должны немедленно сообщить об этом учителю или лаборанту.
  13. Во время работы учащимся запрещается переходить на другое рабочее место без разрешения учителя.
  14. Учащимся запрещается брать вещества и какое-либо оборудование с незадействованных на данный момент рабочих мест.
  15. Недопустимо во время работы перебрасывать друг другу какие-либо вещи (учебники, тетради, ручки и др.).
  16. Запрещается оставлять без присмотра включенные нагревательные приборы, а также зажигать горелки и спиртовки без надобности.

IV. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

  1. Уборка рабочих мест по окончании работы производится в соответствии с указаниями учителя.
  2. Учащиеся должны привести в порядок свое рабочее место, сдать учителю или лаборанту дополнительные реактивы и оборудование, выданные в лотке, удостовериться в наличии порядка в обоих ящиках рабочего стола и закрыть их. Запрещается убирать в ящики грязную посуду, ее необходимо сдать учителю или лаборанту.
  3. По окончании лабораторной и практической работ учащиеся обязаны вымыть руки с мылом.
  4. Стирать халат, испачканный химическими реактивами, необходимо отдельно от остального нательного белья.

V. АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ

При возникновении аварийных ситуаций во время занятий в кабинете химии (пожар, появление посторонних запахов), не допускать паники и подчиняться только указаниям учителя.

Продолжение

Перечень использованных источников информации: Г.Л. Маршанова, Техника безопасности в школьной химической лаборатории, М., АРКТИ, 2002.

Техника безопасности на предприятии

Цель: Ознакомиться и изучить технику безопасности на предприятии и при проведении монтажных работ.

Ход работы:

1. Ознакомиться с правилами ТБ

2. Составить конспект по общим требованиям техники безопасности на производстве, специальным требованиям безопасности и по технике безопасности при проведении монтажных работ.

3. Ответить на вопросы преподавателя.

Техника безопасности

Под техникой безопасности подразумевается комплекс мероприятий технического и организационного характера, направленных на создание безопасных условий труда и предотвращение несчастных случаев на производстве.

На любом предприятии принимаются меры к тому, чтобы труд работающих был безопасным, и для осуществления этих целей выделяются большие средства. На заводах имеется специальная служба безопасности, подчиненная главному инженеру завода, разрабатывающая мероприятия, которые должны обеспечить рабочему безопасные условия работы, контролирующая состояние техники безопасности на производстве и следящая за тем, чтобы все поступающие на предприятие рабочие были обучены безопасным приемам работы.

На заводах систематически проводятся мероприятия, обеспечивающие снижение травматизма и устранение возможности возникновения несчастных случаев. Мероприятия эти сводятся в основном к следующему:

  • улучшение конструкции действующего оборудования с целью предохранения работающих от ранений;
  • устройство новых и улучшение конструкции действующих защитных приспособлений к станкам, машинам и нагревательным установкам, устраняющим
  • улучшение условий работы: обеспечение достаточной освещенности, хорошей вентиляции, отсосов пыли от мест обработки, своевременное удаление отходов производства, поддержание нормальной температуры в цехах, на рабочих местах и у теплоизлучающих агрегатов;
  • устранение возможностей аварий при работе оборудования, разрыва шлифовальных кругов, поломки быстро вращающихся дисковых пил, разбрызгивания кислот, взрыва сосудов и магистралей, работающих под высоким давлением, выброса пламени или расплавленных металлов и солей из нагревательных устройств, внезапного включения электроустановок, поражения электрическим током и т. п.;
  • организованное ознакомление всех поступающих на работу с правилами поведения на территории предприятия и основными правилами техники безопасности, систематическое обучение и проверка знания работающими правил безопасной работы;
  • обеспечение работающих инструкциями по технике безопасности, а рабочих участков плакатами, наглядно показывающими опасные места на производстве и меры, предотвращающие несчастные случаи.

