Аудиторская проверка

Обязательная аудиторская проверка

Аудиторская проверка – это процедура независимой оценки финансового состояния предприятия. Главная цель, которую преследует аудиторская проверка – выявить ошибки в бухгалтерской отчетности и дать руководителю объективные и точные сведения о состоянии документооборота его фирмы. Аудит может быть одного из двух видов: добровольный, когда в качестве инициатора выступает сам руководитель, либо обязательный, то есть предписанный законодательством. Для проведения аудита привлекаются сторонние аудиторские фирмы.

Для кого аудит обязателен?

Перечень предприятий, которые обязаны ежегодно организовывать аудиторскую проверку, присутствует в ФЗ «Об аудиторской деятельности». К таким предприятиям относятся следующие:

  • Фирмы, являющиеся эмитентами ценных бумаг, обращающихся на фондовой бирже, а также фирмы, работающие на фондовом рынке профессионально.

  • Предприятия, занимающиеся клиринговой или страховой деятельностью.

  • ПИФы, пенсионные и акционерные фонды, а также негосударственные внебюджетные фонды.

  • Финансовые учреждения, а именно банки, МФО и прочие.

  • Валютные, товарные и фондовые биржи.

  • Публичные акционерные предприятия.

  • Фирмы, публикующие свою отчетность в свободном доступе.

  • Прочие фирмы, ежегодный доход которых превышает 400 млн рублей, а также компании, имеющие активы на сумму более 60 млн рублей на конец отчетного периода.

  • Организации, уставный капитал которых на четверть или более состоит из государственных денег.

Кроме того, обязательный аудит проводится, если фирма:

  • претендует на получение кредита (проверка может быть одним из требований банка);

  • заключает крупную сделку либо претендует на инвестиции;

  • участвует в тендере.

Принципы обязательного аудита

Обязательная аудиторская проверка требует от аудиторов более ответственного подхода, чем добровольная. Деятельность проверяющего должна базироваться на ряде принципов:

  1. 1. Ревизия производится в полном объеме. Исследованию подвергаются:

— хозяйственная деятельность фирмы;

— бухгалтерский баланс;

— запасы материальных ценностей;

— расчеты с бюджетом и учредителями;

— обязательства фирмы перед кредиторами.

Если у фирмы есть филиалы и представительства, они тоже должны быть проверены.

  1. 2. Вывод аудитора должен быть абсолютным: предоставленная информация либо достоверна, либо нет.

  1. 3. Лицо, осуществляющее аудит, следует правилам процедуры, установленным регулирующим ФЗ.

Как проводится обязательный аудит?

Дата начала процедуры зависит от объема работ, которые должен будет проделать аудитор – необходимо, чтобы проверка была завершена к окончанию отчетного периода. Для обязательного аудита рекомендуется поэтапное исполнение. Этапы следующие:

  1. 1. Прежде всего аудиторы анализируют текущее состояние фирмы с целью выявить предположительный объем работ. Это необходимо для обоснования стоимости услуги.
  1. 2. С заказчиком подписывается соглашение, условия которого определяются путем переговоров. Также заказчик должен принять участие в формировании рабочего задания.

  1. 3. Производится проверка бухгалтерской отчетности. На этом этапе оценивается не только достоверность информации, изложенной в документах, но степень соответствия документооборота нормам закона.

  1. 4. Формируется комплекс рекомендаций по совершенствованию системы документооборота для руководителя. Также заказчику предоставляется отчет о выявленных недочетах – каждый вывод аудитора обоснован документально.

  1. 5. Составляется аудиторское заключение – официальный документ, содержащий субъективное мнение проверяющего о достоверности бухгалтерской информации фирмы. Все данные, прописанные в заключении, являются тайными и не могут быть разглашены.

Какие преимущества от обязательного аудита получает руководитель?

Преимущества обязательной проверки заключаются в следующем:

  • Ошибки в бухгалтерском учете своевременно исправляются – это позволяет свести к минимуму налоговые и финансовые риски компании.

