Анализ бизнес процессов

Причины возникновения и этапы становления бизнес-анализа

Эффективное управление современным бизнесом невозможно без систематической выработки и реализации решений, направленных на его изменения, обусловленные не только запросами рынка и условиями конкурентной борьбы, но и требованиями общества. Традиционный для нашей страны анализ хозяйственной деятельности предприятий был ориентирован преимущественно на обоснование решений по поддержанию устойчивого функционирования этих предприятий как производственных систем, созданных для выполнения плановых заданий. В его задачи не входило аналитическое обеспечение управления изменениями. Однако переход на рыночные отношения показал, что успешно развивается только тот бизнес, который изменяется вместе с экономикой, и в основе современного предпринимательства должна лежать систематическая инновационная деятельность.

Как возникает потребность в инновациях? Какими мотивами руководствуются компании, принимая решения о нововведениях? В каких направлениях следует развивать инновационную активность? Как из множества возможных вариантов новых решений выбрать те, которые действительно необходимы для успеха бизнеса в конкретной ситуации? Для ответов на подобные вопросы необходимы адекватные аналитические обоснования.

В соответствии с этим целесообразно рассмотреть сравнительно новое для отечественных экономистов направление аналитической работы — бизнес-анализ, которое приобретает все большую актуальность с пониманием ими сложности проблем становления рыночных отношений в нашей стране.

Для многих из них представляется логичным, что здесь имеется в виду просто экономический анализ различных видов бизнеса, т.е.

видов деятельности, которые в условиях рынка осуществляет коммерческое предприятие, или анализ самого предприятия как инвестиционного проекта, от которого его собственник как предприниматель-инвестор ожидает получения определенных выгод. Однако для понимания сущности бизнес-анализа важно определить само понятие бизнеса как общественно-экономического явления и объекта анализа.

Как известно, могут быть выделены три основные теоретические концепции, служащие основой толкования сущности бизнеса: позитивная, критическая и прагматическая .

В рамках позитивной концепции, характерной для популярных на Западе теорий общества всеобщего благосостояния или государства всеобщего благоденствия, бизнес трактуется как осуществляемая на основе личной инициативы общественно полезная деятельность людей с целью производства различных благ (товаров, услуг) для других людей. Такой подход идеализирует бизнес и абсолютизирует его положительные черты, связанные с созданием на основе личной заинтересованности и активности предпринимателя продукции, нужной людям. Эта концепция предполагает, что под влиянием регулирующей роли государства и чувства социальной ответственности деятельность бизнесменов нацелена на всеобщее благо и осуществляется в интересах всего общества. Такой подход игнорирует противоречия, порождаемые бизнесом.

Критическая концепция бизнеса исходит из того, что бизнес — это инициативная деятельность людей, направленная исключительно на личное обогащение. Ради получения доходов бизнесмен навязывает собственные корыстные интересы другим людям и готов на попрание любых моральных норм. Такой подход, основанный на принципах марксизма, долгое время господствовал в нашей стране, когда частное предпринимательство расценивалось как антиобщественное явление. Понятие «бизнес» ассоциировалось лишь с капиталистическим обществом, в котором господствуют эксплуатация человека человеком, погоня за «чистоганом» и нет такого преступления, на которое не рискнул бы капитал в погоне за высокой прибылью. Бизнес рассматривался как предельно противоречивое явление, порождающее кризисы в экономике и разнообразные конфликты в обществе. Отсюда следовал вывод о том, что бизнес как исторически преходящее явление с неизбежностью должен быть заменен на другие, более справедливые, непротиворечивые и эффективные формы экономической активности людей, основанные на централизованном планировании и общественной собственности на средства производства.

Если позитивная концепция абсолютизировала положительные черты бизнеса и игнорировала его негативные последствия, то критическая концепция игнорирует преимущества бизнеса и абсолютизирует порождаемые им противоречия. Нетрудно заметить, что при всей своей непохожести обе эти концепции предельно упрощают реалии жизни и идеалистически конструируют некие виртуальные, воображаемые формы организации экономики.

Прагматическая концепция основывается на том, что бизнес рассматривается как явление, неизбежно возникающее в ходе естественного развития общества. Бизнес необходим как самим предпринимателям, стремящимся к личному обогащению, так и другим членам общества, которые благодаря бизнесу получают возможность удовлетворять свои потребности в товарах и услугах. Прагматический подход не отрицает противоречия и различия интересов бизнеса, общества и отдельных его членов, но ориентирован на то, что современная цивилизация должна обеспечить баланс для разумного удовлетворения потребностей этих групп. При этом сами противоречия, порождаемые конкуренцией бизнесменов, рассматриваются как положительное явление, стимулирующее развитие экономики.