Однако в результате пренебрежительного отношения со стороны самих рабочих к технике безопасности возможны несчастные случаи. Чтобы уберечься от несчастного случая, нужно изучать правила техники безопасности и постоянно соблюдать их.

Общие требования техники безопасности на производстве.

1.При получении новой (незнакомой) работы требовать от мастера дополнительного инструктажа по технике безопасности.

2.При выполнении работы нужно быть внимательным, не отвлекаться посторонними делами и разговорами и не отвлекать других.

3.На территории завода (во дворе, здании, на подъездных путях) выполнять следующие правила:

не ходить без надобности по другим цехам предприятия;

быть внимательным к сигналам, подаваемым крановщиками электро кранов и водителями движущегося транспорта, выполнять их;

обходить места погрузки и выгрузки и не находиться под поднятым грузом;

не проходить в местах, не предназначенных для прохода, не подлезать под стоящий железнодорожный состав и не перебегать путь впереди движущегося транспорта;

не переходить в неустановленных местах через конвейеры и рольганги и не подлезать под них, не заходить без разрешения за ограждения;

не прикасаться к электрооборудованию, клеммам и электропроводам, арматуре общего освещения и не открывать дверец электрошкафов;

не включать и не останавливать (кроме аварийных случаев) машин, станков и механизмов, работа на которых не поручена тебе администрацией твоего цеха.

4. В случае травмирования или недомогания прекратить работу, известить об этом мастера и обратиться в медпункт.

Ниже приведены специальные требования безопасности.

Перед началом работы:

1. Привести в порядок свою рабочую одежду: застегнуть или обхватить широкой резинкой обшлага рукавов; заправить одежду так, чтобы не было развевающихся концов одежды: убрать концы галстука, косынки или платка; надеть плотно облегающий головной убор и подобрать под него волосы.

2. Надеть рабочую обувь. Работа в легкой обуви (тапочках, сандалиях, босоножках) запрещается ввиду возможности ранения ног острой и горячей металлической стружкой.

3. Внимательно осмотреть рабочее место, привести его в порядок, убрать все загромождающие и мешающие работе предметы. Инструмент, приспособления, необходимый материал и детали для работы расположить в удобном и безопасном для пользования порядке. Убедиться в исправности рабочего инструмента и приспособлений.

4. Проверить, чтобы рабочее место было достаточно освещено и свет не слепил глаза.

5. Если необходимо пользоваться переносной электрической лампой, проверить наличие на лампе защитной сетки, исправности шнура и изоляционной резиновой трубки. Напряжение переносных электрических светильников не должно превышать 36 В, что необходимо проверить по надписям на щитках и токоприемниках.

6. Убедиться, что на рабочем месте пол в полной исправности, без выбоин, без скользких поверхностей и т. п., что вблизи нет оголенных электропроводов и все опасные места ограждены.

7. При работе с талями или тельферами проверить их исправность, приподнять груз на небольшую высоту и убедиться в надежности тормозов, стропа и цепи.

8. При подъеме и перемещении тяжелых грузов сигналы крановщику должен подавать только один человек.

9. Строповка (зачаливание) груза должна быть надежной, чалками (канатами или тросами) соответствующей прочности.

10. Перед установкой крупногабаритных деталей на плиту или на сборочный стол заранее подбирать установочные и крепежные приспособления (подставки, мерные прокладки, угольники, домкраты, прижимные планки, болты и т. д.).

11. При установке тяжелых деталей выбирать такое положение, которое позволяет обрабатывать ее с одной или с меньшим числом установок.

12. Заранее выбрать схему и метод обработки, учесть удобство смены инструмента и производства замеров.

Во время работы:

13. При заточке инструмента на шлифовальных кругах обязательно надеть защитные очки (если при круге нет защитного экрана). Если имеется защитный экран, то не отодвигать его в сторону, а использовать для собственной безопасности. Проверить, хорошо ли установлен подручник, подвести его возможно ближе к шлифовальному кругу, на расстояние 3—4 мм. При заточке стоять не против круга, а в полуоборот к нему.