  • Выявляются нарушения в действиях должностных лиц – аудит позволяет снизить риск оппортунистического или мошеннического поведения персонала.

  • Стабилизируется налоговый учет, что дает возможность избежать штрафов.

  • Весь документооборот приводится в соответствие требованиям законодательства.

Правила подачи аудиторского заключения

Начиная с 2014 года, аудиторское заключение по обязательной проверке сдается не в налоговую инспекцию, а в органы статистики по месту регистрации фирмы. Установлены следующие сроки:

  • В течение трех месяцев после окончания отчетного периода (то есть вместе с бухгалтерскими документами).

  • В течение 10 дней после формирования аудиторского заключения, но до конца года, следующего за отчетным.

6.4. Планирование аудита

Проведение аудиторской проверки, как правило, ограничено во времени. Исходя их этого она должна заранее планироваться. Планирование является начальным этапом проведения аудита и включает в себя разработку общего плана аудита с указанием ожидаемого объема работ и сроков проведения аудита, а также разработку аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудитором объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика (клиента). Планируемый объем работы зависит
от размеров и характера (вида) деятельности заказчика (клиента). При планировании аудита наряду с соблюдением общих принципов аудита должны соблюдаться и частные его принципы, а именно: комплексность планирования; непрерывность планирования; оптимальность планирования.
Принцип комплексности планирования предполагает обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования, от предварительного до составления общего плана и программы аудита.
Принцип непрерывности планирования аудиторской проверки предусматривает установление сопряженных заданий группе аудиторов и увязку этапов планирования по срокам и обособленным структурным подразделениям заказчика (клиента).
Принцип оптимизации планирования аудита подразумевает обеспечение возможного выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита.
Процесс планирования состоит из следующих основных этапов: предварительное планирование аудита; подготовка и составление общего плана аудита; подготовка и составление программы аудита.
На первом этапе аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью заказчика (клиента) и получить необходимую информацию. При планировании состава аудиторской группы необходимо учитывать бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита; предполагаемые сроки работы группы; квалификационный уровень членов группы.
На основе полученной информации аудиторская фирма должна решить, необходимо ли привлекать для проверки отдельных вопросов специалистов (юристов, технологов и т.д.), если в штатном расписании отсутствуют специалисты такого профиля.
Второй этап предусматривает составление общего плана аудита с описанием предполагаемого объема, перечня работ и сроков их проведения. Он должен быть достаточно детальным, его форма и содержание могут меняться в ходе проведения аудиторской проверки от объема работ, сложности аудита, специфической методологии и технических приемов, используемых аудитором. При разработке общего плана аудита следует учитывать: данные предварительного планирования; оценку риска внутреннего контроля; определение существенности целей аудита; оценку вероятности существенного искажения отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций заказчиком (клиентом) с учетом прошлых проверок; выявление наиболее сложных участков бухгалтерского учета, подлежащих проверке; возможность изменения подхода к специфическим областям аудита; соответствие методики бухгалтерского учета заказчика (клиента) нормативным правовым актам; выполнение принципа непрерывности планирования; условия проведения аудита.
Общий план аудита составляется по следующей форме (табл. 6.1).
Общий план аудита
Аудируемое лицо: ОАО «МИНСКИЙ ДОМОСТОИТеЛЬНЫЙ КОМОИНаТ». Период аудита: С 10 Ноября 200 Г. ПО 30 Ноября 200 Г.
Количество человеко-часов: 220.
Руководитель аудиторской группы (аудитор): Иванов С.И. Состав аудиторской группы: 3 ЧЄЛОВЄКЗ. Планируемый аудиторский риск: 5 %. Планируемый уровень существенности: 6 500 ТЫС.