Именно прагматическая концепция бизнеса по своей сущности может трактоваться как теоретическая основа бизнес-анализа, ориентированного на оценку того, как в условиях рыночных отношений деятельность хозяйствующих субъектов удовлетворяет требования различных заинтересованных сторон — и на поиск путей лучшего выполнения этих требований. Однако в современной литературе встречаются самые различные трактовки не только самого понятия «бизнес-анализ», но и роли специалиста бизнес-аналитика, которую он призван играть в коммерческой организации.

Наиболее авторитетным можно считать мнение Международного института бизнес-анализа (International institute of business analysis — IIBA). Этот институт разработал и периодически актуализирует свод знаний по бизнес-анализу (Business analysis body of knowledge — ВАВОК). В версии 2009 г. ВАВОК определяет бизнес-анализ как совокупность задач, методов, квалификаций и возможностей, необходимых для четкого определения проблем, стоящих перед бизнесом, и обоснования путей их решения. Но в последней версии ВАВОК, опубликованной в 2015г., эта формулировка была изменена и в качестве цели бизнес-анализа определено обоснование изменений бизнеса, позволяющих решить его проблемы и удовлетворить связанные с ними потребности стейкхолдеров. Бизнес- анализ — это деятельность, позволяющая осуществлять изменения в компании при помощи выявления определенных потребностей заинтересованных лиц и обоснования решений, обеспечивающих удовлетворение этих потребностей и представляющих ценность для данных заинтересованных лиц .

Для осуществления подобных изменений необходимы соответствующие решения. Такие решения часто сводятся к разработке прогрессивных информационных систем, но могут и включать в себя рекомендации по улучшениям бизнес-модели компании и ее отдельных бизнес-процессов, по различным финансовым, технологическим, конструкторским и организационным изменениям. При этом подчеркивается, что специфические задачи бизнес анализа принципиально различают роли бизнес-аналитика и менеджеров компании: бизнес- аналитик отвечает за выявление бизнес-проблем, определение их сути и масштабов, а также путей их решения при помощи тех или иных изменений, в то время как в сферу ответственности менеджеров входит конкретная работа по реализации этих решений.

Согласно концепции ВАВОК, бизнес-аналитик должен выполнять роль посредника между всеми заинтересованными сторонами, анализируя ситуацию, выявляя и формулируя требования к изменениям бизнес-процессов, корпоративной политики и систем информационного обеспечения деятельности фирмы. Бизнес-аналитик должен понимать проблемы и возможности, возникающие перед бизнесом в контексте определенных требований, и рекомендовать решения, которые позволяют организации достичь поставленных целей.

Целевая направленность бизнес-анализа заключается в информационном обеспечении эффективного корпоративного управления, которое понимается как система взаимодействия между акционерами и менеджментом компании, а также с другими заинтересованными сторонами с целью реализации интересов собственников и законных прав остальных стейкхолдеров.

При этом очевидно, что у каждого стейкхолдера имеются собственные потребности и интересы, часто не совпадающие с потребностями и интересами других стейкхолдеров.

Так, собственники бизнеса ждут от него повышения прибыли и рыночной стоимости своей компании, обеспечивающих увеличение размеров их дивидендов и рост стоимости их акций. Ориентирами для них служат альтернативные варианты вложений своих средств.

Менеджеров же этой компании в первую очередь интересуют результаты ее деятельности, находящиеся в сфере их ответственности, определяющие их профессиональную успешность, размеры оплаты их труда и премий, повышение их социального статуса, решение вопросов карьерного роста.

Исполнительный персонал заинтересован в гарантиях занятости, достойной заработной плате, улучшении условий труда, удовлетворении работой, возможностях повышения квалификации и получения более выгодной должности. Требования персонала (как и менеджеров компании) в существенной мере обусловлены текущей конъюнктурой на рынке труда.

Покупатели и заказчики ожидают от предприятия своевременных поставок товаров или услуг требуемого качества по приемлемым для них ценам. При этом качественные и ценовые параметры их требований во многом определяются предложениями присутствующих на рынке конкурентов анализируемой фирмы.

Поставщиков заботит стабильность заказов, своевременность оплаты поставок по возможно более высоким ценам, в их интересах создание с предприятием отношений зависимости от их поставок. Уровень притязаний поставщиков связан со сложившейся на рынке поставок аналогичных товаров конъюнктурой.