14. Следить за исправностью ограждений вращающихся частей станков, на которых приходится работать.

15. Не удалять стружку руками, а пользоваться проволочным крючком.

16. Во всех инструментальных цехах используется сжатый воздух давлением от 4 до 8 ат. При таком давлении струя воздуха представляет большую опасность. Поэтому сжатым воздухом надлежит пользоваться с большой осторожностью, чтобы его струя не попала случайно в лицо и уши пользующегося им или работающего рядом.

Техника безопасности при проведении монтажных работ

Безопасное выполнение заготовительных и монтажных работ требует строгого соблюдения работниками правил техники безопасности. Каждый работник должен хорошо знать и выполнять безопасные приемы работы. Только при этом условии можно предупреждать несчастные случаи.

1. Производственный травматизм происходит вследствие ряда причин:

неправильная организация работ, допущение к работе лиц, не получивших инструктажа по безопасному ее выполнению;

отсутствие или неисправность ограждений и предохранительных устройств;

неисправное состояние инструмента и приспособлений;

неправильное обслуживание оборудования и механизмов;

пренебрежение работниками мерами предосторожности.

2. При пользовании грузоподъемными механизмами необходимо строго соблюдать следующие правила:

нельзя применять грузоподъемные механизмы, рассчитанные на вес, меньший чем вес поднимаемого груза;

грузоподъемные механизмы должны иметь исправно действующие тормоза, в зубчатых и червячных передачах не должно быть никаких повреждений;

грузоподъемные механизмы должны быть аттестованы соответствующим порядком, эксплуатация механизмов без аттестации или с просроченным сроком очередной аттестации запрещена;

при перемещении тяжестей нельзя находиться под грузом, а также в местах, где может оказаться груз в случае обрыва троса.

3. При пользовании слесарным инструментом необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности:

запрещается пользоваться инструментом неисправным или не соответствующим выполняемой работе;

бойки молотков и кувалд должны иметь гладкую, слегка выпуклую поверхность; и молотки и кувалды должны быть прочно насажены на рукоятки и закреплены на них клиньями;

нельзя применять зубила и шлямбуры со сбитыми затылками;

нельзя применять для работы напильники, ножовки и отвертки без ручек или с расколотыми и плохо закрепленными ручками;

при работе трубными и гаечными ключами не допускается надевать отрезки трубы на ручки ключей и применять металлические подкладки под губки ключей.

4. При пользовании электроинструментом необходимо строго соблюдать правила техники электробезопасности:

недопустимо работать около токоведущих частей, не защищенных ограждениями, кожухами;

металлические кожухи, электродвигатели, электродрели, металлические части пусковых приборов, станков и других устройств, которые могут оказаться под напряжением в случае повреждения изоляции, должны быть заземлены;

для переносных электрических светильников при менять напряжение не выше 36 В;

провода, проводящие электроток к сварочному аппарату и от сварочного аппарата к месту сварки, должны быть изолированы и защищены от действия высоких температур и механических повреждений.

5. При проведении сварочных работ необходимо:

закрывать лицо специальными щитками, для того чтобы защитить глаза от вредного действия светового и невидимого ультрафиолетового и инфракрасного излучения;

для устранения причин, способствующих возникновению пожаров при проведении сварочных работ, необходимо тщательно защищать деревянные и другие легко воспламеняющиеся части и конструкции зданий от воспламенения листовым асбестом;

после окончания сварочных работ следует тщательно проверять помещение и зону, где проводились сварочные работы, и не оставлять открытого пламени и тлеющих предметов.