руб.
Таблица 6.1 № п/п Планируемые виды работ (объем аудита) Срок проведения Исполнитель Примечание 1 Ознакомление с учредительными документами (своевременность и порядок формирования уставного фонда, виды лицензионной деятельности и другие вопросы) 10.09 — 11.09.200 г. Петрова Н И. 2 Ознакомление с организацией бухгалтерского учета:
а) учетная политика
б) должностные инструкции ра-ботников, графики документооборота в) формы ведения бухгалтерского учета и т.д. 10.09 — 11,09.200 г. Сидорова Г.И. Руководитель аудиторской организации (индивидуальный предприниматель) Селезнев С.И.
Руководитель аудиторской группы (аудитор) Иванов С.И.
Третий этап предусматривает составление программы аудита. Она представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита, и предполагаемый перечень рабочей документации аудитора. В зависимости от условий проведения аудиторской проверки и результатов аудиторских процедур программа может пересматриваться. Причины и результаты изменений программы следует документировать.
Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочей документации аудитора, являются фактическим материалом для составления аналитической части аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности заказчика (клиента).
Программа аудита составляется по следующей форме (табл. 6.2).
Программа аудита
Аудируемое лицо ОАО: «Минский домостоительный комбинат». Период аудита: С 10 Ноября 200 Г. ПО 30 Ноября 200 Г.
Количество человеко-часов: 220.
Руководитель аудиторской группы (аудитор): Иванов С.И. Состав аудиторской группы: 3 Человека. Планируемый аудиторский риск: 5 /о. Планируемый уровень существенности: 6 500 ТЫС. руб.
Таблица 6.2 № п/п Перечень аудиторских процедур по реализации плана аудита Срок проведе-ния Исполни-тель Рабочая документация аудитора Приме-чание 1 2 3 4 5 6 1 Аудит финансовых вложе-ний в уставные фонды других организаций За прове-ряемый период Иванов С.И. 1.1. Проверить, в уставные фонды каких организаций и с какой целью производились финансовые вложения За прове-ряемый период Иванов С.И. Выписки из про-токолов, учетные регистры, Главная книга 1.2. Проверить, в какой форме производились финансовые вложения:
а) денежные средства (сч. 50,51,52)
б) ценные бумаги (сч. 58)
в) основные средства и нематериальные активы (сч. 01,04)
г) материалы (сч. 10) и др. За прове-ряемый период Иванов С.И. Выписки из про-токолов, учетные регистры, выпис-ки банков, на-кладные на от-пуск имущества и другие документы 1.3. Проверить, как производилась оценка стоимости финансовых вложений, вносимых в неденежной форме За прове-ряемый период Иванов С.И. Методики оценки; протоколы собраний учредителей 1.4. Установить, в какой форме планируется получать доход:
а) денежная (дивиденды, проценты)
б) ценные бумаги и др. За прове-ряемый период Иванов С.И. Выписки из про-токолов 1.5. Выяснить, в какие сроки планируется получать до-ход:
а) ежеквартально

б) ежегодно За прове-ряемый период Иванов С.И. 1.6. Проверка расчетов по доходам За прове-ряемый период Иванов С.И. Выписки банка; кассовые ордера и др.
1 2 3 4 5 6 1.7. Проверка отражения иа счетах бухгалтерского учета операций, связанных с финансовыми вложениями За прове-ряемый период Иванов С И. Учетные регист-ры, Главная книга Аналогично составляется программа аудита по другим проверяемым объектам учета.

Виды аудиторских проверок. Инициативный и обязательный аудит

Аудиторские проверки можно классифицировать по различным основаниям: по цели, назначению (финансовый, налоговый, ценовой, управленческий, операционный, специальный, на соответствие законодательству); по частоте проведения (первоначальный, повторяющийся); в зависимости от вида деятельности аудируемого лица и соответствующего ему профиля аудиторской проверки (общий, банковский, страховых организаций, бирж, внебюджетных фондов и др.); по категориям аудиторов (государственный, негосударственный); по отношению к организационной структуре (внешний, внутренний); по отношению к требованиям законодательства (инициативный, обязательный).