Инвесторы требуют минимизации рисков их вложений и максимизации доходности этих вложений. Поэтому они стремятся к диверсификации объектов инвестирования и сбалансированности инвестиционного портфеля. И в этом случае требования инвесторов тесно связаны со сложившейся конъюнктурой, но уже фондового рынка.

Кредитующие банки заинтересованы в привлечении компанией как можно больших сумм кредитов на выгодных для банков условиях при сохранении способности своевременно погашать ссудную задолженность и уплачивать причитающиеся проценты. И здесь банки, определяя условия кредитования, ориентируются на конкурентов на рынке банковских услуг.

Местное сообщество и общественные организации озабочены тем, чтобы компания не наносила вреда окружающей среде, поддерживала порядок на прилегающих территориях, реализовывала меры социальной ответственности, учитывала мнения жителей окрестных районов. Сложившиеся экологические требования и социальные стандарты служат при этом отправными точками формирования позиции этой группы стейкхолдеров.

Органы государственной и муниципальной власти ждут от компании своевременных выплат возможно более высоких сумм налогов, обеспечения занятости населения, соответствия деятельности требованиям законодательства, участия в решении социальных проблем региона и вклада в его экономический рост. Важную роль в формировании их требований играют политические мотивы.

Однако трудно представить, чтобы интересы и требования столь разнообразных групп во всем совпадали. Удовлетворяя требования одних стейкхолдеров, мы чаще всего будем вынуждены ущемлять интересы других. Поэтому выявляемые в ходе бизнес-анализа проблемы часто не позволяют решить их все сразу.

В таких случаях бизнес-аналитик может использовать принципы так называемой теории ограничений систем (ТОС). Она позволяет упрощать сложные и запутанные ситуации, сосредотачивая внимание на ключевых проблемах бизнеса, на тех нескольких наиболее значимых факторах, которые в данный момент определяют работу всей организации как системы .

Показатели возможностей процессов

Для определения того способен ли ТП выпускать изделия, имеющие показатели качества в пределах допуска используют показатели возможности процесса.

Для применения этих показателей необходимо выполнение след. условий:

  • 1) индивидуальные значения показателей качества должны подчиняться нормальному закону распределения
  • 2) предварительно должна быть проверена стабильность процесса
  • 3) изменчивость результатов измерений должна быть мала по сравнению с техническим допуском.

Для определения стабильности процесса строят КК Шухарта

После построения КК возможны следующие состояния:

  • 1) состояние А — стабилен по разбросу и по положению среднего арифметического
  • 2) состояние Б — стабилен по разбросу, нестабилен по положению среднего арифметического
  • 3) состояние В — нестабилен по разбросу

Если процесс нестабилен по разбросу, то не рассматривают.

Показатели, применяемые для оценки возможностей стабильного процесса, называют индексами воспроизводимости.

Показатели, применяемые для оценки возможностей процессов, стабильность которых не подтверждена, называют индексами пригодности.

1. Индекс воспроизводимости

Ср (разброс) — характеризует соответствие изменчивости статистически устойчивого процесса ширине поля допуска, т.е. сколько из предполагаемых данных вошли в поле допуска.

Рис. Ср =1

При Ср = 1 вероятность брака составляет 0,27%. При этом уровень несоот-ия 2700 изд-ий на миллион (в стандарте 2700 ppm(parts per million))

Рис. Cp>1

Рис. Ср<1

Стандарт рекомендует Ср = 1,33. В этом случае дефектность составит 63 ppm. Если Ср=2, то дефектность составит 2 изделия на миллиард.

Общепринятые оценки процесса по Ср:

  • 1) Ср
  • 2) 1?Ср
  • 3) Ср?1,33 — хорошо

Иногда вместо Ср используют коэффициент точности:

Данный коэффициент вычисляется в % и показывает часть поля допуска, покрываемую рассеиванием данных.

Для Ср=1,33 kp=75%/.

При одностороннем допуске используют след. формулы:

2. Индекс воспроизводимости Срk (центрованность) — характеризует настроенность процесса на центр поля допуска.

Для улучшения качества процесса следует добиваться

  • 1) Сpk>1 — удовлетворительно
  • 2) Сpk?0,76 — плохая настройка процесса

Для нестабильного процесса определяют индексы пригодности:

При одностороннем допуске:

При нахождении процесса в состоянии А вычисляют Ср и Срk

В состоянии Б: Ср, Рр,Рpk, В состоянии В: Рр,Рpk

Ни один индекс в отдельности не применим ко всем процессам и ни один конкретный процесс нельзя описать одним индексом.

Выводы, сделанные на основе индексов должны быть согласованы с результатами других исследований, в том числе КК.