Цели и задачи вводного инструктажа

Обязанность всех работодателей ознакомить своих сотрудников с требованиями по охране труда (ОТ) определена в статье 225 Трудового кодекса РФ. Целью вводного инструктажа по охране труда является ознакомление нового работника с действующим в организации:

  • структурой;
  • трудовым распорядком;
  • оборудованием и технологией производства;
  • особенностями склада, территории и транспорта;
  • мерами пожарной безопасности,
  • инструкциями по охране труда и технике безопасности.

Очевидно, что в каждой организации все эти пункты имеют особенности и не похожи на подобные, действующие в других фирмах. Поэтому данное ознакомление является обязательным для всех вновь принимаемых на работу лиц. Именно поэтому инструктаж называется вводным.

Руководство организации не должно путать понятия «инструктаж» и «обучение» работников. В отношении инструктажей законодательством установлены четкие правила. В ходе его задачей инструктора является донести до работника действующие нормы и правила, тогда, как обучение — это более длительный процесс, который занимает не несколько часов. Кроме того, работодатели могут проводить обучение по своему усмотрению.

Кто проводит вводный инструктаж по охране труда?

В соответствии с требованиями п. 7.13 Рекомендаций по организации работы службы ОТ в организации, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14, инструктировать работников должна специальная служба по ОТ. Кроме того, лица, которые могут инструктировать новых сотрудников по ОТ, установлены в п. 2.1.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного совместным постановлением Минтруда, Минобразования РФ от 13 января 2003 года № 1/29. Это, в частности, могут быть:

  • руководитель организации;
  • специалист по ОТ;
  • работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.

Минтруд России в письме от 09.08.2016 N 15-2/ООГ-2884 указал, что даже если в организации нет специалиста по ОТ, работодатель может возложить обязанности, связанные с инструктированием работников по технике безопасности и остальным правилам, на любого человека. Главное условие — чтобы он прошел обучение и проверку знаний требований ОТ в обучающих организациях, аккредитованных в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н.

Если директор является единственным учредителем фирмы и с ним заключен трудовой договор, он должен провести вводный инструктаж самому себе, при условии, что нет другого уполномоченного на это работника (письмо Роструда от 27.04.2017 N ПГ/08346-03-3).

Инструктирование новых сотрудников следует проводить в отдельном кабинете охраны труда или другом специально оборудованном помещении. Во время мероприятия должны использоваться наглядные пособия и другие современные технические средства обучения (п. 7.1.3 ГОСТ 12.0.004-90).

Разработка и утверждение программы

Работодатель должен самостоятельно разработать программу по проведению инструктирования, на основании законодательных и иных нормативных правовых актов РФ. В программе должна быть учтена специфика деятельности. Примерный перечень вопросов для составления программы можно найти в приложении Б к ГОСТ 12.0.004-2015. Только на первый взгляд кажется, что инструкция проведения вводного инструктажа по охране труда — это что-то сложное. На самом деле это просто перечень вопросов, которые нужно довести до инструктируемого лица, и время, отведенное на их рассмотрение. Выглядеть это может примерно так:

Как видно из образца, инструкция вводного инструктажа по охране труда является приложением к приказу. Форма нормативного акта об утверждении программы никак не определена. Работодатель обычно утверждает данную программу приказом, например, таким:

С приказом обязательно нужно ознакомить уполномоченное лицо, на которое возложены соответствующие обязанности. Такой специалист должен поставить подпись и дату ознакомления.

Журнал вводного инструктажа

После того как сотрудник ознакомлен со всеми требованиями ОТ, инспектор должен провести устную проверку приобретенных знаний и навыков. После успешных ответов на вопросы вводный инструктаж по технике безопасности считается завершенным, о чем следует сделать запись в специальном журнале регистрации. В такой записи ставятся дата проведения, данные инструктируемого и инструктирующего лиц, а также подразделение компании, где трудоустроен сотрудник. Записи обязательно должны быть завернены подписями инструктируемого и инструктирующего (п. 2.1.3 Порядка обучения). Еще одну запись о том, что работник был надлежащим образом проинструктирован, необходимо внести в его личную карточку (если она есть в организации).