Инициативный аудит проводится в любое время по решению аудируемого лица. Законодательными актами определены категории субъектов и органов управления юридических лиц, которые вправе инициировать проведение аудита. Так, в силу ст. 48 Закона об ООО инициативный аудит может быть проведен по решению общего собрания участников, а также по требованию любого участника общества. В последнем случае оплата услуг аудитора осуществляется за счет участника общества, по требованию которого она проводится. Расходы участника общества на оплату услуг аудитора могут быть ему возмещены по решению общего собрания участников общества за счет средств общества.

Обязательный аудит — ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Конституционный Суд РФ в постановлении от 1 апреля 2003 г. № 4-П указал, что необходимость обязательного аудита обусловлена такими обстоятельствами, которые в целях защиты прав и законных интересов других лиц и обеспечения экономической безопасности РФ требуют установления повышенных гарантий достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемых лиц.

В соответствии со ст. 5 Закона об аудите обязательный аудит проводится в случаях, если:

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) ценные бумаги организации допущены к обращению на организованных торгах;

3) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному периоду год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному периоду года превышает 60 млн руб.;

5) организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами. Например, в соответствии со ст. 11 Закона о приватизации состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте. Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения и других предусмотренных данной нормой документов.

Обязательный аудит проводится ежегодно.

Закон об аудите предусматривает ограничения для проведения обязательных аудиторских проверок индивидуальными аудиторами. Так, обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Конституционность данного ограничения подтверждена постановлением Конституционного Суда РФ от 1 апреля 2003 г. № 4-П: «Исходя из того что проведение обязательного аудита направлено на защиту публичных интересов и на обеспечение достоверности официального бухгалтерского учета, т. е. относится к финансовому регулированию и имеет публично-правовой характер, федеральный законодатель определяет и организационно-правовую форму деятельности независимых аудиторов, осуществляющих обязательную аудиторскую проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя».

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе не является обязательным.

Аудиторское заключение

Аудиторское заключение — официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Статьей 6 Закона об аудите определены сведения, которые должно содержать аудиторское заключение. К аудиторскому заключению прилагается финансовая (бухгалтерская) отчетность, в отношении которой выражается мнение и которая датирована, подписана и скреплена печатью аудируемого лица в соответствии с требованиями законодательства.

Требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения устанавливаются ФСАД. Приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н утверждены ФСАД 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности»; ФСАД 2/2010 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении»; ФСАД 3/2010 «Дополнительная информация в аудиторском заключении».

В аудиторском заключении может быть выражено немодифицированное или модифицированное мнение о достоверности бухгалтерской отчетности.

Аудитор должен выразить немодифицированное мнение в случае, когда он приходит к выводу, что бухгалтерская отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение аудируемого лица и результаты его финансовой деятельности в соответствии с правилами отчетности.

Аудитор должен выразить модифицированное мнение в аудиторском заключении, если на основании полученных аудиторских доказательств установлено, что бухгалтерская отчетность, рассматриваемая в целом, содержит существенные искажения; он не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства, чтобы установить, что бухгалтерская отчетность, рассматриваемая в целом, не содержит существенные искажения.

Модифицированное мнение может быть выражено в следующих формах: мнение с оговоркой, отрицательное мнение, отказ от выражения мнения.

Аудиторское заключение представляется аудиторской организацией, индивидуальным аудитором только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг.

Заведомо ложное аудиторское заключение — аудиторское заключение, составленное без проведения аудита или составленное по результатам аудита, но явно противоречащее содержанию документов, представленных аудиторской организации, индивидуальному аудитору и рассмотренных в ходе аудита. Заведомо ложным аудиторское заключение признается по решению суда.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона об аудите подписание аудитором аудиторского заключения, признанного в установленном порядке заведомо ложным, является одним из оснований аннулирования квалификационного аттестата, а в соответствии с п. 15 ст. 18 Закона об аудите — одним из оснований для прекращения членства в СРО аудиторов.