Надо отметить, что формы журнала регистрации и личной карточки прохождения обучения безопасности труда приведены в Приложении А к ГОСТ 12.0.004-2015 (формы А.4 и А.2). Однако они являются не обязательными, а рекомендованы, поэтому каждая фирма может разработать для себя более удобные формы. Образец журнала вводного инструктажа по охране труда, составленный по рекомендованной форме, будет выглядеть так:

Определение кратко

С каждым человеком, с которым организация заключает трудовой договор, работодатель обязан провести вводный инструктаж. Он считается неотъемлемой частью безопасности труда в любой компании. Чем отличается от первичного инструктажа?

Инструктирование содержит обучающую информацию о правилах поведения и соблюдении всех правил и норма, установленных в организации.

Процедура регламентирована трудовым законодательством. Поэтому, чтобы избежать штрафных санкций, работодатель обязан донести обучающую информацию до всего персонала. Сотрудники же обязаны соблюдать установленные правила.

Вводный инструктаж подразумевает минимальный набор знаний, которые необходимы для обеспечения безопасности.

Основные разделы вводного инструктажа, используемые работодателями:

  • Цели и задачи. Работник должен четко понимать: зачем ему нужен инструктаж.
  • Обозначение основных терминов.
  • Законодательные основы области охраны труда.
  • Какие бывают средства индивидуальной защиты.
  • Что делать при несчастном случае: алгоритм.
  • За кем остается контроль соблюдения норм охраны труда.
  • Ответственность за нарушение установленных правил и норм.
  • Описание опасных зон и участков на предприятии.
  • Правила безопасности при погрузочных работах (если такие имеют место). Меры безопасности при работе на высоте (когда труд связан с высотой).
  • Обозначение правил пожарной и электро- безопасности.
  • Как безопасно работать с инструментами или оборудованием.
  • Санитарные нормы.
  • Какие должны быть нормы: шума, освещения, излучения, производственный микроклимат.
  • Обозначение вредных веществ на производстве.
  • Заключительные положения.

Дополнительно работодатель может включить в программу и другие немаловажные вопросы согласно специфике своей деятельности.

Обучение проводится в кабинете отдела охраны труда или другом специально оборудованном помещении.

Для чего нужен — цель и назначение

Целью проведения вводных инструктажей является донести до вновь принимаемых сотрудников информацию о предприятии в целом, рабочем месте, внутреннем распорядке компании, правилах поведения и других особенностей, связанных с охраной труда, согласно специфике трудовой деятельности.

Кто должен проводить на предприятии?

Проводить вводные инструктажи вправе:

  • специалист охраны труда;
  • другой работник, на которого организацией возложены обязанности по проведению с помощью специального приказа.

Уполномочить проводить инструктажи допускается любого сотрудника предприятия.

Однако, при условии, что он прошел соответствующее обучение и проверку знаний в специальных обучающих организациях. При этом должна быть в наличии документация, подтверждающая факт прохождения обучения.

Как часто проводится – периодичность и сроки

Вводный инструктаж проводится непосредственно при приеме человека на работу до момента допущения на место труда.

Обучение проводится один раз при заключении трудового договора и прекращается по истечении его действия.

Также такой инструктаж требуется проводить при переводе на другую должность через увольнение.

Если сотрудник переводится внутри компании или выходит из декретного отпуска, повторно проходить вводный инструктаж не нужно.

Продолжительность

Продолжительность проведения обучения зависит от утвержденной программы. Этот документ содержит информацию об освещаемых вопросах и времени, которое на них отводится.

Общий срок проведения во многом зависит от специфики трудовой деятельности компании и самого сотрудника.

Порядок проведения при приеме на работу

Алгоритм проведения вводного обучения в сфере охраны труда на предприятии содержит несколько основных пунктов:

  • Предварительно работодатель определяет уполномоченное лицо, которое будет проводить обучение, и издает специальный приказ о назначении.
  • Разрабатывается и утверждается с помощью приказа программа проведения вводного обучения. Она включает не только вопросы лекции, но и продолжительность времени, выделяемого на каждый из них.
  • Выделяется место для проведения инструктажей.
  • Непосредственное проведение инструктажа по утвержденной программе с учетом разработанных инструкций:
  • проводится обучающая лекция;
  • тестируются полученные знания.
  • В журнале регистрации делается соответствующая запись о прохождении вводного обучения в области охраны труда. Стороны ставят подписи и дату завершения обучающего процесса.

Важно! Отсутствие вводного инструктажа работодателем приводит к штрафным санкциям при проверках.

Какие документы нужно оформить при проведении вводного инструктирования, .

При переводе на другую должность

При переводе работника на другую должность (через увольнение) порядок проведения инструктажа ничем не отличается от обучения для вновь принятых сотрудников:

  • По заранее утвержденной программе проводится обучение сотрудника. Примерный перечень основных вопросов программы зависит от специфики трудовой деятельности предприятия и работника.
  • Тестируются полученные сотрудником знания. Это может быть устный опрос или тестовое задание на компьютере или обычном листке бумаги. Ограничений на этот счет законом не предусмотрено.
  • Ставится отметка о прохождении вводного обучения в специальном журнале регистрации. В соответствующих колонках обученный сотрудник и его учитель ставят свои подписи. Также обязательно проставляется дата проведения инструктирования.

Только после прохождения вводного инструктажа сотрудника можно допустить к рабочему процессу.

Для офисных работников

Конечно, в обязанности офисного персонала не входит обслуживание, эксплуатация, наладка и испытание оборудования. Также такие сотрудники не используют электрифицированный инструмент. Поэтому многим людям кажется, что опасности пострадать у офисного персонала нет.

Однако такие работники при своей трудовой деятельности используют низковольтные приборы. Соответственно, освобождать их от проведения вводного инструктажа не стоит. Кого можно освободить от инструктирования?

Кроме того, инструктирование содержит не только информацию по охране труда, но также способы эвакуации при чрезвычайных ситуациях, места для курения и иные важные правила.

Поэтому данную процедуру проводят со всем персоналом без исключения.

Нужно ли проводить совместителям?

Так как оформление на работу совместителя проводится по отдельному трудовому договору, вводный инструктаж нужно проводить с ними в обязательном порядке. При этом не имеет значения внутренний совместитель или внешний.

Ознакомить с правилами безопасности, то есть провести вводный инструктаж необходимо со всеми сотрудниками без исключения, даже если человек командирован на предприятие временно.

Выводы

На указанную тему можно выделить несколько основных моментов:

  • Вводный инструктаж проводится со всеми сотрудниками без исключения.
  • Проводит обучение специалист охраны труда или другой сотрудник, уполномоченный на это приказом руководителя.
  • Обучающее лицо само предварительно проводит обучение и аттестацию, только после этого оно может быть допущено к инструктированию других лиц.
  • Обучение содержит общую информацию о предприятии, мерах безопасности с оборудованием, инструментами, техникой и др.
  • Проводится один раз в момент трудоустройства. Если человек просто переводится внутри компании с одной должности на другую (без процедуры увольнения), вводный инструктаж с ним не проводится.
  • По завершении обучения и аттестации в журнале регистрации ставится отметка о прохождении обучения.
  • Работодатель несет ответственность за не проведение обучения в сфере охраны труда при приеме сотрудников на работу.

Не нашли в статье ответ на Ваш вопрос?

Получите инструкции, как решить именно Вашу проблему. Позвоните по телефону прямо сейчас:

+7 (499) 653-60-72 доб.445 — Москва — ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 426-14-07 доб.394 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ

+7 (800) 500-27-29 доб.849 — Другие регионы — ПОЗВОНИТЬ

Это быстро и бесплатно!